Проектирование предметной среды общеобразовательных учреждений разного типа

Современное образования, с принятием нового закона «Об образовании», система получения знаний, существовавшая до этого момента, подверглась серьезным изменениям. Современные учащиеся, находясь в образовательном учреждении, проходит первую ступень образовательной системы. Так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, все образование подверглось огромным изменениям.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей [3].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование предметной среды общеобразовательных учреждений разного типа.

Design of the subject environment of educational institutions of different types.

Г. Р. Айсына

G. R. Aisina

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Чебоксары, Россия

Yakovlev Chuvach State Pedagogical University, Cheboksary, Russia.

Современное образования, с принятием нового закона «Об образовании», система получения знаний, существовавшая до этого момента, подверглась серьезным изменениям. Современные учащиеся, находясь в образовательном учреждении, проходит первую ступень образовательной системы. Так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, все образование подверглось огромным изменениям.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей [3].

В связи с этими изменениями, данная работа является актуальной и значимой. С помощью нее мы подвергнем изучению систему создания предметной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строит на основе уже имеющейся развивающей среды.

Объектом исследования является предметная среда образовательных учреждений разного типа.

Предмет исследования проектирование предметной среды образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.

Цель работы: провести исследование особенностей проектирования предметной среды в образовательных учреждениях разного типа.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме проектирования предметной среды образовательных учреждениях разного типа.
  2. Спроектировать предметную среду образовательных учреждений разного типа в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования.

Методы исследования:

  • теоретические – анализ нормативно-правовой, научной, психолого-педагогической, методической, учебной литературы;
  • экспериментальные;
  • методы математической обработки данных.

Проектирование предметной среды – это совокупность педагогических и психологических условий для успешного протекания педагогического процесса. Среда должна быть рационально организованной в пространстве, актуальной по времени, насыщенной, разнообразной. В грамотно организованной среде ребенок активно развивается. В процессе познания и творчества задействуются его любознательность, воображение, коммуникативные навыки.

Предметная среда  помогает проявлять у обучающихся различные способности, развивает самостоятельность и инициативу. Идет развитие разнообразных видов деятельности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства.

Предметная среда – это важный компонент в жизни каждого человека. Ее качественное использование приводит к активному развитию творческого воображения, позволяя реализовывать их игровые замыслы. С помощью правильно подобранной среды формируется культура человеческих отношений [2].

Одним из основополагающих нормативных документов для осуществления педагогического процесса в образовательном учреждении является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). В Стандарте говорится о необходимости учета национально-культурных и климатических условий того места, где расположено учреждение. Это условие не может быть не отражено при конструировании среды.

Важно при формировании предметной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

  1. дистанция позиций при взаимодействии;
  2. активность, самостоятельность, творчество;
  3. стабильность динамично развивающейся среды;
  4. комплексирование и гибкое зонирование;
  5. сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической; организации среды;
  6. открытость и закрытость;
  7. гендерный принцип;
  8. индивидуальная комфортность;
  9. эмоциональное благополучие.

Помимо Образовательного стандарта есть еще один нормативный документ, где прописаны обязательные требования к общему образованию. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [4].

В новой образовательной политике главным направлением в образовании является его качество. В этом педагогам образовательных учреждений помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная по принципам, описанным в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Среда способствует эффективному развитию каждого ребенка и его индивидуальности.

Если предметная среда сконструирована правильно, то можно говорить об активном обогащении и развитии специфических видов деятельности.

В образовательном учреждении среда строится для обеспечения физического, художественно-эстетического, познавательно-речевого и социально-коммуникативного развития обучающихся в полной мере. При этом личность каждого субъекта подвергается формированию и накоплению социального опыта.

Предметная среда направляется на развитие самостоятельности и самодеятельности детей, посещающих образовательное учреждения.

Предметная среда воспитания – это особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе. Предметная среда включает в себя:

1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, и т. д.);

2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;

3) мебель и оборудование;

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметной среды, являющиеся результатами работы педагогического процесса:

- выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;

 - выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;

- фото-, видеохроники школьной жизни и др.

6) специальное элементы эстетического оформления (оформления интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, и др.);

7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;

8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников;

9) информационно-организующие элементы предметной среды: расписание занятий и т.п., а также разнообразная школьная документация.

Создание благоприятной предметной среды подразумевает такую организацию пространства, при котором воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Эффективность предметной среды в воспитании определяется следующими условиями: 

1. Соответствие целям и задачам воспитания;

2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности;

 3. Эстетичность и аккуратность;

 4. Соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей данной национальности, данной местности;

 5. Эмоциональная и информационная насыщенность;

6. Соответствие возрастным особенностям учащихся;

 7. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств);

8. Поддержание в функционального состояния (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды);

9. Участие воспитанников в создании и поддержании предметной среды [1].

По мнению Л. С. Выготского, предметная среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.

Психологи и педагоги обращались к проблеме предметной среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец). Однако предметная среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка школьного возраста во многом зависит от организации предметной среды в общеобразовательном учреждении. (Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддъков, Е. А. Флерина, С. Л. Новоселова и др.).

Предметная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В основе разработки создания предметной среды  МБОУ «Чичканская ООШ», в которой реализуются принципы комплексного подхода:

  • многофункциональность помещений;
  • рациональность использования пространства;
  • взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  • целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.         

Учащиеся  лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры-исследования, творческого моделирования и конструирования.

Создавая предметную среду любой возрастной группы необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды образовательного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Среда: образовательная и предметная, вторая является составной частью первой. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.

Педагоги должны творить, а не бояться экспериментировать, и тогда создание предметной  среды будет радостным событием не только для детей, но и для самих. А обучающиеся  будут усиленно развиваться, и процесс этот будет идти качественно.

Федеральный государственный образовательный стандарт это большой плюс для образования. Обучающиеся, он особенен, индивидуален, и стандарт призван показать это всем. Нет необходимости у работников образовательных учреждений загонять всех в одни жесткие рамки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно – развивающей среды в образовательных учреждений / Р. А. Кирьянова – М. : Детство – Пресс, 2010.
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. - М., 2014.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2011
  4. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"