Учителю о детях с нарушениями речи

Материал статьи взят из книги Ястребовой А.В., Спировой Л.Ф. "Учителю о детях с нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu_o_detyah_s_narusheniyami_rechi.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный   запас, умеют грамматически правильно строить предложения.  Однако не у всех в процессе овладения речью происходит одинаково.  В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие  нормальный  ход ее развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления, Для учителя представляет интерес педагогический подход к анализу нарушений речи у детей, получивший, в последние годы широкое распространение. Согласно этому подходу основанием для выделения той или иной формы нарушения речи служит единство методов их преодоления, определяемое общностью структуры дефекта.

 В соответствии с педагогическим подходом речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности  языковых средств фонетики, лексики и грамматики), можно условно разделить на три большие группы.

Первая группа - фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата - зубов, челюсти, языка, неба - или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - велярное, увулярное, или одноударное, произношение звука (р), мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих и т.д. Такие нарушения произношения звуков часто называют в литературе антропофоническим. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности.

Вторая группа- фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок, не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.  Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. Подобные нарушения иногда называют монологическими.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.

В первом случае звук отсутствует в речи ребенка и постоянно заменяется другим определенным звуком. Например, звук (ш)  заменяется звуком с; ж-з; р-л; б-п и т.д. ("суба"- шуба, "зук"- жук, "лука"- рука, "парапан"- барабан).

Во втором случае ребенок правильно произносит звук, владея соответствующей артикуляцией, но, несмотря на это, в словах к развернутой речи не всегда пользуется им. В одних словах он правильно употребляет звук, а в других пропускает его или смешивает с близким по артикуляции или звучанию звуком. Один и тот же звук может иметь несколько разных заменителей. В этом случае говорят о неустойчивой пользовании звуком.

Замена и смешение звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп: внутри свистящих (с, з, ц), шипящих  (ш, ж. ч, щ),  звонких и глухих (б-п, д-т, г-к,-х, в-ф, з-с, ж-ш), сонорных  (р-л), мягких и твердых (с-с*, з-з*, д-д*) и т.д.- и, как правило, происходят лишь в пределах указанных групп. Исключения составляют свистящие и шипящие звуки, близкие по артикуляции, а так же звуки ц и ч, которые могут заменяться звуками т-т*, д-д*, опять-таки звуками, близкими по своей артикуляции. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановка, в основном учащиеся пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных ("зведа"- звезда, "кадаши"- карандаши). Иногда можно наблюдать и лишние слоги в слове ("числитильщик"- чистильщик, "косомонавт"- космонавт) перестановку звуков и слогов ("древь"-дверь, "коснамовт"- космонавт) и др.

Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника, т.е. о том, что ребенок в дошкольном возрасте не в проделал необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой речи, по соотнесению их между собой.

Если такому ребенку не была своевременно оказана логопедическая помощь,  то он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

Таким образом, возникающие в подобных случаях нарушения письма и чтения следует рассматривать как результат недостаточного формирования звуковой стороны речи.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Несформированность  представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным, нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного.

Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много разнообразных ошибок.

К числу наиболее специфических ошибок чтения (как и письма) можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся либо произносятся неправильно. Иногда заменяются и буквы, которые обозначают и правильно произносимые звуки.  В этом случае ошибки  могут иметь неустойчивый характер: при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других читаются правильно. Наряду с  буквами заменяются целые слоги. Так, вместо слова береза ученик может прочитать "пелеса", вместо белочка - "бедочики", вместо кругом - "круком", вместо крыльцом - "крыречком".

Характерны "застревания" на какой-то букве, слоге, слоге, неоднократное повторение их в процессе чтения, перебор и т.д., недостаточное узнавание слова при вторичном его чтении, что приводит к угадывающему чтению, к замене одного слога другим. Например, вместо слова слон читают "стол", вместо машинист - "машина" и т.д.

Чтение детей с фонематическим недоразвитием характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно отнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Недостатки овладения техникой чтения влияют и на понимание прочитанного.

Третья группа-общее недоразвитие      р е ч и.  Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и смысловую сторону речи. Общее недоразвитие речи у детей имеет разное выражение - от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до легких форм нарушения речи с элементами фонетического и лексико- грамматического  недоразвития.

Чаще среди учащихся массовых школ, можно наблюдать детей, у которых общее недоразвитие речи менее  выражено. Оно характеризуется тем, что обиходная  речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ по картинке, фрагментарно пересказать прочитанное, рассказать о волнующих его событиях, т.е. построить высказывание в пределах близкой ему темы.

Однако в ситуации обусловленной речи - при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказывание  (доказательство, рассуждение) - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств. Причем у учащихся разных классов наблюдается различное соотношение в степени сформированности каждого из нарушенных компонентов речевом системы.

Правильная речь - залог грамотного письма и хорошей успеваемости, а в дальнейшем поможет без препятствий и ограничений посвятить себя избранной профессии. Необходимым условием исправления речи является регулярное поселение учащимися-логопатами логопедических занятий и выполнение ими домашних заданий.

                                        Используемая литература.

Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи, М., 1985г.