Традиционные и новые технологии обучения школьников

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании, связанные с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из важнейших задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей для проявления творческих способностей. Решение этой задачи невозможно без осуществления вариативности образовательного процесса, в связи с чем в обучении наряду с традиционными появляются различные инновационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnye_i_novye_tehnologii_obucheniya_shkolnikov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Традиционные и новые технологии обучения школьников

Подготовил: учитель-дефектолог

Золотарева Т.С.

 «Не нужно пытаться изменить всю свою жизнь, достаточно лишь изменить своё отношение к ней».

Ральф Уолдо Эмерсон

В качестве вступления я привела высказывание Ральфа Уолдо Эмерсона. На мой взгляд, с его помощью можно в литературной форме говорить как о уже свершившихся, так и предстоящих изменениях в образовательном пространстве школы.  

Говоря о личностном отношении к новым и традиционным средствам обучения школьников, хочется в первую очередь отметить, что, находясь в учебном пространстве средней школы, невольно чувствуешь буквально на себе все разнообразие инноваций, которые крайне стремительно вошли в жизнь данного учебного заведения. Сегодня отходит на второй план традиционная форма проведения учебных занятий и получают распространение инновационные: урок с элементами практического занятия, бинарный урок, урок с заранее запланированными ошибками и т. д. Безусловно, данные формы проведения занятий на данный момент времени являются объектами всеобщего внимания и вызывают повышенный интерес как учащихся, так и учителей. Но, на мой взгляд, урок в традиционном варианте является не менее (в некоторых случаях и более) эффективным. В ходе традиционного занятия учащиеся имеют возможность записывать за педагогом, который в свою очередь старается разнообразить материал, вместе с тем сделать его максимально насыщенным и достоверным.

К тому же, на мой взгляд, несмотря на разнообразие технических средств (а во многом и благодаря им) современные школьники стали меньше читать живого, а не электронного текста. Но, не смотря на все отрицательные стороны инновационных технологий, они, безусловно, являются эффективными и удобными для обучения.

Среди огромного разнообразия определений, что же такое технологии обучения в школе, я выбрала следующее:

«Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)» [3, с. 14-15].

На мой взгляд, это определение очень доступно для понимания, к тому же в нем в сжатом виде отражена сущность не только педагогических технологий, но и педагогики как науки в целом, то есть от совокупности одновременного функционирования всех средств до достижения конкретных целей.

Но, как известно, любая наука предполагает творчество, а наука педагогика в своем понятийном инструментарии содержит такой термин, как педагогическое творчество, что, безусловно, не лишено оснований, так как сама работа педагога предполагает творческое отношение практически ежедневно.

Технологическое творчество  – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем и процессов, учебных педагогических ситуаций для повышения результатов воспитания и обучения. Именно такое определение дает Г.К. Селевко [4, с. 67].

Список литературы

  1. Вергелес Г.И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов/Г.И. Вергелес, Л. В. Савинова // Начальная школа. – 2015. – №1. – С. 63-67.
  2. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся / Е.В. Гусарова // Начальная школа. – 2013. – №11. – С.7-13.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
  5. Сергеева В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие / В.П. Сергеева, Э. К. Никитина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.