Использование дискуссионных технологий в работе педагога-психолога при реализации ФГОС

Шахматова Полина Викторовна

Представлен материал из выступления на городском методическом объединении педагогов-психологов г. Нижневартовска. Из опыта работы использования дискуссионных технологий при реализации программ внеурочной, профориентационной деятельности ФГОС НООи ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся среднего звена в рамках сопровождения ФГОС».

Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги, тема моего выступления отмечена слайде.

Слайд 2. Хочу отметить, что наша школа не является пилотной и реализация ФГОС ООО у нас проводиться с 2015-2016 учебного года. Но вот уже на протяжении 2х лет на параллели пятых классов реализую программу «Этика общения». Важным отмечаю показать детям не только этические нормы межличностного взаимодействия, но и психологические правила и приемы эффективной коммуникации. Использую работы таких отечественных авторов как: Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (5-8 класс), Михеева А.В. «Я – подросток» (7-9 класс), Битянова М.Р. «Учимся решать проблемы». Поэтому моя программа считается компилятивной, так как в силу условий и особенностей контингента учащихся изменяю и дополняю сценарии занятий и упражнения.

Слайд 3. Так как у многих из нас занятия проводятся с полным классом, то назвать их тренингом нельзя, но думаю, что вы согласны,  что наши занятия отличаются от стандартного урока, так как мы используем активные методы для обучения и развития. В своей работе я люблю использовать:

  • рисуночные методики (техники) и их анализ;
  • видео-мотиваторы и их обсуждение;
  • дилеммы и решение психологических задач;
  • кейс-методы.

И как отсюда следует, я больше внимания уделяю развитию коммуникативных и личностных УУД.

Слайд 4.  И сегодня я предлагаю вам вспомнить один из дискуссионных методов, которые многие из вас знают, а может быть и пользуются в своей работе.

Для этого я предлагаю вам выйти в наше свободное пространство.

Инструкция: «Уважаемые участники, сейчас на слайде будут показаны высказывания (сегодня мы выбрали тему: «Психология»). Если вы согласны с данным высказыванием, перейдите на сторону с табличкой «да», если нет, то к табличке «нет». Если сомневаетесь с ответом, то можете остаться на своем месте.  Предлагаем  участникам аргументировать свой выбор.  После аргументов если ваше отношение к высказыванию изменилось, вы можете перейти на другую сторону. После перехода высказываются те, кто поменял место. Если таких не оказалось, то мы продолжаем дискуссию. Переходим к высказыванию №2.»

Примеры высказываний:

Слайд 5. 1. «Девятнадцатый век был веком биологии, двадцатый – веком физики, двадцать первый – век психологии» ( Аркадий Петрович Егидес)

2. «Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы» (Роберт Джеймс Фишер)

3. «Что скажут соседи? — вот начало и конец современной психологии». (Тимоти Лири. Семь языков Бога)

Слайд 6. 4. «Всё дело в том, что у психологии есть один крупный недостаток. Даже самый первоклассный специалист не может разобраться в своих знакомых, близких и уж тем более, в самом себе» (Майкл Крайтон. Сфера)

     5. «Прогресс психологии не в том, чтобы отделить сферу якобы «естественного» от сферы якобы «духовного» и сосредоточить внимание на первой, а в том, чтобы вернуться к великой традиции гуманистической этики, рассматривавшей человека в его телесно-духовной целостности, веря, что цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя». (Эрих Фромм. Человек для себя)

Слайд 7. 6. «Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука. Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других. В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения» (Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений)

!!! Взять утверждения 1,4,6.

После проведения дискуссии. Теперь мы можем  проанализировать данное упражнение.

Этап 1. Предлагаю высказаться участникам (в свободной форме)

Слайд 8. Этап 2. Практичность упражнения:

  • простота использования (если ведущий владеет навыками ведения переговоров и дискуссий);
  • можно использовать на любом этапе занятия (в начале как мотиватор, определение проблемы, в основной части занятия как дискуссионный метод, в итоговой части как рефлексивный метод);
  • может быть использовано в любой возрастной категории (у подростков учитывает особенности возраста: межличностное общение, группировка);
  • многофункциональность (применимо к различным темам).

 Слайд 9.   Этап 3. Развивающий компонент упражнения:

  • развивает умение слышать и слушать собеседника;
  • развивает умение аргументировать (возможность высказаться);
  • ставит в ситуацию выбора;
  • формирует толерантное отношение к мнению и выбору другого человека.

!!! Важно:

1. Вносить правила безопасного поведения среди участников при проведении дискуссии

2.  Проводить рефлексию после завершения дискуссии.

Модификация упражнения состоит в том, что вы можете ставить участников в ситуацию наоборот, когда они сидят по группам,  и вы даете им таблички «да»,  «нет».

Например, когда вы работаете с большой аудиторией и нет возможности передвижения участников (в актовом зале).

  Слайд 10. Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com