Статья на тему "Методика работы учителя с родителями младших школьников."

Статья на тему: «Методика работы учителя

с родителями младших школьников»

Содержание:

Введение.

1. Влияние семьи на становление личности младшего школьника.

 

1.1 Семья как институт социализации ребёнка. Функции семьи.

1.2 Семья и учебная деятельность младшего школьника.

2. Педагогическое взаимодействие семьи и школы: методика работы.

2.1 Формы работы с родителями младших школьников.

2.2 Результативность взаимодействия семьи и школы.

Заключение

Литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Методика работы учителя

с родителями младших школьников»

Содержание:

Введение.

1. Влияние семьи на становление личности младшего школьника.

  1. Семья как институт социализации ребёнка. Функции семьи.
  2. Семья и учебная деятельность младшего школьника.

2. Педагогическое взаимодействие семьи и школы: методика работы.

  2.1 Формы работы с родителями младших школьников.

  2.2 Результативность взаимодействия семьи и школы.

Заключение

Литература

Введение.

Поступление ребёнка в школу вносит в его жизнь много перемен. Вместо семьи и близких людей – толпа чужих, с которыми пока что ничего не связывает.

Разумные родители прекрасно понимают, что школьные порядки необходимы в виду того, что в школе работа идёт с массой, а не с отдельными единицами. Посещение школы ценно: в ней воспитывается общественное чувство. Можно с уверенностью сказать, что разумные родители ценят то, что даёт их детям общественная школа и расположены всячески помочь ей в её благородном влиянии на детей.

Родители должны наблюдать, чтобы их дитя не оставалось в школе обособленным одиночкой, чтобы он не чуждался товарищей. Учебное дело, как известно, идёт в школе медленно и совсем не может сравниться по быстроте с семейным обучением.

Для того чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, эта проблема является важнейшим аспектом современного процесса обучения. Поэтому в основу исследования мы положили отношения в системе « учитель – родители», которые, по нашему мнению, могут выступать одним из факторов учебной мотивации младшего школьника.

Практика показывает, что в современных школах работа с родителями хоть и ведётся, но не приносит требуемого результата.

Проблема заключается в том, что современные родители по-разному оценивают эффективность школьного обучения и вследствие этого весьма специфически относятся к нему. В наше время отношение школы и семьи складываются по определенным шаблонам. Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-то деспоты, творящие произвол.

Между тем, формы и методы работы педагога с родителями разнообразны и вполне могут решить проблему отчуждения последних от школы, более того, вовлечь их в образовательный процесс, тем самым, стимулируя своих детей к успешному включению в учебную деятельность.

Цель: сформулировать пути улучшения работы по взаимодействию с родителями, пропагандировать использование нетрадиционных форм работы, построенных на диалогических основаниях для выстраивания партнерских отношений.

Задачи: проанализировать имеющуюся литературу по теме: «Взаимоотношение классного руководителя с родителями младших школьников». Практическим путем выявить наиболее эффективные методы работы учителя с родителями младших школьников.

1. Влияние семьи на становление личности младшего школьника.

1.1 Семья как институт социализации ребёнка. Функции семьи.

Традиционно главным институтом воспитания является семья.

 Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить социально-психологические факторы в семье, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья— специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств. Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения. Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер. Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.

Все эти особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание — необходимым фактором нормального развития личности ребенка.

А. Г. Харчев пишет: «Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит, как тревожный сигнал опасности. Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественного воспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне, гармонически развитой личности.

Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения.

1.2 Семья и учебная деятельность младшего школьника.

   В жизни семилетнего ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные перемены: увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы. Подавляющее большинство детей в возрасте 7 лет готовы к школе: у них достаточно развиты память, умение управлять своим вниманием, довольно богат словарный запас. Первоклассник способен к элементарным умственным операциям, к пониманию услышанного, может в известных рамках контролировать свои эмоции и поступки. В школе детей приучают к систематическому труду, самостоятельности, прилежанию и аккуратности. Они учатся пользоваться часами, ориентироваться во времени, ценить его. Уже в младших классах современной школы у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы. Учеба в школе обусловливает новые социальные связи, прививает детям чувства дружбы и товарищества, ответственности и долга перед коллективом. Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7—11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов. Школа значительно расширяет кругозор ребенка, вводит его в мир совершенно новых понятий и впечатлений, оказывает глубокое влияние на мировоззрение. Дети начинают более критически воспринимать окружающий мир, более остро реагировать на несправедливость, на ущемление чувства собственного достоинства.

В первые годы учебы особенно отчетливо проявляются дефекты дошкольного воспитания: эгоизм, индивидуализм, непослушание, неуважительное отношение к старшим и товарищам, грубость, нечестность, безразличие к коллективу. Вместе с тем, школьная жизнь позволяет выявить и многие положительные черты и качества в детях, заложенные родителями и воспитателями в первые шесть лет жизни. Для многих детей особенно трудными оказываются первые месяцы посещения школы. Родители могут вовремя прийти на помощь первокласснику, но не должны проявлять при этом чрезмерного усердия. Надо учитывать, что в возрасте 7—8 лет у детей появляется естественное желание многое делать самостоятельно, без посторонней помощи.

Глубоко заблуждаются те родители, которые без всякой нужды предлагают свои услуги первокласснику, ревниво оберегают его от посильных нагрузок, полностью освобождают от мытья посуды и уборки квартиры, от ухода за своей обувью и одеждой. Зачастую они объясняют это желанием облегчить положение школьника, перегруженного уроками в школе, занятиями музыкой и иностранным языком, но забывают о том, что чрезмерная родительская опека способствует формированию таких отрицательных черт, как беспомощность, безволие, лень, неряшливость, неумение преодолевать трудности. Уже в младшем школьном возрасте дети должны знать, что труд — источник всех ценностей, составляющих основу благополучия семьи, а в конечном итоге — народа, государства. В процессе трудового воспитания ребятам прививается уважение к труду взрослых, их привлекают к посильной полезной деятельности дома и в школе. Привлечение учащихся младших классов к общественно полезному труду требует контроля физических нагрузок, ибо дети 7—10 лет склонны переоценивать свои возможности, чувствуя значительный прилив сил в связи с интенсивным развитием мускулатуры. Воспитание и обучение младших школьников строится на основе индивидуального подхода к личности ребенка, с учетом его темперамента, умственных возможностей, состояния здоровья.

2. Педагогическое взаимодействие семьи и школы: методика работы.

  2.1 Формы работы с родителями младших школьников.

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Разнообразны темы и формы проведения родительских собраний. Так, например, родительские собрания: деловая игра «Развитие личности младшего школьника», продуктивная педагогическая игра « Воспитание ненасилием в семье», дискуссия «Психофизическое развитие детей младшего возраста», круглый стол « Детская агрессивность», мастерская «Моделирование воспитательной системы класса», собрание « Взаимоотношения в семье», тренинг «Законы жизни семьи, законы жизни класса». Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Собрания проводятся в форме «круглого стола», деловой игры с внесением элементов дидактических игр. Собрание « Как помочь ребенку стать внимательным» проводится в форме практикума. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Обычно проводятся тематические лекции, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс. Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

В практике учителей начальных классов проведение научно- практической конференции родителей « Воспитание детей в семье». В ходе конференции могут решаться такие вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

 Можно использовать такую форму работы, как родительские тренинги. В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».

Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики» , разговор- встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина- Россия!» , праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.

Классные руководители 1-4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»). Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают помощь своему педагогу. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья и ума делами. Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. О чем чаще всего приходится беседовать учителю с родителями? Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками. Замечает учитель какую – либо негативную черту в характере, в поведении ребенка, проводит с родителями беседу и вместе с ним решает, как избежать перехода изъяна в привычку. А значение привычки в формировании личности велико. Недаром народная мудрость утверждает «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. А потому педагог должен убедить родителей в том, что они должны следить за формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в развитии детей.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывает идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что это проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это педагог, психолог, представитель правоохранительных органов. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

3. Грубость и непонимание в семье.

4. Талантливый ребенок в семье.

5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается в начале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода. Я считаю, что сложившаяся система работы педагогов начальной школы с родителями и учащимися наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Приятно то, что родители приходят в школу не только по вызову учителя, но и часто сами становятся организаторами интересных дел.

2.2 Результативность взаимодействия семьи и школы.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  3. педагогическому просвещению родителей;
  4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  5. единству требований школы и семьи.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  • индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

Заключение

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Литература

Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. Перепеч. с изд. 1979 г.).год изд. 2003

Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.

Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.

Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.