Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях.

Голубова Елена Александровна

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 60-70_u_8-10_s_statya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В статье рассмотрены особенности развития в формирования этетического вкуса у детей  дошкольного возраста.

          Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое развитие дошкольника, эстетическое восприятие, особенности развития, эстетический вкус.

Начиная с дошкольного возраста, ребенок должен и может получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

В современном меняющемся мире все больше внимания уделяется духовным, эстетическим, музыкальным ценностям, понять, принять и осмыслить которые способна только по-настоящему грамотная и воспитанная личность, обладающая высоким музыкально-эстетическим вкусом.

Для этого необходимо глубоко и всесторонне разобраться в проблемах музыкально-эстетического воспитания детей, создать у них более устойчивые представления о музыкальном искусстве, его ценностях, формировать суждения и оценки, направить педагогический поиск на более эффективное решение многих воспитательных задач, которые выдвигает сегодня музыкально-эстетическая практика дошкольников.

Ученые рассматривали формирование музыкально-эстетического вкуса в структуре общественного сознания, в единстве объективного и субъективного, общего и индивидуального, рационального и эмоционального, как социальное явление, отмечая его историческую обусловленность, психологическую направленность на осмысление прекрасного в музыке.

Благодаря их исследованиям, были сделаны выводы, позволяющие эффективно заниматься музыкально-эстетическим воспитанием детей в рамках дошкольной подготовки, а также в сфере дополнительного образования - в детских музыкальных школах, школах искусств и др.

Опираясь на мнения ученых, можно утверждать, что музыкально-эстетический вкус - это способность к восприятию, пониманию, переживанию, изучению, суждению и оценке в области музыкального искусства, сложный психологический процесс отражения музыкальных ценностей, идеалов, определения эстетической значимости того или иного произведения, качества его исполнения.

По мнению ученых, вкус формируется постепенно и может развиваться в течение всей жизни. Он зависит от уровня духовно-нравственного развития, интеллекта, образованности, индивидуально-психологических качеств, среды. Музыкально-эстетический вкус зависит от внутренней культуры, эстетических взглядов и представлений, уровня музыкальной грамотности, образованности. Но нельзя не отметить, что музыкально-эстетический вкус, его основы закладываются в раннем детстве, с первых контактов общения с матерью, с познанием окружающего мира, той среды, которая окружает и заполняет собой звуковое пространство. По утверждению В.А. Разумного, музыкально-эстетический вкус имеет «генетические основы» и развивается в процессе взаимодействия человека и окружающей среды. Огромное значение имеет музыка, которая, звучит вокруг ребенка пока он растет и познает мир.

Музыкально-эстетический вкус - педагогически управляемое явление. Его формирование у детей ставит конкретные социально-психологические задачи, без решения которых невозможно в этом процессе добиться успеха. Одна из главных - заинтересовать каждого конкретного ребенка творениями высокого образца, дать им необходимые знания, позволяющие постичь ценностный смысл творений, знания, которые будут способствовать формированию устойчивых представлений о музыке, системы убеждений о прекрасном и безобразном. Благодаря этому у детей будут формироваться верные суждения и оценки того или иного произведения, умения и навыки истинного ценителя музыки, активного слушателя, а в некоторых случаях и ее исполнителя.

Формирование музыкально-эстетического вкуса у дошкольников, находится в прямой зависимости от их идеалов, которые складываются у детей и оказывают сильнейшее влияние на его становление.

При этом идеал рассматривается как:

•        цель воспитательного процесса, к которой следует стремиться в процессе формирования музыкально-эстетического вкуса;

•        высшая, трудно достижимая степень совершенства, мыслимый предел стремлений, желаний;

•        собирательный образ, имеющий глубокие нравственно-эстетические, художественные основы;

•        показатель чувственно-интеллектуального развития личности конкретного ребенка;

•        регулятор его жизнедеятельности, определяющий мировоззрение, направленность в сторону добра или зла;

•        система ценностных убеждений, взглядов и представлений;

•        способ мышления и творческой деятельности.

Музыкально-эстетический вкус рассматривается как:

•        средство отражения и познания музыки;

•        способность к восприятию, пониманию, переживанию, наслаждению и оценке музыки;

•        показатель чувственно - интеллектуального развития ребенка, зависящего от природных задатков, мыслительной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей, выражающих не только личный, но и общественный опыт;

•        регулятор музыкальной деятельности;

•        система взглядов, представлений, убеждений, предпочтений, проявляющихся в вербальной оценке музыки, в её исполнении.

Сопоставляя и сравнивая данные определения можно убедиться в очевидности их синтеза. Хороший вкус ориентирован на общечеловеческие ценности и идеалы, и наоборот.

Особенность развития в ощущении идеала и вкуса, оценках и суждениях, это то, что, в формировании играет мода. Она влияет на ценностные слагаемые духовного образа, их выбор. Модный характер музыки в различные времена, как и модные произведения искусства, песни, романсы, водевили, распевавшиеся повсюду, через некоторое время возбуждали лишь общий смех, их находили нелепыми и безвкусными. Они отражали тот идеал, для которого достаточно самой слабой перемены в нравах, мировоззрении, чтобы бесследно исчезнуть, едва успев выйти из моды.

Эстетическое воспитание - одно из важных направлений в работе по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения остается актуальной. В настоящее время существует противоречие между необходимостью, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2018 г.), формирования общей культуры личности детей, неотъемлемой частью которой выступает развитие эстетических качеств и эстетического отношения к окружающему миру и отсутствием в программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной раздела, посвященного эстетическому воспитанию.

По мнению В.В. Воронковой, эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Неотъемлемой частью эстетического воспитания является формирование эстетического вкуса. Эстетический вкус — понятие широкое, включающее в себя не только понимание, наслаждение прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, быта, одежды, труда [4].Г.З. Апресян отмечает, что эстетический вкус формируется и развивается на основе эстетического чувства, функцией которого является восприятие. Эстетическое восприятие - духовно-культурное присвоение личностью обще-человечески-значимого в реальном мире [5]. Результатом эстетического восприятия является эстетическое представление. Память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании представляет собой эстетическое впечатление.

Основным источником информации в сфере чувственного познания является зрение. Тем не менее, эстетические чувства возникают и развиваются не только при зрительном восприятии, но и при восприятии других модальностей (слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное).

Б.И. Коваленко и Н.Б. Коваленко отмечали, что дети с нарушениями зрения крайне ограничены в отношении ощущений и восприятий [1]. Земцова М.И., Коплан А.И., Певзнер М.С. утверждают, что под наибольшим влиянием патологии зрения оказываются чувства, в особенности эстетические, которые, в свою очередь, являются основой для формирования эстетического вкуса детей. Зрительный дефект выключает из сферы восприятия целую гамму чувств, затрудняет и ограничивает возможность зрительного ощущения и восприятия, тем самым вносит специфику в процесс формирования эстетического вкуса детей с функциональными нарушениями зрения [2, 3]

Данные, полученные в результате проведенного нами исследования, направленного на изучение особенностей развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, свидетельствуют о следующем: 44,5% детей имеют низкий уровень развития эстетического вкуса, средний уровень характерен для 55,5% детей; у детей недостаточно развит интерес к произведениям искусства; они часто затрудняются в оценке эстетической ценности объектов; дети имеют недостаточно сформированные эстетические представления, у них отмечается недостаточный уровень эмоциональных проявлений при восприятии эстетических объектов, слабо развиты эстетические чувства.

Выявленные особенности обусловливают необходимость организации целенаправленного педагогического процесса формирования эстетического вкуса. В работе по формированию эстетического вкуса может быть выделено три направления: красота природы; красота рукотворных предметов; красота человеческой культуры (внешней и внутренней). Каждое из этих направлений предполагает работу, нацеленную на формирование трех компонентов личностной сферы: эмоционально-чувственного (развитие у детей эмоционального отклика при восприятии окружающей действительности и произведений искусства); когнитивного (формирование знаний и представления о красоте окружающего мира во всем его многообразии); поведенческого (развитие способности эстетически оценивать предметы и явления окружающего мира, а также способности к преобразованию окружающей действительности по законам красоты).

Главным, но не единственным, средством формирования эстетического вкуса служит искусство. На занятиях педагог должен использовать все виды искусства: живопись, музыку, художественную литературу. Педагогу следует сочетать несколько видов искусства в одном занятии, например, рассматривание картины можно дополнить чтением стихотворения. Важное место в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, занимает использование на занятии рельефных изображений, тактильных картинок, выполненных из различных по текстуре материалов. При организации работы по формированию эстетического вкуса педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Одним из важнейших педагогических условий обеспечения эффективности процесса формирования эстетического вкуса у детей с функциональными нарушениями зрения является осуществление педагогического процесса на полисенсорной основе. Важно задействовать все анализаторы: слуховой, тактильно-двигательный, зрительный и даже обонятельный. Например, при организации занятия на тему «Расписная ложка» детям предлагаются не только иллюстрация, но и реальные предметы -расписные деревянные ложки, которые можно рассмотреть, потрогать и даже поиграть на них. В это же занятие включено практическое задание «Укрась свою ложку», что, в свою очередь, служит примером реализации принципа воспитания в деятельности. Наглядность, предъявляемая педагогом ребенку, всегда должна сопровождаться собственной деятельностью ребенка, а также находить выражение в речи. Для обеспечения коррекционной направленности педагогических воздействий необходимо вводить в занятия динамические паузы по 3 минуты в виде гимнастик, с целью предупреждения зрительного переутомления.

Особое значение в работе с детьми по формированию у них эстетического вкуса имеет принцип интерактивности. Для того, чтобы сформировать у ребёнка систему эстетических предпочтений, чтобы развить у ребёнка способность к эстетической оценке окружающей действительности, педагогу необходимо поддерживать, поощрять и подкреплять собственную активность ребёнка. В то же время, поддерживающая активность педагога должна быть соразмерной и целесообразной, так как малейший её переизбыток приведет к формированию у ребёнка пассивности, а недостаток - к неуверенности дошкольника в своих силах.

Не случайно, со временем идеал и вкус сортируют бездну произведений, оставляя лишь устойчивое, высокопрофессиональное, высокодуховное, которое не боится смены поколений, изменений быта, нравов, традиций. Творения великих мастеров наднациональны и надисторичны. В модных произведениях отражается поверхностное, в великих - глубокое и долговечное. Хотя бывают и модные произведения, которые являются высокохудожественными. Ценность каждого творения определяется не самой модой, а значимостью их духовного образа. Высокохудожественное произведение отражает абсолютный духовный образ на все времена, и чем эстетически прекраснее какое-то произведение, тем заветнее и задушевнее выводимый им духовный идеал.

 В результате музыкально-эстетический вкус отражает сложную систему ценностей конкретного ребенка. Плохой вкус проявляется в безграмотности, примитивности, в неумении оценить художественное произведение. Другой важной особенностью становления идеала и вкуса у дошкольников является анализ различных по уровню духовно-эстетической ценности творений. Нельзя сформировать высокое и адекватно оценить его, не узнав, что есть низкое, понимание, которого позволяет верно, оценить то или иное явление. Подняться на более высокий уровень высшего - значит отречься от низшего. Отказ от того, что мешает - один из важнейших факторов формирования музыкально-эстетического вкуса у дошкольников.

Список использованных источников:

1.        Богданова В.В., Клепикова К.А.Развитие эмоциональной сферы  дошкольников посредством восприятия музыки / Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления, образования и культуры: Сборник статей. - Москва: Перо, 2016.

2.        Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 2017 г. - 334 с.

3.        Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. - М., 2017 г. - 302 с.

4.        Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 2015. - 648 с.

5.        Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников// Молодой ученый. - 2014. - №2.- С. 790-792.

6.        Мухаметзянова Г.В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов / Г.В. Мухаметзянова, И.И. Карева. - Казань: КГУ, 2015 г. - 184 с.

7.        Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М.: Изд-во АПН СССР, 2018 г. - С. 6-19.

8.        Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. Шк., 2016 г. - 288 с.

9.        Лубовский, В.И. Специальная психология: учеб, пособ. - М., 2015.

10.        Ермолович, З.Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими: учеб, мет. пос. - Минск, 2014.

11.        Печко, Л.П. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы // Сб. научных трудов. К 90-летию со дня рожд. А.И. Бурова. - М., 2017.

12.        Радугин, А.А. Эстетика: учеб, пособ - М., 2018 г.