статья на тему "Исследование причин проявления тревожности у детей младшего школьного возраста "

Степанова Полина Николаевна

В статье исследуется проблема проявления причин тревожности у детей младшего  школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается  повышенный  уровень проявления тревожности.  Делается вывод, что детям необходима  целенаправленная планомерная  работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРИЧИН  ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье исследуется проблема проявления причин тревожности у детей младшего  школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается  повышенный  уровень проявления тревожности.  Делается вывод, что детям необходима  целенаправленная планомерная  работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.

Ключевые слова:  младшие школьникистрахтревогатревожное состояниетревожность.

Актуальность проблемы обоснована тем, что в современном мире увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: "школьный невроз", "школьная фобия". Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. Данная проблема  должна решаться на раннем этапе своего развития, так как она является важной предпосылкой, обеспечивающей  дальнейшую успешную адаптацию школьника в среднем звене обучения.

Исследование причин повышенного уровня школьной тревожности  в наши дни  весьма актуально, так как мир меняется, и ребенок не успевает адаптироваться в нем. Чтобы понять, откуда у детей младшего школьного возраста появляется тревожность, необходимо рассмотреть причины повышенного уровня тревожности [Вачков, 2007, с.144].

О проблеме  тревожности младших школьников писали в своих трудах многие представители психолого-педагогического направления, например: А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, С.А.Дмитриева, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др.

По мнению С.А. Дмитриевой, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в большей степени  в социальных, раскрывающихся в условиях социализации [Дмитриева, 2012, С.165].

Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать - ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат [Прихожан, 2002, С.44].

Согласно Хорни, базисная тревога, есть целиком и полностью результат нарушения отношений с родителями. Враждебность ребенка к родителям может быть вызвана различными причинами: предпочтение других детей, несправедливые упреки, непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания и т.д. [Хорни, 2007, С. 224]. Для здорового личностного развития ребенка необходима любовь, понимание и поддержка в его стремлении к индивидуализации [Айрапетянц, 2007, С. 261].

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Очень часто родители тревожных детей предъявляют к ним завышенные требования. Так ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах  постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность [Макшанцева, 1998, С.39].

Некоторые родители, стремятся уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности (гиперопека), формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и осложняет общение со взрослыми и сверстниками. Есть и полная противоположность таким родителям, они считают, что их ребенку открыты все границы (гипоопека). Большинство подростков, имея таких родителей, очень переживают, что о них совершенно не заботятся и им безразлична их судьбах [Прихожан, 1998, С.11].

На уровень тревожности у младших школьников  большое влияние оказывает школьная тревожность. По мнению Прихожан А.М, у школьников с нормальным уровнем личностной тревожности удовлетворенность успеваемостью зависит преимущественно от полученной отметки. Тревожные дети чаще не удовлетворены своей успеваемостью, вне зависимости от оценок [Астапов, 2001, С. 160]. Все это указывает на значимость успеваемости как фактора, влияющего, по меньшей мере, на поддержание и усиление тревоги, но влияющего не прямо, а опосредованно.

Е.П. Ильин, ссылаясь на данные ряда исследователей (С.В. Уваровой и др.), отмечает, что причинами тревоги у младших школьников являются:

  • проверка знаний во время контрольных и других письменных работ;
  • ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, которая может вызвать критику учителя и смех одноклассников;
  • получение плохой отметки («плохой» может быть и тройка, и четверка - в зависимости от притязаний школьника и его родителей);
  • неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка;
  • личностно значимое общение [Сидоров, 2013, с.48].

Проблема успеваемости тесно связана с тем, как складываются отношения школьника  с педагогами. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение воспитателей, учителей по отношению к детям часто рассматривается как одна из основных причин тревожности [Прихожан, 2000, С. 304].

Тревожные дети часто оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. При этом тревожность зачастую выступает в качестве основного мотива общения, что влечет за собой повышенную зависимость от сверстников. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутыми сверстниками, то зачастую становится причиной возникновения повышенной тревожности. Таким образом, не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения [Прихожан, 2000, С. 304].

В рамках проблемы было проведено научно-экспериментальное исследование. Перед началом эксперимента была разработана  программа диагностики тревожности.  Основным средством диагностики стали методики  «Шкала личностной тревожности А.М Прихожан» и  «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса». В результате диагностики в экспериментальной группе был проведен качественный анализ  выраженности факторов тревожности и определен общий уровень тревожности среди младших школьников. 

По итогам исследования  было выявлено,  что 54,5 % испытуемых имеют повышенный уровень тревожности. Также у 45,4 % учащихся в экспериментальной группе доминирующим  фактором  тревожности  является  страх ситуации проверки знаний. Полученные данные доказывают, что в условиях школы и класса большинство учащихся в ходе взаимодействия с учителями и со сверстниками испытывают неуверенность в себе.

На основании полученных данных, можно сделать вывод, что  младшие школьники в настоящее время действительно нуждаются в планомерной и системной работе по снижению уровня тревожности, и основной характер деятельности  должен быть направлен на преодоление страхов  проверки знаний.

Таким образом, причин для возникновения повышенного уровня тревожности достаточно много. Главную роль играют  самые разные факторы, которые будут отражаться на ребенке,  и которые будут препятствовать его нормальному развитию. Самой главной причиной, является исключение ребенка из группы сверстников. Следующая не менее важная,  переживание неудач в учебной деятельности ребенка, частые ссоры в семье, не только между родителями, но и между старшими и младшими поколениями.  

        

Список литературы:

1) Айрапетянц М.Г. Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности, 2007. №3. С. 261.

2) Астапов В.М. Тревожность у детей.- М.: ПЕР СЭ, 2001. 160 с.

3) Вачков  И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М.: Ось - 98, 2007. – 144с. 

4) Дмитриева С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома: учебное пособие. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 165с.

5) Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование, 1998. №2. С. 39.

6) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.  304 с.

7)  Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог, 2002. №4. С. 44.

     8)  Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование. / Ред. В.В. Рубцов, А. А. Марголис, В.А. Гуружапов, 1998. №2. С. 11.

9) Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен. Вестник удмуртского университета, 2013. №2. С. 48-51.

10) Хорни К. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии. - М.: Академический проект, 2007. 224 с.