Профилактика агрессивного поведения подростков посредством занятий физкультурой и спортом.

Марковской Александр Вячеславович

Проблема агрессии сегодня одна из самых насущных в гуманитарных науках. Эта проблема очень актуальна, так как в современном обществе агрессия присутствует не только у взрослых, но и в детской и подростковой среде.В  физкультурно-спортивной  деятельности  происходит  формирование  саморегуляции  подростка.  Он  становится  более  эмоционально  устойчивым,  коммуникативным,  толерантным,  приобретает  адекватную  самооценку  и  адекватную  оценку  других  людей.  Все  это  способствует  к  снижению  агрессивных  проявлений  в  повседневной  жизнедеятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика агрессивного поведения подростков посредством занятий  физкультурой и спортом.

                                              Марковской Александр Вячеславович

   Проблема агрессии сегодня одна из самых насущных в гуманитарных науках. Эта проблема очень актуальна, так как в современном обществе агрессия присутствует не только у взрослых, но и в детской и подростковой среде.

   Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна присутствует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Подростковая же агрессия рассматривается как эффективный способ контроля над событиями и ситуациями.  Для того, чтобы рассмотреть проблему подростковой агрессии необходимо определить, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

  Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление  навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.

Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Изменилась обстановка и в нашей России. Семья, призванная стоять на страже моральных принципов и растить подрастающее поколение в духе всеобщей любви и гармонии, бросала все силы на добычу хлеба насущного. Дети же, оставшись без присмотра, бросались во все тяжкие, включая и молодежные течения. Многие подростки искали элементарного внимания и уважения и, безусловно, находили его у таких же разочарованных и испуганных подростков. Стали создаваться сомнительного толка объединения, которые стали «засасывать» неуверенных в себе подростков под различными предлогами и направлять их энергию на погромы, избиения неугодных, воровство и т.д..

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.

При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности

В  качестве  профилактических  мер  по  проявлению  агрессии  у  подростков  психологи  рекомендуют  релаксацию,  физкультурно-спортивную  деятельность.

Во  время  занятий  творчеством  или  спортом  происходит  самовыражение  подростка  через  победы  и  достижения,  что  помогает  избавиться  от  внутреннего  дискомфорта  и  недовольства  самим  собой,  устранив,  таким  образом,  первопричину  агрессии.  В  спортивных  видах  деятельности  подросток  имеет  возможность  сделать  эмоциональный  выплеск,  выброс  энергии.  Исследованиями  установлено,  что  девушки  и юноши подростки,  которые  занимающиеся  физической  культурой  и  спортом  не  только  на  уроках  физической  культуры,    но  и  в  спортивных  секция  имеют  показатель  агрессии  ниже  более  чем  в  три  раза  по  сравнению  со  сверстницами,  не  занимающимися  физкультурно-спортивной  деятельностью. Спортсмен  умеет  контролировать  свои  эмоции  в  зависимости  от  официальных  правил  проведения  соревнований  и  несет  ответственность  во  время  игры  не  только  за  свои  действия,  но  и  за  действия  всей  команды.  В  физкультурно-спортивной  деятельности  происходит  формирование  саморегуляции  подростка.  Он  становится  более  эмоционально  устойчивым,  коммуникативным,  толерантным,  приобретает  адекватную  самооценку  и  адекватную  оценку  других  людей.  Все  это  способствует  к  снижению  агрессивных  проявлений  в  повседневной  жизнедеятельности. 

  Таким  образом,  физкультурно-спортивная  деятельность  является  средством  профилактики  агрессивного  поведения  подростков.