статья на тему " Проблема перехода младших школьников к обучению в средней школе"
В статье рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени образования. Период перехода учащихся из начальной школы в среднее звено сопровождается различными изменениями в учебной деятельности: предметное обучение, усложнение учебного материала, смена учительского состава, рост числа педагогов, высокие требования к учащимся и т.д. Не все учащиеся оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются на более высокую ступень обучения. Данные изменения в учебной деятельности могут стать причинами сниженной работоспособности, повышенной тревожности, вызвать состояние фрустрации, что может привести к необратимым нарушениям личностного развития, формируя неуверенность, неадекватный механизм приспособления ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problema_perehoda_mladshih_shkolnikov_k_obucheniyu_v_sredney_shkole.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Степанова П.Н.
Аннотация: В статье рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени образования. Период перехода учащихся из начальной школы в среднее звено сопровождается различными изменениями в учебной деятельности: предметное обучение, усложнение учебного материала, смена учительского состава, рост числа педагогов, высокие требования к учащимся и т.д. Не все учащиеся оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются на более высокую ступень обучения. Данные изменения в учебной деятельности могут стать причинами сниженной работоспособности, повышенной тревожности, вызвать состояние фрустрации, что может привести к необратимым нарушениям личностного развития, формируя неуверенность, неадекватный механизм приспособления ребенка к школе.
Ключевые слова: младшие школьники, готовность, дезадаптация.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учения и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения. Переход в основную школу является не менее важным и переломным периодом в жизни учащихся, чем их поступление в 1 класс. Начальный период обучения в 5 классе становится особенно сложным для вчерашних выпускников начальной школы, так как им приходится преодолевать ряд трудностей.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено характеризуется следующими изменениями:
- детям нелегко дается расставание с учителем начальных классов;
- вместо одного основного учителя появляются учителя – предметники;
- происходит смена ведущей деятельности;
- возникает необходимость усвоения новых учебных предметов;
- усложняется не только учебный материал, но и формы, методы обучения и воспитания;
- осуществляется переход на кабинетную систему обучения и др. [Лебедева, 2004, С. 51].
Переходя на более высокую ступень общего образования, школьники включаются в новую социально – психологическую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться. В это время, по мнению Г.А. Цукерман, резко меняется уклад жизни школьника, что субъективно переживается пятиклассником как жизненный кризис, происходят существенные внутренние изменения, приводящие к распаду устоявшейся системы связей и отношений пятиклассника с одноклассниками, учителями, родителями и построению новой формы жизнедеятельности. Состояние учащихся в этот адаптационный период характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебной деятельности и ее результатам, с психологической – низким уровнем волевого контроля, несамостоятельностью, тревожностью [Цукерман, 1998, С. 17].
В связи с переходом из начальной школы в среднее звено учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают «психологический дискомфорт, который проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям. Школьная тревожность по праву считается одним из основных факторов эмоционального неблагополучия учащихся [Ломпшер, 1984, С. 27].
Переход учащихся на вторую ступень общего образования предполагает необходимый уровень их подготовленности по учебным дисциплинам. Неготовность по этим показателям, по С.Н. Лысенковой, проявляется не только в успеваемости, но и в переживаниях учащимися своих успехов и неудач. Снижение успеваемости является одним из симптомов школьной дезадаптации, который легко выявить, но гораздо труднее найти его причины [Лысенкова, 1988, С. 192].
В частности В.Н. Зайцев причины падения качества знаний учащихся в 5 классе видит в удвоении объема материала по сравнению с начальной школой. Если груз неусвоенного материала не позволяет пятикласснику продвигаться дальше, и он начинает отставать от своих сверстников. Ситуация усугубляется тем, что учиться становится всё труднее, а в системе преподавания центр тяжести всё более перемещается с индивидуального подхода на унифицированный [Зайцев, 1998, С. 11].
На сегодняшний день в рамках ФГОС проблема решается учителями начальной школы, психологами-педагогами в помощью реализации образовательной программы по подготовке учащихся к переходу в среднее звено. Для того, чтобы соответствовать требованиям выпускника начальной школы, по ФГОС должны соблюдаться такие условия, как принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, помощь и поддержка в становлении и развитии школьника в период обучения в начальной школе, создание комфортной образовательной среды и т.д. [Юферева, 2001, С.13]. Также в период начального обучения учащиеся должны быть ознакомлены с системой обучения в средней школе, знать, что их ожидает в 5 классе, знать педагогов, администрацию. Родителям учащихся должны быть даны необходимые рекомендации по подготовке ребенка в среднюю школу.
К сожалению, на данный момент проблема дезадаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе до сих пор остается актуальной, т.к. большинство требований соблюдается формально и не все существующие программы являются эффективными в работе с младшими школьниками.
Таким образом, недостаточный уровень усвоения программы начальной школы, несформированность основных компонентов учебной деятельности, низкий уровень развития интеллектуальной, личностной, волевой сферы, несвоевременная подготовка учащихся к переходу в среднее звено, значительно снижают интерес к процессу учения, препятствуют успешной адаптации младших школьников к обучению в средней школе.
Список литературы:
1) Зайцев В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб). № 29. 21 июля 1998. С. 11 – 14.
2) Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу / Псков: ПГПИ, 2004. С.51.
3) Ломпшер Й. Развитие личности и педагогическая организация деятельности учащихся // Перспективы. 1984. № 1. С.27–37.
4) Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. / М.: Просвещение, 1988. 192 с.
5) Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31.
6) Юферева Т.И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. М.: Просвещение, 2001, С.13.