Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ

Голубова Елена Александровна

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ


Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ………….

4

Заключение……………………………………………………..……...............

8

Список литературы…………………………………………...……………….

9

 

 


Введение

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

     Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время появляется такое понятие как виртуальный музей.

Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.

Изучение методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования – изучение методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Изучить понятие виртуального музея в ДОУ.
  2. Раскрыть  методические условия применения виртуального музея в ДОУ

Проблема исследования в изучении методических условий в реализации виртуального музея в ДОУ. Недостаточная разработанность проблемы и её большая практическая значимость определили тему исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение  темы исследования относится  к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли - теоретический анализ литературных источников по теме исследования.


Методические условия в реализации виртуального музея в ДОУ

Музейная педагогика  есть важный тип педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть основную роль только в последние десятилетия. Этот вид организации обучения объединяет в себе учебный процесс с настоящей жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с объектами и явлениями.

Исходно музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи различной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали особые экскурсии для дошкольников, формировали всевозможные мероприятия. Сегодня в дошкольной музейной педагогике активно формируются два больших направления:

сотрудничество ДОУ с музеями;

формирование и употребление мини-музеев в детском саду[1].

Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи исполняют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.

Виртуальные музеи могут  быть совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, содержанием воспитательной работы с детьми. Рейтинг посещаемости сайтов и страниц виртуальных музеев крайне высок: они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.  Виртуальные музеи представляют собой фактор развития культуры: сайты традиционных музеев - далеко не  единственная форма существования музеев онлайн. Сегодня работает множество виртуальных музеев, наличествующих только в сети «Интернет»: виртуальные музеи открывают частные лица (особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах), их формируют организации, которые не являются музеями – образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы.  Ряд виртуальных музеев объединяет сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни[2].

Музейные педагоги активно мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.

Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс содействует ассоциации обучения и воспитания в один единый образовательный процесс на  базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общей культуры личности воспитанника. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями и наблюдается рост духовно – нравственного воспитания детей.

Виртуальные экскурсии обладают преимуществами перед  обычными экскурсиями:

– Не  выходя из ДОУ можно познакомиться с объектами,  находящимися за границами детского сада.

– Разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в  помещении содействует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.

Противоречие использования виртуальных музеев возникает между значительным познавательным, созидательным, экономическим, педагогическим, консолидирующим потенциалом виртуальных музеев, широко используемым в мире, - и недооценкой этого феномена в российском обществе в целом, в научном сообществе и органах управления сферой культуры в частности; между большим объёмом эмпирического материала и постоянно поступающей новой информацией, - и недостаточной степенью научной разработанности проблемы и теоретического осмысления фактов; между необходимостью инновационного развития России, вызванного требованиями современности - и практической реализацией, реальным положением дел при разрешении этих задач, медленным развитием инновационных процессов.

 Форма виртуального музея в ДОУ возможна при соблюдении ряда требований:

наличие помещения, оснащенного компьютерной техникой;

высокоскоростной Интернет;

доступность для посетителей[3].

Постижение явлений материальной и художественной культуры в реальных условиях конечно же должно организовываться по программе. Виртуальное общение с ценностями культуры  есть подготовительный этап к первому. Оно  дает возможность закрепить изучаемый материал,  образовать условия для комфортного вступления в экскурсионную деятельность. По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем).  Подается как презентация;

– видеоэкскурсия сопровождаемая рассказами детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, выставленные на сайтах реальных музеев и в Интернет[4]

Создание виртуального мини -  музея  в ДОУ способствует воспитанию воспитанников детских садов, является инструментом отличной социализации и умственного развития дошкольников. Виртуальная экскурсия имеет несколько преимуществ перед классическими экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет пределов. Например, не покидая здания детского сада возможно посетить и познакомиться с объектами,  находящимися за его пределами.

Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они  никак не связаны с реальным помещением.

В ДОУ важно иметь список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.

В рамках виртуального музея возможно организация интерактивных музеев творчества дошкольников в рамках национальных традиций, например, «Белгородские узоры». Создание такого интерактивного музея позволит организовать условия не только для одностороннего восприятия информации детьми, но и сделать их активными участниками создания музея. 

Главными этапами  в создании виртуальной экскурсии являются:

 – постановка цели и задач;

– выбор темы;

–  поиск литературы по  исследуемому вопросу;

– отбор и исследование экскурсионных объектов;

– оцифровка фото и иллюстраций,

– составление маршрута экскурсии на  базе видеоряда;

 – разработка речи экскурсовода;

– составление плана ведения экскурсии;

– показ экскурсии[5].

 Создавая текст виртуальной экскурсии  важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью изложения,  иметь нормальный по количеству фактический материал, литературное изложение при прочтении. Материал располагается в той последовательности, в которой отображаются объекты, и имеет отчетливое разделение на части. Каждая из  частей посвящается одному из объектов. Представленный текст должен быть  готовым текстом для «использования» экскурсоводом[6].


Заключение

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании детской деятельности. Музеи помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада, расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, широкими экспозиционными возможностями.

Виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее: экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами; количество выставок, как правило, регламентировано не количественными категориями, а концепцией, связанной с появлением новой идеи, интересного проекта; виртуальный музей никак не связан с реальным помещением.

Главными этапами  в создании виртуальной экскурсии являются:  постановка цели и задач; выбор темы;  поиск литературы по  исследуемому вопросу; отбор и исследование экскурсионных объектов;  оцифровка фото и иллюстраций,  составление маршрута экскурсии на  базе видеоряда; разработка речи экскурсовода;  составление плана ведения экскурсии;  показ экскурсии. Создавая текст виртуальной экскурсии  важно, чтобы он отвечал возрастным характеристикам воспитанников и полностью раскрывал тему. Текст должен различаться краткостью, четкостью, др. Позитивной особенностью виртуальных музеев является то что они  никак не связаны с реальным помещением.

Считаем цели достигнутыми, задачи выполненными.


Список литературы

1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010 -  №6 – С. 43-48

2."Виртуальный музей" в детском саду как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОУ http://открытыйурок.рф/статьи/625183/

3.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание.  – 2012 -  №2. – С. 43-48

4.Майорова С.В.Виртуальный музей учреждения как инструмент формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО // Сб.ст.«Искусство педагогического общения» (Педагог-ребёнок, Педагог-родитель, Педагог-педагог) - г. Александровск, 2016 – С. 10-14

5.Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html

6. Четвертаков К.В. Дошкольные виртуальные музеи – доступное образовательное пространство. Основные принципы организации http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1486-chetvertakov-k-v-doshkolnye-virtualnye-muzei-dostupnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-osnovnye-printsipy-organizatsii


[1] Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание.  – 2012 -  №2. – С. 43

[2] Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html

[3] Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010 -  №6 – С. 43

[4] Четвертаков К.В. Дошкольные виртуальные музеи – доступное образовательное пространство. Основные принципы организации http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1486-chetvertakov-k-v-doshkolnye-virtualnye-muzei-dostupnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-osnovnye-printsipy-organizatsii

[5] Майорова С.В.Виртуальный музей учреждения как инструмент формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО // Сб.ст.«Искусство педагогического общения» (Педагог-ребёнок, Педагог-родитель, Педагог-педагог) - г. Александровск, 2016 – С. 10

[6] "Виртуальный музей" в детском саду как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОУ http://открытыйурок.рф/статьи/625183/