Основоположники логопедии.

В работе перечислены основоположники логопедии и указаны их основные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istorii_logopedii_v_litsah.docx79.85 КБ

Предварительный просмотр:

Основоположники логопедии


ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА

(1908—1989)

В 1927 году поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Льва Семеновича Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году Роза Евгеньевна начинает работать в в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Розы Евгеньевны явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Самым крупным достижение Розы Евгеньевны является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Роза Евгеньевна обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделении дифференцирующих признаков речевого дефекта. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Труды:

  1. Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954.
  2. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  3. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

ЛЯПИДЕВСКИЙ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ (1903 – 1975)

Свою трудовую деятельность начал с работы педагогм-воспитателем в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань, где он работает сначала педагогом, а затем завучем в психоневрологической школе санаторного типа при психиатрической окружной больнице, руководимой профессором Т.И. Юдиным. Работая педагогом, Сергей Семенович ощущает недостаточность педагогических знаний и поступает на медицинский факультет Казанского университета, где получает высшее медицинское образование, которое завершает в 1929 году в Москве на медицинском факультете 1-го МГУ.В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячковым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году —дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР старшим научным сотрудником и одновременно читает лекции на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. При его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, совершенствовалась система подготовки специалистов-дефектологов. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал уста овлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии.

Труды:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М.,1969.

2.Дифференциация состава учеников вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. IV. М., 1954.

3.Невропатология. М., 1965

4.Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского.

Вып. I, II, III. М., 1963.

5.Расстройства речи у детей и подростков//Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

6.Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. М., 1951.

ОРФИНСКАЯ ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА (1899 – 1971)

Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии        под        руководством  А.А.Ухтомского. Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в фонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики. Ее исследовательская деятельность, начиная с военных лет, сосредоточилась в основ ом на проблеме алалии и афазии. Впервые в истории логопедии Верой Константиновной было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстрой тв, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка. Результаты  сравнительного  лингвистического  изучения  алалии  и афазии были обобщены Верой Константиновной в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.

Труды:

1.Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.

2.Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л.,1963.

3.Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. Л., 1963.

ПРАВДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

(1894 – 1977)

Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. по ее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. А. Рау и Ю. А. Флоренская. С1933 по 1936 г. Ольга Владимировна работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ.В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.

Труды:

1.Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945 – 49.

2.Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – «Просвещение». М., 1973.

РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ

(1868 – 1957)

Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в сурдопедагогике и логопедии. Инициатор первых мероприятии по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования. В 1925 г. состоит профессором по кафедре сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ, председат л м дефектологической секции исследовательского института научной педагогики, председателем методической комиссии по сурдопедагогике и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Вел курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г. Работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г. Ведет консультацию и работу со студентами по логопедии.В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина.

Труды:

  1. Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. А. Рау). М., 1940.
  2. Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф.Рау). М., 1959.
  3. Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Копейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.
  4. Речевая функция у говорящих глухонемых. // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
  5. Постановка и коррекция устной речи у глухонемых. // Pay Ф.А., Лаговский Н.М., Басова А.Г. Методика обучения глухонемых: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений, для педагогических техникумов и для учителей школ глухонемых. Учпедгиз. Вып. 1. М., 1934.
  6. Проволочные зонды как пособие при постановке и исправлении произношения.

РАУ ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА

(1889—1969)

Имя Елены Федоровны известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. А. Рау и Н. А. Рау) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2 – 3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В 1954  –   1956  гг.  она  совмещала  работу  в  здравотделе  Москвы  с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Елена Федоровна – доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ.

Труды:

  1. О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.
  2. Воспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961.
  3. Логопедия  —  учебник  для  студентов  заочников  (в  соавт.).  М.,

1969.

ТРАУГОТТ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА (1904 – 1994)

Доктор медицинских наук, профессор, русский нейрофизиолог. Была ученицей академика И. П. Павлова.        Под        его руководством защитила кандидатскую диссертацию отзыв на которую написал В. М. Бехтерев. Наталия Николаевна работала вместе с И. П. Павловым, Л. С.Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели. С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с патологией речи, также у больных с психопатологическими синдромами.В  1927 г.  начинает  работать  в  физиологической  лаборатории  под руководств м А. Г. Иванова-Смоленского.В 1956 г. Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им.И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии».В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха .Под  руководством  Наталии  Николаевны  в лаборатории патологии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сеченова, которую она возглавила в 1956 году, проводились исследования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимодействия.

Труды:

  1. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940.
  2. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в соавт.). Л.,

1975.

3.О сенсорной афазии и алалии: Дис: … д.мед.н. Л.,1964.

4.О нарушениях взаимодействия сигнальных систем при некоторых остро возникающих патологических состояниях мозга. Л., 1957.

ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

(1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г, когда начал работать логопедом в школе для умственно отсталых детей.Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. Михаилом Ефимовичем было создано методическое объединение учителей-логопедов, которым он руководил много лет. В 50-х гг. логопедических пунктов было не более шести на весь Ленинград. Благодаря целенаправленной работе Михаила Ефимовича и его единомышленников в 80-х гг. уже в каждом районе было открыто более 10-и школьных логопедических пунктов. Михаил Ефимович всегда проявлял особую заботу о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики.Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчѐркивая их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Михаилом Ефимовичем были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нѐба и другие морфологические изменения

речевого аппарата). Функциональные причины он объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчѐркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную   отсталость,   нарушения   памяти,   внимания   и   другие расстройства психических функций. Важную роль Михаил Ефимович отводил социально-психологическим причинам,понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Им впервые было обосновано понимание причин возникновения речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных        связей        в        патологии        речи.Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.

Труды:

  1. Логопедия: уч. для пед. институтов. М, 1937
  2. Как  самому избавится от картавости / Руководство для подростков
  • взрослых. М., 1954.
  1. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.
  2. Недостатки речи у школьников. М., 1958.
  3. Логопедия: Учебник для вузов. М., 1998.

ВИЗЕЛЬ ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА

В 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед.Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с

В. М.Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афазии средств невербальной коммуникации.

Труды:

  1. Как вернуть речь. М., 1998.
  2. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М., 2005.
  3. Восстановление речи у больных с афазией (в соавтор.). М., 1997.
  4. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М., 2012.
  5. Коррекция заикания у детей АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.

ВОЛКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

В 1959 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока.Галина  Анатольевна  ученица  профессора М.Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр».Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.

 Труды:

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

2. Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.

3. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. ООО «ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».СПБ., 2003.

4.  Логопедическая  ритмика.  Учебник  для  студентов  ВУЗов.  ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПб ., 2010.

5. Методика психолого-логопедич ского обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. ООО«ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПБ., 2012.

ВОЛКОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА

(1930 — 2004)

Учѐный-логопед и организатор высшего дефектологического образования. В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики. С 1957 г. работала в г. Лиепая Латвийской ССР сначала старшим преподавателем, затем заведующим кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. Лациса. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию. В 1967 году присвоено звание доцента. В 1970 г. возвращается в ЛГПИ им.Герцена, избрана деканом дефектологического факультета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. С 1981 по 1996 г. заведует кафедрой психопатологии и логопедии, в последующем  преобразованную в кафедру логопедии. Лариса Степановна разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения. Она отмечает, что в характере системных нарушений речи у зрячих детей и детей с дефектами зрения имеется общее, но отмечается и частное (специфическое).В течение многих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология», «Новости отоларингологии и логопатологии». По поручению  Министерства просвещения СССР        Лариса Степановна        стала        автором        и научным редактором учебника «Логопедия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редактором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии»(1997)

Труды:

  1. Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения. Л., 1991.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.
  3. Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М.,1997.



ЛАЛАЕВА РАИСА ИВАНОВНА

(1938 – 2012)

В 1956   г.   с   отличием   окончила Моршанское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов, и поступила на дефектологический факультет ЛГПИ имени А.И.Герцена, который окончила в 1961 г. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году –дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика».С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1970 г. окончила аспирантуру при каф дре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы и пути их устранения».В 1989 г. защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе».Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.Под еѐ руководством сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.При решении актуальных проблем логопедии Раиса Ивановна работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвистический подход был реализован и в кандидатских диссертациях, выполненных под ее руководством.

Труды:

  1. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
  2. Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2002.
  3. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. (Автор разд. 8.). М., 1997.
  4. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2002.

МАСТЮКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР.

Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская  и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда отличается высочайшим уровнем профессионализма. Широкую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Елены Михайловны в период ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лаборатория превратилась во всесоюзный консультационный диагностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоящее время работает в детском восстановительном центре «Аист».Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей.

Труды:

  1. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (в соавт.). М., 1972.
  2. Лечебная педагогика. (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обуч ию детей с особыми проблемами в развитии). Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 1997.
  3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  4. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Пособие для психологов и педагогов. Владос. М., 2006.

ОРЛОВА ОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВНА

зав. кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, профессор, академик МСАО им. Я.А.Коменского. В 1976 г. с отличием окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и начала работать на кафедре психопатологии и логопедии. В 1985 году защитила кандидатскую д ссертацию «Система коррекционной логопедической работы при спастической дисфонии», а в 1998 г. докторскую диссертацию «Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов».В 1991 г. была одним из инициаторов создания Ассоциации фониатров и фонопедов, в настоящее время является заместителем председателя, ведет большую общественную работу.

Труды:

  1. Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Метод ческие рекомендации МЗ РСФСР. М., 1984.
  2. Нарушения голоса у детей //Библиотека логопеда. АСТ, Астрель, Транзиткнига. М., 2005.
  3. Нарушение голоса // Учеб. пособие для студентов. АСТ/ Астрель. Серия: Высшая школа. М., 2008.
  4. Реабилитация лиц речевых профессий с нарушениями голоса. М.,1998.

СЕЛИВЕРСТОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Кандидат  педагогических  наук,  профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Ленина, заместитель декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета. В 1955 г. окончил дефектологический факультет МПГУ им. В.И. Ленина, затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба. Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки. Ведет большую научно-методическую и научно-организационную работу. В течение многих лет был заместителем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Минобразования РФ, руководитель комиссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефектология»; член специализированного диссертационного совета МПГУ и др.

Труды:

  1. Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987.

  1. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1988.

  1. Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994.
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

  1. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Академический Проект, М., 2003.

ФИЛИЧИВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик МСАО им. Я.А.Коменского, академик АПиСН, заслуженный работник высшей школы. В 1960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, получает специальность: «Учитель школы глухонемых. Учитель русского языка и литературы средней школы». После института работает педагогом-дефектологом в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение), затем логопедом дошкольных учреждений, научным сотрудником сектора логопедии НИИД АПН.

В 1963 г. Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа, в течение 10 лет она возглавляет методическое объединение дошкольных логопедов г. Москвы. Татьяна Борисовна является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии.

Татьяна Борисовна — автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Методические пособия «Преодоление недоразвитой речи у дошкольников», «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием» отмечены премией «Грант». Ее методические пособия являются основой системы коррекционно-воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а «Основы логопедии», монография «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста». Эти труды являются фундаментальными исследованиями по проблемам речевой патологии, выполненными в русле концепции Р.Е.Левиной.

Разработанный Татьяной Борисовной наглядный дидактический материал пользуется популярностью у логопедов-практиков и отмечен премией Академии педагогических наук СССР. Ведет большую научно-исследовательскую работу, разрабатывая вопросы предупреждения и коррекции речевых дефектов детей дошкольного возраста. Благодаря Татьяне Борисовне организована система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Является научным руководителем уникального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обучения студентов дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова.

Труды:

  1. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.
  2. Основы логопедии. М., 1989.
  3. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

ФОМИЧОВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА

доцента кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ. В 1955 г. с отличием окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организацией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея-тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии. В настоящее время — доцент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомичевой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее более 20 научных публикаций, в числе которых методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Труды:

  1. Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нер ной системы. М., 1965.
  2. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
  3. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся пед.училищ. Просвещение. М., 1989.
  4. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие. / В соавторстве с Е.В. Оганесян. Изд.: МПСИ, 2010.


ЦВЕТКОВА ЛЮБОВЬ СЕМЕНОВНА

доктор         психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета   психологии   МГУ   им.   М.   В. Ломоносова.

В   1953 г. закончила отделение психологии философского факультета  МГУ им.  М.В.  Ломоносова.  С  1970 г. доктор психологических наук, тема докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга», с 1976 г. профессор по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия, является одним из ведущ х нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».  Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: «Психологический анализ в сстановления речевых функций после локальных поражений мозга» (1962). Любовь Семеновна - продолжает традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом. Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Любовь Семеновна читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Она автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим проблемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Любви Семеновны, широко извест х как в России, так и за рубежом.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Труды:

  1. Восстановительное обучение при  локальных поражениях мозга. МПСИ, 2010.
  2. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Просвещение. Учебная литература. М., 1995.
  3. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга (в соавт. с А.Р. Лурия). М., 1966
  4. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Изд.: «Юристь». 1997.
  5. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. Серия: Библиотека психолога. МПСИ, Модэк. 2004.
  6. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
  7. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. Изд.:
  8. МПСИ, 2011.
  9. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие, 3-е издание, исправленное и дополненное. МПСИ, 2010.

ЧИРКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО. В 1958        г. окончила        отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, после была зачислена на должность педагога – воспитателя сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского.

С 1959 года Галина Васильевна работала логопедом в экспериментальной школе памяти В. И. Ленина, затем была принята в экспериментальную школу НИИДа. В 1961 г. начала вести активную научную деятельность в Институте дефектологии АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной, чьей ученицей и последователем она по праву себя считала.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1968 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей принадлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти-вом ученых ИКП РАО и МГГУ. Несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором Галина Васильевна являлась научным редактором и автором двух глав.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. JI. С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века». В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой). С 2000 года по март 2010 года Галина Васильевна возглавляла лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, являлась главным научным сотрудником ИКП РАО и председателем диссертационного совета, председателем Российской Ассоциации дислексии.

В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Галиной Васильевной опубликовано более 110 работ. Большое внимание она уделяла подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководила диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны.

Труды:

  1. Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец.д/с». М., 1991.
  2. Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.
  3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  4. Методы обсл дования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.
  5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. (в соавт.) Серия: Библиотека логопеда-практика. Айрис-Пресс, 2008.
  6. В спитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. (в соавт.) Дрофа, 2010.
  7. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. (в соавт.) Серия: Коррекционное образование. Просвещение, 2010.
  8. Логопедия: Метод. наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. (гл. учебника). Серия: Библиотека учителя-дефектолога. Владос, 2007.


ШАХОВСКАЯ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

С отличием окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский языки литература, логопедия. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической  больницы  №  9.  

В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на кафедре логоп дии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассистентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Заместитель декана дефектологического факультета.

Светлана Николаевна является преподавателем и ученым высокой квалификации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектологических кадров. Она автор и редактор множества методических материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ научного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках. Светлане Николаевне принадлежат первые обобщения по проблемам теории и практики зарубежной логопедии. Она соавтор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического пособия «Расстройства речи у детей и подростков», монографического сборника научных трудов «Психолингвистика и современная логопедия». В течение ряда лет была заместителем председателя научно-методического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, научным консультантом. В 1998 г. получила звание лауреата Премии правительства Российской Федерации в области образования за создание комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Логопедия» для высших учебных заведений.

Труды:

  1. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971.
  2. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения (в соавт.). М., 1995.
  3. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
  4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  5. Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов. (в соавт.) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
  6. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов. Серия: Специальная коррекционная педагогика. Парадигма. 2012.

ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР МАРКОВИЧ

доктор психологических наук, профессор,  действительный член Российской академии образования (РАО), ведущий российский        ученый в области медицинской психологии, нейрореабилитации, психотерапии и нейродефектологии. Один из наиболее крупных деятелей в области научно-практической дефектологии, психологии, нейропсихологии и нейрореабилитации. Он окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, работал в Научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, где и защитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания.

В 1952 г начал консультативную, научную и практическую работу под руководством профессора Н.А. Крышовой в психоневрологической больнице им. И.П. Павлова, в которой безвозмездно проработал 5 лет. В 1958 г. им организован первый в стране амбулаторно-стационарный комплекс для взрослых больных - Центр патологии речи, заведующим которого он являлся до 1968 г. По совместительству с 1953 по 1968 гг. Виктор Маркович преподавал на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена, что положило начало подготовке специалистов для работы с крайне тяжелой категорией больных с органическими и функциональными поражениями головного мозга.

  • 1968 г. по приглашению профессора А.Р.Лурия и Министерства здравоохранения СССР переведен в Москву в Центральный научно-исследовательский институт судебной психиатрии им.В.П. Сербского на должность старшего научного сотрудника.

Результаты проведенных клинических исследований больных с коммуникативными нарушениями опубликованы в монографии «Заикание» (в 1996 г. отмечена премией РАМН им. В.М. Бехтерева за лучшую научную работу в области неврологии и психиатрии).

Виктором Марковичем разработана концепция междисциплинарной диагностики, лечения и нейрореабилитации больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний ЦНС, система и алгоритм организации специализированной помощи на разных этапах заболевания, которая была внедрена в практику лечебных учреждений г. Москвы.

Виктор Маркович, являясь внештатным Главным специалистом Минздрава СССР, затем Минздравсоцразвития РФ по логопедии, руководителем федерального научного-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации, в течение ряда лет разрабатывал научную программу и осуществлял организацию специализированной нейрореабилитационной помощи больным с тяжелыми последствиями органического и функционального поражения головного мозга.

С 1971 г. работал в Московском НИИ психиатрии руководителем отделения патологии речи. Помимо научных исследований большое место в его деятельности занимает организационно-методическая работа. Он — инициатор создания и бессменный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации, предназначенного для оказания помощи детям и взрослым с различными видами речевых расстройств. Центр — крупное специализированное учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом.

Фундаментальные исследования в области нейрореабилитации больных с последствиями цереброваскулярных болезней, травматических поражений головного мозга, нейроинфекции, нарушений глотания и других заболеваний ЦНС получили широкое признание в России и за рубежом. Вел активную работу по организации в Ленинграде специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи. В 1976 г. защитил диссертацию по проблемам заикания, ему присвоено звание доктора психологических наук.

В течение 25 лет Виктор Маркович – главный специалист по логопедии при Департаменте здравоохранения Москвы (ранее Главном управлении здравоохранения).

Труды:

  1. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов: Руководство по психотерапии. М., 1974.
  2. Заикание. М., 1994.
  3. Афазиология (в соавт). М., 1999, 2000.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ШАХОВСКАЯ – профессор Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина, кандидат педагогических наук, заместитель декана дефектологического факультета по учебной работе (с 1971). Стаж работы в вузе — 36 лет. Соавтор вузовских пособий: ≪Практикум по детской логопедии≫ — М., 1988, 1995; программы ≪Логопедия с историей логопедии≫ — М, 1989; и учебника ≪Логопедия ≫ — М., 1989, 1995. В ≪Хрестоматии по логопедии≫ является автором-составителем разделов: ≪Ринолалии≫, ≪Алалии≫, ≪Нарушения голоса ≫. Имеет более 160 печатных работ по разным проблемам логопедии, в том числе — зарубежной логопедии, вузовской подготовке логопедов и др.

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ЛОПАТИНА -

доцент Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии (с 1996). Стаж работы в вузе 15 лет. В ≪Хрестоматии по логопедии≫ является автором- составителем разделов: ≪Дислалии≫, ≪Дизартрии≫. Имеет более 25 печатных работ, среди них учебные пособия для логопедов. Занимается проблемами

стертой дизартрии.

Анна Алексеевна Алмазова

Образование

Докторантура: МПГУ, 2012, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика.
Аспирантура: МПГУ, 2007, специальность 13.00.08 – коррекционная педагогика (логопедия).
Высшее: МПГУ имени В.И. Ленина, 1992, (диплом с отличием), специальность «дефектология», квалификация «учитель-логопед; учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Тема кандидатской диссертации

"Обучение построению письменного текста школьников с тяжелыми нарушениями речи (на материале 5-6 классов)" (1998)

Монографии и  статьи в монографических сборниках

  1. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. – М.: Прометей, 2004. – 112 с.
  2. Алмазова А.А. Особенности речевого развития учащихся 5-10 классов специальной (коррекционной) школы V вида / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник– М: Прометей, 2005. – С. 176 – 182
  3. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А. Специальное (дефектологическое) образование в России: концептуально-методологические основы. – М.: ПАРАДИГМА, 2014.- 159 с.
  4. Алмазова А.А., Орлова О.С. и др. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография.  (Глава: Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений) – М. : Издательство  «Спутник+», 2014. – с. 4-15.
  5. Алмазова А.А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки .- М : МПГУ, 2014 – 204 с.

 Баряева Людмила Борисовна

доктор педагогических наук, профессор.

 Научные интересы: математическое образование дошкольников с различными видами дизонтогенеза; инновационные технологии обучения, воспитания и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  1. Труды: 
    Баряева Л.Б. Изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи[текст]/Л.Б.Баряева, М.В.Арсеньева Сибирский пед.журнал. – 2013. – Вып.3 с.228-233/
  2. Баряева Л.Б. Математическое образование дошкольников с задержкой психического развития: диагностика и коррекция: Монография. СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2013
  3. 3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью.     Киров: МЦНИП, 2013-78с. (4,9 п/л)

Автор более 150 научных и научно-методических  публикаций. 

Лев Семенович Выготский 

известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время. Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. На основании его идей была создана новая демократическая школа.  Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • "Мышление и речь" (1924)
  • "Инструментальный метод в педологии" (1928)
  • "Проблему культурного развития ребенка" (1928)
  • "Инструментальный метод в психологии" (1930)
  • "Орудие и знак в развитии ребенка" (1931)
  • "Педология школьного возраста" (1928)
  • "Педология юношеского возраста" (1929)
  • "Педология подростка" (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926

2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935

8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936

9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М:  АПН, 1960

11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972

13. Собрание сочинений в 6т:

       т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

       т. 2: Проблемы общей психологии;

       т. 3: Проблемы развития психики;

       т. 4: Детская психология;

       т. 5: Основы дефектологии;

       т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Цейтлин Стелла Наумовна 

российский лингвист, основоположник научной школы отечественной онтолингвистики, профессор кафедры языкового и литературного развития ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Область научных интересов

Теория языка, русская грамматика, психолингвистика, онтолингвистика, освоение русского языка как второго.

Автор более 250 публикаций, среди которых монографии «Язык и ребёнок: лингвистика детской речи»; «Речевые ошибки и их предупреждение», «Словарь детских словообразовательных инноваций», главы в коллективных монографиях по функциональной грамматике (серии «Теория функциональной грамматики», «Проблемы функциональной грамматики»), а также статьи на русском и английском языках.

Основные публикации:

  1. Речевые ошибки и их предупреждение, 5 изд.., URSS, 2015.
  2.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., Владос., 2000.
  3. Очерки по словообразования и формообразования в детской речи. М., Знак, 2009.
  4. Словарь детских словообразовательных инноваций. Verlag Otto Sagner. Munhen. 2001.
  5. Лингвистические этюды. СПб., Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013._408 с.
  6. С.Н.Цейтлин , Г.Н. Чиршева, Т.В. Кузьмина. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. Научная монография. Санкт-Петербург, «Златоуст», 2014.
  7. К вопросу об эллипсисе синтаксем // // ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. т. VI. Ч. 2. с.115-130
  8. Правила и детские ошибки (Размышления по поводу статьи А.А.Мурашова) // Русский язык в школе, 2013, № 2.С. 25-30
  9. К построению грамматики промежуточного языка //. ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики .. СПб.: Наука, 2015, с 515-538.
  10. Категория рода в детской речи // Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры. М.. Наука, 2005.
  11. Выражение побуждения в детской речи // Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики. М., Наука, 2008. сс.309-330
  12. Некоторые особенности начальной детской грамматики и принцип естественной классификации //Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации. Отв. Ред А.В.Бондарко, М.,ЯСК.2013, сс.388-402.

Надежда Сергеевна Жукова (1924—2014) 

российский советский логопед, педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, изданных многомиллионными тиражами. 1960~1990 гг. — работала логопедом в Московской детской психиатрической больнице № 6. В 1976 году защитила диссертацию на тему «Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушении речи».

Педагогическая деятельность

Автор оригинальных исследований поступательных процессов развития речи у дошкольников. Многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных профильных изданиях. Создатель особенной методики, позволяющей ребёнку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. Методика основана на использовании в качестве единицы чтения не отдельно взятой буквы, а слога, который в дальнейшем является единицей письма. Автор «Букваря», чьи суммарные продажи превысили отметку в 3 миллиона экземпляров и по которому учился примерно каждый четвёртый российский школьник.

Буквари

  1. Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению : [Сочетание традиц. и ориг. логопед. методик] / Н. С. Жукова. — М. : ЭКСМО-Пресс : АРД-ЛТД, 1999. — 95 с. : — 15000 экз. — ISBN 5-04-002868-7.
  2. Букварь : Учеб. пособие для детей дошк. возраста 5-6 лет / Н. С. Жукова. — Екатеринбург :Литур, 2002. — 126 с. : — 15000 экз. — ISBN 5-89648-092-X (В пер.).
  3. Букварь : Пособие по обучению детей 5-6 лет правил. чтению / Н. С. Жукова. — Екатеринбург : Литур, 2003. — 126 с. : — 100000 экз. — ISBN 5-89648-112-8 (В пер.).
  4. Букварь : Пособие по обучению детей 5-6 лет правил. чтению / Н. С. Жукова. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2003 (Екатеринбург: ГИПП Урал. рабочий). — 111 с. : — 50000 экз. — ISBN 5-89648-112-8.
  5. Букварь : Учеб. пособие для детей дошк. возраста 5-6 лет / Н. С. Жукова. — Екатеринбург :Литур, 2003. — 126 с. : ил. ; 21 см. — 12000 экз. — ISBN 5-89648-092-X.
  6. Букварь : Пособие по обучению детей 5-6 лет правил. чтению / Н. С. Жукова. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2004 (Екатеринбург: ГИПП Урал. рабочий). — 150000 экз. — ISBN 5-89648-120-9.
  7. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : АРД, 1998. — 316,[1] с. : ил. ; — 1100000 экз. — ISBN 5-89396-085-8.
  8. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошк. : [Кн. для логопеда] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — [2-е изд., перераб.]. — Екатеринбург : Литур, 2000. — 20 см. — (Серия «Учимся играя»). — 50000 экз. — ISBN 5-89648-041-5.
  9. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников : [Кн. для логопеда] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : Литур, 2003. — 316,[1] c. : −30000 экз. — ISBN 5-89648-141-1.
  10. Учимся говорить правильно: Прогр. занятий с ребёнком от одного года по развитию уст. речи : [Пособие для обучения детей 1-3 лет] / Н. С. Жукова; Худож. Алексей Разуваев. — М. : ЭКСМО-Пресс : ЭКСМО-Маркет, 2000. — 67,[4] с. — 15000 экз. — ISBN 5-04-003922-0.
  11. Учимся говорить правильно : Прогр. занятий с ребёнком от одного года по развитию уст. речи / Н. С. Жукова ; Худож. Алексей Разуваев. — М. : ЭКСМО-пресс, 2001. — 67,[4] с. — 5000 экз. — ISBN 5-04-003922-0 (В пер.).
  12. Учимся говорить правильно : [Развитие уст. речи, слухового и зрител. восприятия, памяти у детей от одного года] / Н. С. Жукова ; Ил. Алексея Разуваева. — М. : ЭКСМО, 2002. — 67,[4] с. : — 8000 экз. — ISBN 5-699-01038-6 (В пер.).
  13. Учимся говорить правильно / Н. С. Жукова; ил. А. Разуваева. — Москва : Эксмо, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). — 67, [4] с. : — 10000 экз. — ISBN 5-699-01038-6 (АДР).
  14. Учимся писать без ошибок / Н. С. Жукова. — М. : ЭКСМО, 2003. — 80 с. : цв. ил. ; 21 см. — (Академия дошкольного развития). — 8000 экз. — ISBN 5-699-01037-8.
  15. Учимся писать без ошибок : [Прогр. занятий по фонетике и грамматике рус. яз.] / Н. С. Жукова ; Худож. Татьяна Ляхович. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 80 с. : — 15000 экз. — ISBN 5-04-005317-7.
  16. Учимся писать без ошибок / Н. С. Жукова; ил. Татьяны Ляхович. — Москва : Эксмо, 2006. — 80 с. : — 9500 экз. — ISBN 5-699-01037-8. — ISBN 5-699-09430-X.

Цветкова Любовь Семеновна (1929-2016)

Родилась 21 марта 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: “Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга” (1962). Докторская диссертация: “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга” (1969). Цветкова продолжила традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занималась изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом (Цветкова, 1990). Разрабатывала научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, вела поиск методов его научного обоснования, а также исследовала нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных. Читала лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: “Нейропсихология”, “Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга” и др.). Основные работы: Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия); Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). М., 1972; Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М., 1985; Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.

Галина Васильевна Чиркина (29 апреля 1935 — 31 августа 2013)

советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук (1987), профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО (ранее — НИИ дефектологии АПН), преподавала в вузах (МПГУ, МГГУ им. М. А. Шолохова)

Избранные труды

  • Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969.
  • Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. Дис. … д-ра пед. наук. Акад. пед. наук СССР, Науч.- исслед. ин-т дефектологии. М., 1987.
  • Основы логопедии. Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.(в соавторстве).
  • Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Уч. пособие для студентов дефектологических факультетов. М.,1991. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Нарушение речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1993.
  • Русский язык. Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М. : Просвещение, 2000.(в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Учеб. для спец. (коррекцион.) школ. М., 2003. (в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. М., 2003. (в соавторстве).
  • Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ (разные изд).
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практ. пособие. М., 2008. (в соавторстве).
  • Развитие речи. 1 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М., 2009.
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (разные издания)
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практич. пособие. М., 2007.
  • Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие. М., 2009.
  • Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Колл. монография. Архангельск, 2009 (редактор, автор разделов).
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (редактор, автор разделов) М., 2010.
  • Логопедический аспект проблемы дислексии. М., 2011 (в соавторстве)

Ю́лия Бори́совна Некра́сова 

логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием. Родилась 14 Декабря 1931 года в Москве. В 1950 году поступает на дефектологический факультет МГПИ им В. И. Ленина. Учится у С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, А. В. Ипполитовой. В 1955 году с отличием окончила логопедическое отделение дефектологического факультета МГПИ им В. И. Ленина.

Труды:

  1. Некрасова Ю. Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся //Вопросы психологии.- 1980.- № 5.- С. 32.
  2. Некрасова Ю. Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся//Вопросы психологии.- 1984.- № 2.- С.75.
  3. Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии//Вопросы психологии.- 1985.- № 2.- С.127.
  4. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения//Вопросы психологии.- 1986.- № 5.-С.90.
  5. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения//Вопросы психологии.-1991.- № 5.- С.123.
  6. Некрасова Ю. Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся)//Вопросы психологии.-1994.- № 6.- С.37.
  7. Некрасова Ю. Б. «Лечение творчеством». — М.:Смысл, 2006. ISBN 5-89357-225-4

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
  2. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студ. высш. учеб. заведений. В двух книгах. Книга 1/ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с.
  3. Сумченко, Г. М., Храковская, М. Г., Трауготт, Н. Н. (к 85-летию со дня рождения) //Дефектология. - 1990.- № 1.- С. 90.
  4. Музей Института Коррекционной Педагогики РАО [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //Музей.интитут-коррекционной-педагогике.рф
  5. Наука русской речи. Научно методический портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.fonema.ru

  1. Метрополия. Центр учебного консультирования [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //metropolys.ru
  2. МГГУ им. М.А. Шолохова[Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //mggu-sh.ru
  3. Центр коррекции речи. Логопед-профессионал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.logoped-profi.ru
  4. Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //wallenberg.ru
  5. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.psy.msu.ru

11.Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие. – Саратов: Изд.«Наука образования», 2014. - 70 с.