Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы МКОУ "Кугская СОШ им. Б. Байрамбекова" Хивский район, с. Куг; Путешествие в страну русского языка.

Абдулкеримова Амина Агабековна

В данной статье излагаются основные положения педагогической концепции,  выработанные на протяжении более чем 20-ти летнего педагогического опыта преподавания русского языка и литературы. В данной концепции предлагается объединить основные аспекты изучения языка, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскпоско имеиме в тексте происходит реализация языковых правил. Надеюсь, эта тема будет вам интересна, дорогие коллеги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx81.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

 

учителя русского языка и литературы МКОУ «Кугская СОШ им. Б.М. Байрамбекова» Абдулкеримовой А.А.

 
 

Русский язык как школьный предмет в основной школе изучается в трех аспектах: теория языка; орфографические и пунктуационные правила; развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление. Но, к сожалению, этот тезис пока в полной мере не реализуется в школьной практике. Развитие связной речи до сих пор не является основой обучения, а оказывается в положении «довеска» к основному курсу. Об этом свидетельствует и распределение часов в программах преподавания русского языка в каждой школьной параллели и в основном не изменившийся характер учебников.

Формирование навыков грамотной речи в настоящее время не столько осуществляется на практике, сколько декларируется в программных методических документах.

Как показывают исследования психологов, увеличился процент детей с недостаточно развитым логико-понятийным аппаратом, но хорошо развитым образным мышлением. Необходимо разработать такие методики преподавания, которые будут эффективны в работе и с такими учащимися.

Своеобразие данной концепции преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить перечисленные выше аспекты изучения языка, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

Такой подход будет способствовать развитию и формированию языкового чутья и естественной грамотности. В связи с тем, что абсолютная грамотность большинству людей не нужна (за исключением корректоров, редакторов и т. д.), оптимально, чтобы выпускник обладал «естественной» грамотностью, то есть умел бы грамотно записывать свои собственные тексты.

В связи с изложенными задачами курса меняются приоритеты в изучении его содержания. Так, основное внимание уделяется слову и его значению, т.е. лексике и семантике, вопросам лексической и грамматической сочетаемости слов, алгоритму построения простых и сложных предложений, связи предложений в тексте. Акцент делается не на перечислении языковых фактов, а на их интерпретации, на том, как язык функционирует и какие универсальные языковые механизмы обеспечивают общение.

Вместе с тем увеличивается объем культурно значимых сведений о русском языке: добавляются некоторые интересные факты о его истории, о взаимодействии с другими языками, рассказывается о развитии и изменении языка под влиянием внешних причин. Подобной информации в современном курсе чрезвычайно мало, хотя современный культурный человек должен обладать такими знаниями о родном языке.

На уроках русского языка предполагается изучение разных видов текстов: текстов, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка – официально-деловому, научному, научно-популярному, публицистическому, проповедническому. Предусматривается анализ разных типов художественных текстов. Рассматриваются научные и научно-популярные тексты различного профиля – исторические, биологические, географические и проч.; ученики знакомятся с той частью терминологии наук, которая является общеупотребительной. Таким образом, русский язык как школьный предмет должен лечь в основу интеграции различных школьных предметов. Школьники смогут овладеть разными жанрами устной и письменной речи (пересказ, конспект, реферат, рецензия, заявление, аннотация, доклад и т. п.). Особое внимание уделяется созданию устных текстов разного типа, как спонтанных, так и подготовленных заранее.

Данная концепция преподавания русского языка в школе опирается на современные лингвистические знания и методические представления; учитывает понятия дискурса и дискурсивного анализа. Это означает, что текст изучается с учетом конкретных условий его употребления, а также психологических и социальных параметров коммуникативной ситуации.

Используя язык, мы приспосабливаемся к различным факторам: психологии собеседников, их социальным статусам, объему их знаний, а также к социальным аспектам условий общения. Таким образом, и процессы порождения письменной и устной речи, и процессы ее восприятия и понимания не только опираются на собственно лингвистическое знание, но и адаптируют его к различным условиям употребления.

Навыки порождения и понимания текста могут применяться в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Следует отметить быстрое расширение и изменение областей использования языка. Так, в последнее время все большее значение приобретает Интернет, в который переносятся различные виды профессиональной и непрофессиональной деятельности. Фактически мы имеем дело с зарождением совершенно нового типа дискурса: с использованием языка в новой по форме и содержанию коммуникативной среде.

Одним из главных свойств современного человека является умение использовать свою языковую компетенцию в абсолютно разных, меняющихся условиях и ситуациях. В этой связи становится необходимым умение анализировать коммуникативную ситуацию, распознавать ее важные черты и переключать языковой регистр в зависимости от типа и способа общения.
 

         

Необходимость в новых подходах при обучении русскому языку вызвана целым рядом социальных причин. Едва ли не самая важная из них заключается в следующем.

В современных условиях, которые характеризуются постоянным обращением учащихся к различным информационным источникам (прежде всего к электронным СМИ и Интернету) и, как следствие, частичным отрывом молодого поколения от книги, крайне актуальной задачей становится обучение школьника чтению и пониманию текстов. При этом речь идет о текстах самых разных жанров, стилей и способов представления, как электронных, так и книжных. Воспитывая в учащемся сознательное отношение к тексту и языку, на котором он написан, прививая ему языковое чутье, важно обратить особое внимание на становление ученика как полноценной творческой языковой личности. Под этим  имеем в виду владение мастерством создания текстов на заданную тему и в заданном режиме, умение отыскать нужный текст в большом массиве речевых произведений, выделив его из круга однородных, умение прочесть и понять этот текст и передать его содержание другому.

Исходя из сказанного, ясно что  в  основу концепции положено понятие текста, дискурса и динамического преобразования высказывания. Таким образом, одной из центральных задач обучения оказывается использование языка в разных режимах реальной коммуникации.
 

Программа реализует следующие основные принципы преподавания:

– интегративность;
– ориентацию на текст, дискурс и вербальную коммуникацию;
– многоуровневость;
– креативность.

Остановимся более подробно на выдвинутых принципах.

 

1. Интегративность.

Реализация данного принципа означает стремление представить школьный курс русского языка не как изолированный, а как тесно связанный с другими предметами, изучаемыми в средней школе: литературой, историей, иностранными языками. Вместе с тем межпредметные связи в школе устанавливаются обычно либо между дисциплинами только гуманитарного, либо между дисциплинами только естественнонаучного цикла. Поэтому в существующем школьном образовании эти две образовательные области представлены обособленно друг от друга. Однако и для обучения языку, и для повышения общей культуры учащегося необходимо сделать актуальными связи между предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов, представив тем самым школьные дисциплины в виде единого комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга наук. Русский язык и должен стать базой для такого объединения.

В процессе изучения русского языка школьник знакомится с универсальными для всех наук методами познания и логическими приемами построения текстов, способами изложения результатов логического анализа в устной и письменной формах. Он осваивает основные методы построения классификаций, учится видеть и проводить аналогии между законами языка и законами, действующими в естественных науках, знакомится с особенностями организации текстов в каждой из рассматриваемых наук.

На практике принцип интегративности может быть реализован многими способами. Перечислим наиболее важные из них: анализ текстов, относящихся к разным дисциплинам, освоение системы терминов и отдельных единиц терминологии частных наук, исследование «трудных мест» в школьных учебниках по разным предметам, совместные уроки, проводимые преподавателями разных дисциплин, уроки-диалоги, открытые дискуссии, использование на уроках комбинированных учебных программ и др.
 

2. Ориентация на дискурс и коммуникацию.

Предлагаемая концепция традиционно включает  в себя все три основные части курса русского языка: правописание, культуру речи и теорию русского языка. Однако в центре преподавания должны, на мой взгляд, находиться речь и общение, а целью преподавания является развитие языковых способностей учеников, главным образом, производство и понимание текста. Это положение означает установление связей каждого блока программы с задачами лингвистики текста.

К задачам курса относятся: изучение законов построения текста, обнаружение языковых неправильностей разных уровней, освоение приемов редактирования и реферирования, стилистический и жанровый анализ текста. Использование понятия дискурса позволяет ввести порождение и понимание конкретного текста в более широкий социальный и культурный контекст и раскрыть общие принципы построения текстов разной коммуникативной и ситуативной направленности.

Ориентация на дискурс и общение предполагает некоторые новые формы подачи материала. Все изучаемые языковые законы и частные правила, включая орфографические и пунктуационные, иллюстрируются примерами невозможности или значительной затрудненности человеческого общения в случае несоблюдения соответствующих законов и правил. Кроме тогона уроках предусматривается анализ коммуникативных неудач, вызванных речевыми ошибками, неверным употреблением пунктуационных знаков, неправильным построением деепричастных оборотов или сложных предложений, а также демонстрируется то, к каким нежелательным последствиям для общения может привести незнание фактов теории языка.
 

3. Креативность.

В Программе заложены основы творческого подхода к русскому языку как к системе и как к средству коммуникации. На это нацелены и отдельные блоки Программы, и ее структура в целом. В процессе преподавания креативность проявляется в форме сотрудничества учителя и учеников. В этом контексте особую значимость приобретает научная дискуссия, совместное обсуждение и решение лингвистических проблем, ролевые игры и другие формы диалога. Учащиеся осваивают и моделируют различные виды речевых жанров и коммуникации, участвуют в развивающих языковых играх. Программа нацеливает ученика на самостоятельную творческую работу, выполнение оригинальных исследовательских заданий, лингвистических экспериментов.
 

4. Многоуровневость.

Принцип многоуровневости реализуется в формировании вариативного содержания образования и адаптации предлагаемой программы к разным уровням подготовленности школьников (базовый, углубленный и коррекционный).

 В качестве примера можно привести содержание раздела речеведения:

Речь и речевая деятельность. Речевая  деятельность в процессе общения. Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Устная и письменная формы речи. Монолог и диалог.

Речевые акты. Речевые жанры. Стили речи.

Понятие культуры речи. Речевой этикет как система правил речевого общения. Различные ситуации общения.

Текст как речевое произведение. Связный текст. Тема и основная мысль текста, его структура. Различные классификации текстов. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), их использование и взаимодействие в различных текстах. Виды текстов в зависимости от ситуации и условий общения.

Порождение и анализ наиболее типичных видов текстов: лекция, рецензия, заявление, реклама, устный рассказ, перевод, дискуссия, интервью и т. д.

Разновидности работы с текстом: конспектирование, реферирование, составление плана, аннотирование, редактирование и др.

 

 Многими учителями и методистами уже осознана необходимость в коммуникативно-ориентированном преподавании русского языка и накоплен опыт в подобного рода работе. За последнее время появилось большое количество книг и публикаций, связанных с использованием анализа текста при обучении русскому языку. Особо хочется выделить теоретическую и методическую монографию, наиболее близкую предлагаемой концепции :
 

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. «Наука», 1998.

Вообще, проблемам лингвистики текста и методике развития речевых навыков посвящено достаточно большое число лингвистических и методических работ. Ниже назову лишь небольшую часть тех, которые можно было бы плодотворно использовать при реализации этой концепции.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы. М., 1997.

Безносов Э. Л. Сборник литературоведческих изложений. Газета «Русский язык», 1996, № 10.

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. М.,  1997.

Леонтьева Т. Н. Диктанты по Л. Н. Толстому. М., МИРОС, 1999.

Леонтьева Т. Н. Диктанты и изложения по А. Бенуа. Газета «Русский язык», 1998, № 4.

Луховицкая А. А., Луховицкий В. В. Художественные тексты с вопросами и заданиями. Дидактический материал к учебникам 5 – 9 классов по русскому языку под ред. М. В. Панова. М., 1998.

Пахнова Т. М. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку. 9 класс. 11 класс. М., 2001.

Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. Газета «Русский язык», 1997 – 1998.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.
 

Вышеизложенные положения концепции предполагает личностную направленность обучения русскому языку. Хотелось бы рассмотреть некоторые аспекты данной методики.

 

     В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно-ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. При  таком подходе , ориентированном на познание личности обучаемого, развитие личности рассматривается не как формирование у ученика тех или иных положительных качеств, а как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в личностном багаже .

       Хотелось бы рассказать об одном из вариантов решения  сложной и фундаментальной проблемы реализации личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка, опираясь на личный опыт и научную мысль .

Напомню основные позиции личностно ориентированного обучения на уроках русского языка:

Ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс субъект - субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. Все подчинено формированию личности ученика.

Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний-умений- навыков заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем, усвоение знаний из цели  образования превращается в средство развития способностей.

-Свойства личности не «задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус  « востребованных», поскольку они изначально  заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.

-Меняется критерий ценности учителя- он тоже самоценен как явление, и не потому ,что знает и умеет больше ,а потому , что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Учитель и ученик образуют систему отношений , где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.

-Такое обучение возможно только на определенной  содержательной культуроемкой, культуронасыщенной  основе и реализуется в творческой деятельности.

    Использование текста как средства осуществления личностно-ориентированного похода при изучении русского языка, обеспечивает ,на мой взгляд,  решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение  учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

    Осуществление такого подхода соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности.

Языковая личность в моем понимании владеет  всеми видами речевой деятельности, умеет правильно  и четко выражать свои мысли, передавать чувства в устной и письменной форме, обладает индивидуальным авторским стилем, а также способен определить автора текста из какого произведения  цитата, ит. п., что свидетельствует о приобщении ученика к лучшим образцам нашей национальной культуры.

     В практике своей работы личностно ориентированное обучение рассматриваю как адаптивную систему, в которой через организацию единой для всех( в рамках урока),но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений: познавательных интересов, потребностей, возможностей личностно значимых ценностей и жизненных установок.

        Личностно ориентированная среда на уроках русского языка - это, по-моему мнению , прежде всего развивающая речевая среда, основой которой является текст. Обязательными условиями работы  на уроке при этом является ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности , когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество.

     Практика показывает – личностная направленность обучения русскому языку на основе работы с текстом становится эффективной, если она строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также  через изучение и учет учебных переживаний.

       Личностно ориентированное образование ,которое я считаю основополагающим  в своей работе,– целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек , познающий и творящий культуру путем диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Это образование , которое обеспечивает смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и , опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

      Научить школьников пользоваться  русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески  владеть всеми видами  речевой деятельности на русском языке дают возможность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором «интегрируются, объединяются, синтезируются  все элементы языковой системы»(Н. А. Ипполитова).  

Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, включающие аналитическую работу с текстом.

        В разных классах  исследуются  различные по сложности тексты, и задания к текстам также даются в соответствии с  объемом знаний в разных классах .  

    Например,  в 6-м классе это могут быть небольшие тексты познавательного характера, или отрывки из текстов художественных произведений, пройденных на уроках русской литературы  или даже стихотворные тексты. Работа над текстом помогает учителю оценить знания по стилистике, орфографии, синтаксису, лексике и т. п. Ребята живо участвуют  в обсуждении , что раскрывает их потенциал, эрудицию, кругозор.  Как правило, в 6-м обязательными заданиями к тексту являются:

-Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания данного текста. Помогают ли эти слова определить основную мысль текста( речь идет о ключевых словах)

-Определите основную мысль текста.

- к какому стилю речи относится текст. Аргументируйте свой ответ

-К какому типу речи относится текст. Ответ обоснуйте.

-Перескажите текст своими словами, как вы его поняли

-Какие средства языковой выразительности  используются автором. Какие еще вам известны, приведите примеры.

-Спишите текст. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста.

 

В 9-м классе в начале изучения   сложноподчиненного предложения проводится следующая работа с текстом:

М..л..сердие, приветливость, добротаделает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак духовной и душевной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет

свою жизнь и мешает жить другим. (по Д. Лихачеву)

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.
  3. Определите стиль. Докажите свое мнение.
  4. К какому типу речи относится данный текст?
  5. Определите способ связи предложений в тексте.
  6. Спишите текст, обозначив орфограммы, проанализируйте их, используя опорные таблицы

Работа над темой урока.

Сравните 2 предложения: Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

-Отличаются ли эти предложения по смыслу?

-А по структуре?

- Определите тип сложного предложения.

Учитель напоминает основные признаки СПП, которые даны на табличках и вывешиваются постепенно:

1.Наличие 2-й грамматической основы.

2.Наличие подчинительного союза или союзного слова.

3.Возможность постановки вопроса от главного слова к придаточному

 После проговаривания конспекта по опорной схеме одним из учащихся у доски, проводится работа по развитию речи

с целью обогащения речи детей лексикой нравственной тематики и постижения азов  нравственности.

Задание на карточке:» Если вы хотите понравится людям…»

Составить памятку из 4 СПП предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д. Карнеги:

-чаще улыбайтесь;

-искренне интересуйтесь жизнью других людей;

-умейте выслушать до конца, говорящего с вами;

-говорите об интересующем вашего собеседника;

      На дом  учащиеся, помимо традиционного задания, получают и такое: Сохранив структуру предложений в тексте

Д. Лихачева о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему.

Считаю необходимым коснуться вопроса субъективизации в русле рассматриваемой методики. Под термином понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности  учащихся на уроке русского языка, их участие  в планировании и осуществлении его структурных этапов. Основными средствами субъективизации являются:

-систематическое использование  антиципации (опережающее отражение окружающей действительности)  почти на всех структурных этапах урока;

-целенаправленное развитие логического мышления учащихся;

-повышение речевой активности школьников;

 

Условием эффективной реализации всех перечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

       Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются традиционные типы уроков с сохранением всех их  основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового, закрепления изученного и т. д.

      Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый этап – мобилизующий.Он проводится в начале урока. На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме (или темам ) а также совершенствование важнейших качеств интеллекта( речи внимания, памяти, мышления и др.) их дальнейшее развитие. Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнение, сопоставление нахождение общего и различий, группировка, классификация и др. ) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к нужному выводу. Возможны разные варианты использования разных видов мыслительных операций, и соответственно, упражнений. Типичные из них таковы.

  1. Группировка слов по орфографическому признаку; построение умозаключения на основе выполненной орфографической задачи.

Пример упражнения при изучении темы « Словосочетание».

На доске запись: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в т..плице, сер..це, вс..гда.

Задание: Соедините между собой слова , в которых пропущена одинаковая орфограмма. Определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться - это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока: « словосочетания».

,

     

Субъективизация процесса обучения реализуется и в ходе изучения языковой теории. Следует отметить, что новые знания не даются школьникам в готовом виде – они должны добыть их в процессе поисковой деятельности. Эта деятельность не хаотична: её ход заранее продумывается и чётко организуется учителем на уроке. Каждая намеченная им поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого лингвистического явления и оттачивает умственные способности учащихся.

       Кроме того, учащиеся, знакомясь с новым лингвистическим термином, прежде всего овладевают понятием , которое этим термином обозначено: они устанавливают родовую принадлежность понятия, выявляют его существенные признаки, формулируют определение. Первое слово в этом непростом процессе принадлежит школьникам. Учитель выполняет организующую и корректирующую функции. В результате учащиеся на этапе ознакомления с понятием овладевают алгоритмом рассуждения по его распознаванию и отличению от других языковых категорий.

       Очень важным структурным этапом в уроке русского языка, проводимом средствами субъективизации, является словарно – орфографическая  работа. Она состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

   – определение учащимися нового словарного слова;

   – формулирование лексического значения нового слова;

   – этимологическая справка (если она доступна учащимся);
  – освоение написания нового словарного слова;

   – введение слова в активный словарь учащихся;

       Как и на предыдущих этапах урока, во время организации и проведения словарно-орфографической работы высока роль учащихся: с помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют её тему; в процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение слова, определяют понятие, им обозначаемое, в соотношении с видовыми или родовыми понятиями, отмечают его существенные признаки; пользуясь словарём, рассказывают о правильном написании слова. С помощью упражнений, способствующих развитию творческого мышления, внимания, памяти, речи, они включают новое слово в свой словарный запас.

      На рассматриваемом нами уроке словарно -орфографическая работа была организована следующим образом.

        –Разговор о качественных прилагательных мы продолжим во время словарной работы. Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого вычеркните из записанных на доске прилагательных те, которые не относятся к разряду качественных:

       Тихий, морской, активный, ловкий, сосновый, актуальный, надёжный, тесный.

        Соедините первые буквы качественных прилагательных, и вы узнаете новое словарное слово.

     –Какое у вас получилось слово?

     –Получилось слово талант.

     –Как вы понимаете значение слова талант?

     –Талант – это особые природные качества.

     –Верно. Талант – это особые, выдающиеся  качества, присущие человеку от рождения.

    В Древней Греции это слово обозначало денежную единицу стоимостью  примерно 26 килограммов серебра. Как денежная единица превратилась в слово со значением «одарённость», точно неизвестно. Но существует связанная с этим библейская притча.

    Некий хозяин, уезжая надолго, оставил двум рабам по таланту золота. Один из рабов пустил хозяйские деньги в оборот и получил большой доход. Другой раб, ленивый и нерадивый, закопал деньги в землю, а когда хозяин вернулся, отдал хозяину сохранённое богатство, ничего к нему не прибавив. Хозяин похвалил первого и не одобрил второго. Под деньгами (талантами) в этой притче подразумевались способности человека. Так слово талант приобрело новое значение.

    Видимо, на основе этой притчи появился фразеологический оборот, в состав которого входит слово талант. Кто может его назвать?

     – Зарыть талант в землю.

     – Введите этот фразеологический оборот в предложение ( Слушаются ответы учащихся, записывается лучший вариант .)

     На этапе закрепления  ( повторения обобщения ) в данной методике используется новый тип лексико-орфографических упражнений – упражнения комплексные интеллектуально-лингвистические. Они составляются и проводятся таким образом, чтобы языковое развитие учащихся сочеталось с интеллектуальным, осуществлялось одновременно, в тесной, неразрывной взаимосвязи. Перечень совершенствуемых знаний, умений и навыков каждый раз определяется изучаемой темой и дидактической целью урока. Комплекс предназначенных формирования интеллектуальных качеств зависит от видов умственных операций, выполняемых школьниками с конкретным лингвистическим материалом. Поскольку виды и сочетание умственных операций могут меняться, меняется и состав формируемых интеллектуальных качеств (т.е. ), например:

   

      Комплекс 1.  Речь, устойчивость внимания, оперативная память, аналитико-синтетическое мышление, умение группировать понятия.

      Пример задания, выполняемого при изучении темы «Буквы о, а в корне - кас – кос –».

   

 – Прочитайте написанные ряды словосочетаний. Исключите из каждого ряда одно словосочетание по двум признакам одновременно.

 

  1. Слегка к..снулся, дикая пор..сль, могучее р..стение;
  2. Нал..жил запрет, предл..гали должность, к..сательная линия;
  3. К..сается дна, к..сается раны, нежно прк..снулся;
  4. К..сой дождь, к..снётся в разговоре, к..сается в беседе.

 (Признаки исключения: состав словосочетания орфограмма в указанном слове.)

     

Комплекс 2. Речь, устойчивость внимания, переключение внимания, объём внимания, оперативная память, аналитико-синтетические способности, наблюдательность, сообразительность, умение сопоставлять, осуществлять группировку, строить рассуждение.

      Пример задания, выполняемого при изучении темы «Написание не и ни с отрицательными местоимениями».

   – Прочитайте написанные слова. Исключите по одному слову из данной цепочки так, чтобы в ней осталось только одно слово. Обоснуйте причину исключения каждого слова и объясните его написание:

           (не) сколько, (не, ни )(с) кем, (не, ни)кого, (не, ни)что, (не) продолжительный.

     

       Комплекс 3. Речь, логическое мышление, устойчивость внимания, сосредоточенность внимания, аналитико -синтетические  способности, умение устанавливать причинно – следственные связи.

     Пример задания, выполняемого при изучении темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

    – Прочитайте пары предложений. Напишите их в следующей последовательности: сначала предложение, которое обозначает причину, а затем предложение, которое обозначает следствие того, о чём в них говорится.

  1. У пингвинов и белых медведей снег под ногами не тает. Температура  крови в коже, ногах пингвинов и медведей почти равна температуре полярн.. среды.
  2.  Кит может жить только в воде. На суше кита раздавил бы его собственн.. вес.
  3.  У тюленя Росса сильно увеличены глаза. Тюлень Росса охотится за добычей в темн.. морск.. глубине.

   К большинству упражнений с любым формируемым комплексом учащиеся сами  формулируют задания. В этом случае существенно увеличивается глубина аналитической деятельности школьников, более напряжённо работает внимание, память, более интенсивно используется устная речь. Для обеспечения продуктивности этой работы необходимо специфическое составление и оформление упражнений.

   Например, при изучении темы « Гласные в приставках пре- и при-» одно из упражнений может иметь такой вид:

  1. Закусить губу                       3) класть в карман

Воды в рот набрать                 запускать лапу

     

        …. ….                                       …. …. ….

       

  1. Петь дифирамбы                 4) стереть с лица земли

Курить фимиам                         разнести в щепки

 

…. …. ….                                    …. …. ….

Справка: пр..возносить до небес, пр..кусить язычок, пр..дать огню и мечу, пр..бирать к рукам.

    Учащимся предлагается внимательно рассмотреть запись, прочитать фразеологические обороты под цифрами, справку к ним и сформулировать задание.

      (Нужно к каждой группе добавить подходящие по смыслу фразеологические обороты, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание).

   

      Степень интеллектуальной нагрузки ещё более усиливается, если формулирование задания осуществляется школьниками без опоры на условные обозначения при оформлении упражнения. В этом случае учащиеся решают поставленную перед ними непростую задачу на основе языкового анализа и логики. Например, при изучении прилагательных может быть выполнено такое упражнение:

    Запись на доске:

  1. Большинство рыб мечут икру.

Очень много рыб живут в морской воде.

Акула – хищная морская рыба.

Многие рыбы не заботятся о своём потомстве.

  1. Карась живёт только в пресной воде.

Акула не нападает на человека как на средство питания.

Рыбка колюшка из веточек растений устраивает под водой гнездо, заботливо охраняет икру и маленьких колюшат.

Гуппи, рыба-меч, акулы рождают живых мальков.

Образец: Большинство рыб мечут икру. Гуппи, рыба-меч, акулы рождают живых мальков.

   Учащимся предлагается прочитать 1 и 2 группу предложений и образец, после чего сформулировать задание, обратив внимание на смысловую связь записанных в образце предложений.

   (К предложениям первой группы нужно подобрать противоположные по смыслу предложение из второй группы, определить разряд имеющихся в предложениях имён прилагательных.)

     В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе -познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знания об окружающем мире, о человеческих отношениях. Важным условием при работе с текстом является использование специальных знаний, которые призваны стимулировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняются. Так, во время во время изучения темы «Качественные прилагательные» учащимся было предложено упражнение такого вида:

1)Большой талант требует большого труд..любия.

2)Умение работать, трудиться – это ведь тоже т..лант.

3)З..рыть т..лант в землю.

– Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано. Сформулируйте задание к этому упражнению. Не забывайте о теме урока.

 – Здесь записаны пословица, высказывание К. Станиславского и фразеологический оборот. На их основе надо построить рассуждение, вводя в него качественные прилагательные.

   Текст составляется коллективно; вот вариант составленного текста:

  1. У каждого человека есть какой-нибудь талант. Чтобы данный от природы талант развивался, человеку надо очень много работать. Много и самоотверженно работать может не каждый. Поэтому К. Станиславский и назвал это непростое умение талантом. Если же человек, имея от природы большой талант, не смог приложить необходимое количество усилий для его развития, он может его погубить. Это и называется «зарыть талант в землю».

   Практические задания к любому упражнению легко дифференцировать. В данном случае детям, которым трудно справиться с составлением и записью текста, можно предложить списать с доски пословицу, высказывание, фразеологический оборот, вставить пропущенные буквы, указать качественные прилагательные.

    Обычно выполняемые в классе упражнения сопровождаются дополнительными заданиями нетрадиционного характера. К последнему упражнению можно добавить следующее:

     Назовите имя существительное, в котором все согласные звонкие.

     Назовите прилагательное, в котором звуков меньше, чем букв.

     Укажите одинаковые по составу имена существительные и прилагательные. И т. д.

   

    Многолетний опыт работы показывает, что при правильном и систематическом использовании методики обучения русскому языку средствами субъективизации возрастает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень их орфографической грамотности. Параллельно растёт профессионализм учителя, усиливается творческая направленность его деятельности. Уроки русского языка становятся любимыми для обучаемых и обучающих.

                     

в страну

РУССКОГО

ЯЗЫКА


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6  классах

Цель мероприятия.

 В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка,         сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.

Задачи.

  1. Повторить пройденный материал и закрепить ( его в области синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).    
  2. Продолжить дальнейшую работу по развитию речи (устное описание картины Саврасова «Грачи прилетели»).
  3. Использовать творческий потенциал учащихся.
  4. Познать новое в языкознании.

 Оборудование.

        Карточки с заданиями, словари (орфографический, толковый, синонимов, этимологический); репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; выставка творческих работ, рисунков, рабочих тетрадей по русскому языку; книги «Шарады, головоломки, ребусы, кроссворды», «Занимательная грамматика «Радионяни», кассеты с записью детских песен, 2 телефонных аппарата, секундомер, жетоны.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя (под музыку песни» Вместе весело шагать…»).

Сегодня, ребята, мы отправляемся в полную тайн и загадок Страну Русского Языка. Наши великие путешественники-смельчаки (команды двух классов) будут вести нас по дороге знаний, а помогать им будут болельщики и уважаемое жюри.

  1. Представление команд (эмблема, название, лозунг).

«Умники и умницы»(5 класс) и «Азбука» (6 класс)

  1. Разминка.

Продолжить начатую половину пословицы (по очереди). За каждый правильный ответ—по 1 баллу.

  • Встречают по одежке…     (провожают по уму)
  • Рыба ищет, где глубже…   (а человек, где лучше)
  • С миру по нитке…              (голому рубашка)
  • Сколько волка ни корми…(он все в лес смотрит)
  • Заставь дурака Богу молиться…(он и лоб расшибет)
  • Не плюй в колодец…          (пригодится воды напиться)
  • Не родись красивой…         (а родись счастливой)
  • Не зная броду…                   не суйся в воду)

Если команда затрудняется с ответом, слово—болельщикам (выдавать им жетоны)

3. Проверяется домашнее задание: реклама русского языка.

Жюри объявляет результаты.

4. Игра «Четвертый лишний».

Зачеркнуть лишнее, но прежде вставить пропущенные буквы. За каждый правильный ответ—1 балл. Время—3 минуты.

1 команда                                        2 команда                

1. а) дикор…стущие                        1. а) пор…сль

   б)  р…стение                        б) водор…сли

   в) выр…сший  +                        в) возр…ст  +

   г) р…стениевод                        г) зар…сли

2. а) в…рить                                2. а) з…леный

    б) с…лить                                    б) с…дой   +

    в) п…лить                                    в) пл…хой

    г) п…ть  +                                    г) в…згливый

3. а) летний                                3. а) мы

    б) весенний                            б) зелень

    в) зимовать   +                            в) пришла

    г) осенний                                    г) и     +

Пока команды выполняют задания, включить, музыку, Результаты выполненного задания сдать жюри.

5. Сочинение.

На нашей земле, ребята, наступила долгожданная весна, и в Страну Русского Языка тоже пришло это время года. Встретим весну, отдадим ей должное, составив небольшие рассказы по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели».

 Дополнительное задание: нужно использовать как можно больше слов с переносным, метафорическим значением. (5 баллов).

 

   В это время проводится игра с болельщиками. Вопросы-загадки:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

В воде живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик)

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

Весь день в воде,

А водой не насытится. (Утка)

Живет она между камнями,

Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

   Проверка конкурса. Участники читают вслух свои рассказы, называют слова, употребленные в переносном значении.

6. Вставить  Ъ  и  Ь.

Что же, здорово? – Здорово!

В путь? – В путь! В скоростной путь!

Приготовиться для кросса!

Заточить карандаши!

Предлагают знак Вопроса,

Ряд Задач! Вникай! Реши!

Вставить в слова, где нужно Ъ и Ь. Кто быстро и правильно выполнит?

Двух…ярустный, ад…ютант, с…естное, мел..че.

П…еса, сер…езный, бар…ер, в…ют. 

Слова прочитать вслух, объяснить правописание.

7. Конкурс «Иносказание».

Команды выбирают водящих (по одному человеку). Они выходят за дверь. Ведущий каждой команде задает по одному слову, имеющему много синонимов ( 1 команде —«бежать», 2 – «большой»).

Когда водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо слова употребляются его синонимы. Необходимо быстрее угадать слово.

«Узелки на память». Выступление ученика о происхождении названий школьных предметов (индивидуальное задание).

Жюри сообщает результаты предыдущих конкурсов.

8. Конкурс скороговорщиков.

Вызвать для участия по два человека из команды. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить ее нужно быстро по 3 раза. Кто запнется—выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.

1 команда:

  • Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

  • Три дровосека на трех дворах дрова рубят.

2 команда:

  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

  • Шит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковывать.

9. Конкурс «Самый грамотный».

На доске написано письмо к тебе от Песика. Найди ошибки и исправь красным мелом. (В двух вариантах).

Время – 3 минуты. Задания проверяют представители жюри. 5 баллов.

«Дорогой друк здраствуй! Пышыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву  весила многа гуляю и нилюблю делат уроки. Зато чясто бывайу в заапарке ф кыно на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.

                                                                        Пьос»

Задание для капитанов. Как правильно говорить? (По очереди).

--кур или курица

--кур или куриц

--туфля или туфля

--туфель или туфлей

10. Отгадать слово по лексическому значению и написать на доске с прилагательным. Кто быстрее?

  • Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвертая часть города – 3 месяца. (Квартал)
  • Собрание засушенных растений. (Гербарий)
  • Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолета. (Парашют)
  • Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года. (Календарь)
  • Крупный кустарник с большими гроздьями очень душистых цветов. (Сирень)
  • Старый воин или человек, который где-либо долго работал. (Ветеран)

Сообщение результатов конкурса. За правильный ответ – 1 балл.

11. Разговор по телефону.

Вызвать по два человека от команды и составить по телефону разговор. Это может быть беседа с родителями, другом или  одноклассником. Используйте при этом волшебные слова.

В это время проходит выступление библиотекаря о происхождении некоторых женских и мужских имен.

12. Игра «Найди новое слово».

Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 1 минута. За каждое вновь полученное слово –1 балл.

Обеим командам дано слово – промокашка.

13. Лидер  кросса – Знак Вопроса!

И уже не в первый раз

Он к победе дерзко рвется,

Но готовы с ним бороться

Шутка, ум и острый глаз!

Расставить знаки препинания. Время – 1 минута.

1 команда:

  • Не спится что-то мне отец
  • Но вот впереди обоза вдруг кто-то крикнул Кирюха трогай!
  • Пушистый снег лежит всюду на дороге в поле в саду

2 команда:

  • Едем мы к бабушке на реку Смородину на Калинов мост.
  • Кай что ты делаешь крикнула Герда.

  • И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом

Царь царица царский дом.

14. Игра со зрителями.

Продолжить предложения по данному началу:

Алфавит – это….

Суффикс – это…

Синонимы -- …

Дополнения -- …

Фонетика --…

Лексика -- …

Жюри объявляет результаты конкурсов.

15. Проверка домашнего задания.

Прочитать выразительно наизусть шуточное стихотворение о русском языке.

16. Задания для капитанов.

Прочитать слова без подготовки.

1 команда.

Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.

2 команда.

Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.

17. Работа со словарями.

Найти омонимы – 1 команде, синонимы –2 команде. Взять нужный словарь, привести примеры.

18. Последние конкурсы.

Путь окинь пытливым взглядом,

Мысль включи на полный ход.

К играм! К радости! К наградам!

К ленте финишной! Вперед!

Кроссворд « Забавы богатырские»

2

 

 

 

3

4

 

3

 

 

 

 

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 


Вопросы по горизонтали.

  1. Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (Лавки)
  2. Главное оружие Соловья-разбойника.(Свист)
  3. Тара для чудес. (Решето)
  4. В поле не воин. (Один)
  5. Царское головное отличие. (Корона)
  6. Богатырская цифра. (Три)
  7. Минимум отмеров на один разрез. (Семь)
  8. В поле не один. (Воин)

Вопросы по вертикали.

1. Головной убор, рассчитанный на дурака. (Колпак)

2. Разбойничья цифра. (Сорок)

3. «Нечистая» дюжина. (Тринадцать)

4. Ведьмолет. (Помело)

5. Змей по батюшке. (Горыныч)

19. Ребусы «Девичьи посиделки».

        а        

        

                                                                                                       

        

    изюм                     Анатолий                  уточка                                   век                                                              

20. Викторина для участников команд.

  • В каком слове 40 гласных?
  • В каких словах по 100 согласных?
  • Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
  • Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику так и девочке?
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
  • Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут этих девочек.

Подведение итогов. Звучит веселая музыка. Жюри награждает победителей, активных участников команд.

   Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Кугская СОШ им. Б. М. Байрамбекова» Хивского р-на республики Дагестан  Абдулкеримова А. А.