Статья на тему: "Занятия логоритмикой как эффективный способ включения детей с ТНР в образовательный процесс"

Цыганкова Жанна Валерьевна

Ключевые слова: дети с ТНР, логопедическая ритмика, организация логоритмических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsygankova_zh._v._statya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия логоритмикой как эффективный способ включения детей с ТНР в образовательный процесс

Цыганкова Ж. В.

магистрант 2 курса ГОУ ВПО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, mgosgi-ped@mail.ru

Научный руководитель: Деев Е. Е., канд. пед. н., доцент

Ключевые слова: дети с ТНР, логопедическая ритмика, организация логоритмических занятий.

Развитие общества на современном этапе предъявляет новые требования к содержанию образования, а также особую значимость придают обновлению форм и содержания реабилитационной работы с детьми с ОВЗ. Это подчеркнуто в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Ст. 79. Организация получения образования обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья). В концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС 2) также говорится об использовании специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.

С учетом новых запросов, значительно повышаются требования к профессиональной компетенции логопеда. Важным становится не только углубленная диагностика речевых отклонений, но и комплексный анализ психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, а также создание индивидуальных условий для развития личности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).

К категории детей с ТНР относятся дети, имеющие значительные речевые дефекты при сохранном слухе и первично не нарушенном интеллекте.

В педагогической классификации выделяют три группы детей с речевыми нарушениями: дети с фонетико-фонематическими нарушениями (ФФНР); дети с общим недоразвитием речи (ОНР); дети с недостатками мелодико-интонационной стороны речи  и темпо-ритмической стороны речи.

Практика показывает, что больший процент из этих детей составляют дети с общим недоразвитием речи (далее с ОНР).

Анализ специальной литературы по изучению детей с ОНР подтверждает тяжесть речевого дефекта. Уже в анамнезе раннего развития данной категории детей  имеются различные повреждающие факторы (Кесарево сечение, токсикоз, ПЭП, ММД, артериальная гипертензия). Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно также отставание сроков появления первых слов и фразовой речи.

В ходе логопедического обследования, можно обнаружить, что речь детей с ОНР может варьироваться от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с элементами недоразвития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи.

Стремление к речевому общению у детей с ОНР проявляется по-разному: от низкой речевой активности до проявления полного негативизма.

 Известно, что дети с ОНР наряду с речевыми расстройствами имеют целый комплекс неречевых отклонений. У них недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, характерна общая моторная неловкость, нарушена координация движений, зрительно-пространственная ориентация. Наблюдается гипотонус мышц.

По словам Г. А. Фотековой, в картине нарушений познавательной деятельности детей с ТНР преобладают общеорганические синдромы: сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность функции произвольного внимания, недостаточный объем памяти.

Тяжелые недостатки речи откладывают отпечаток и на личность детей с ОНР. Многие дети замкнуты (стесняются своего дефекта), у них снижена речевая активность. Это может послужить причиной возникновения патологических форм поведения и привести к нарушению эмоционально-волевой сферы.

Из вышеперечисленного можно заключить, что для данной категории детей необходима целенаправленная работа по развитию речевых и двигательных функций. Мы предполагаем, что именно занятия логоритмикой могут послужить залогом успеха в инклюзивном сопровождении детей с ТНР. Логоритмика является одним из звеньев коррекционной педагогики. Ее педагогическое воздействие подчеркивали многие  исследователи: В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская. Они подтверждали, что логопедическая ритмика оказывает воздействие на физическое, интеллектуальное и эстетическое здоровье человека с речевой патологией.

Основной задачей в процессе применения логоримической технологии является формирование и развитие у детей с ТНР двигательных и сенсорных способностей, как основы воспитания и устранения речевых недостатков.

При организации логоритмических занятий логопеду необходимо учитывать возрастные и личностные особенности детей с ТНР, обязательно показывать правильный образец выполняемых упражнений. Обращать особое внимание на овладение детьми двигательными умениями и навыками, на умение ориентироваться в пространстве, на понимание смысла предлагаемых заданий, на стремление творчески проявлять себя. Включать в одно занятие упражнения разнообразной направленности:

- артикуляционную и пальчиковую гимнастику;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на координацию речи с движением;

- логопедические распевки;

- упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения на развитие зрительно-пространственной ориентации;

- упражнения на развитие чувства темпа и ритма;

- подвижные игры и хороводы.

Основной принцип включения вышеперечисленных работ – тесная связь движения с музыкой. Музыка позволяет ненавязчиво развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

Следующий принцип – обязательное включение речевого материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР, а также с учетом лексической темой недели.

Необходимо также соблюдать поэтапность воздействия. На первом этапе выполняются упражнения общего комплекса, затем упражнения специального комплекса (направленные на постановку или отработку  определенного звука). Затем, закрепляются речевые навыки и двигательные способности. Обязательным является многократное выполнение предлагаемых заданий. Только при многократном выполнении вырабатываются стойкие и устойчивые кинестезии, так называемые «мышечные чувства», чувства положения и перемещения, как отдельных членов, так и всего человеческого тела.

Из выше сказанного, можно сделать выводы, что занятия логоритмикой  открывают новые возможности для всестороннего и полноценного развития детей с ТНР. Занятия помогут детям развить речевые и двигательные функции, научиться взаимодействовать с другими детьми, снизить уровень тревожности, напряженности, за счет переключения с одного вида деятельности на другой, и как результат – способствовать развитию полноценной личности ребенка с ТНР и его успешной интеграции в обществе.

Литература

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : Методическое пособие – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года (дата обращения: 11.10.2018 г.)  http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  4. Стандарты второго поколения (ФГОС) (дата обращения: 10.11.2018 г.) http://sch1317.mskobr.ru/