Опыт работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Исаевой Людмилы Николаевны

Исаева Людмила Николаевна

Опыт работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Исаевой Людмилы Николаевны.

Наименование опыта: «Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»

Актуальность опыта.

Глобальные экологические проблемы, несущие угрозу современной цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В связи с этим важно на ранних этапах формирование личности важно начать прививать интерес к окружающей природе. Основы отношения к среде обитания закладываются в детстве, поэтому «дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (Дерябо С. Д., Ясвин В. А., 1996).

С первых уроков важно пробудить в детях интерес к окружающей среде, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает мышление учеников, прививает бережное отношение и любовь к животному и растительному миру, что способствует формированию экологического образования.

Любовь к природе помогает развить в ребенке чувства справедливости, ответственности за совершаемые поступки. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта, любознательность и искренность, однако у них нет достаточных знаний и опыта, поэтому начальная школа занимает важное место в системе экологического образования, где закладываются основы экологической культуры детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_isaevoy_l.n.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пятинская СОШ»

Опыт работы

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Исаевой Людмилы Николаевны

Наименование опыта:

«Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»

1. Актуальность опыта.

Глобальные экологические проблемы, несущие угрозу современной цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В связи с этим важно на ранних этапах формирование личности важно начать прививать интерес к окружающей природе. Основы отношения к среде обитания закладываются в детстве, поэтому «дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (Дерябо С. Д., Ясвин В. А., 1996).

С первых уроков важно пробудить в детях интерес к окружающей среде, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает мышление учеников, прививает бережное отношение и любовь к животному и растительному миру, что способствует формированию экологического образования.

Любовь к природе помогает развить в ребенке чувства справедливости, ответственности за совершаемые поступки. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта, любознательность и искренность, однако у них нет достаточных знаний и опыта, поэтому начальная школа занимает важное место в системе экологического образования, где закладываются основы экологической культуры детей.

2. Условия возникновения опыта.

В настоящее время человечество стоит на пороге экологической катастрофы, и очень важно осознать и попытаться решить эту серьезную проблему, ведь будущее планеты в опасности. Недаром природа является могущественным источником, из которого человек постоянно черпает многие ресурсы и знания. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется в раннем детстве. Дети очень наблюдательны и замечают многое, они открывают для себя новый мир, стараются все познать, почувствовать.

Очень важно юное поколение воспитывать в русле экологического образования, ведь именно в начальной школе на уроках и во внеурочное время закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В этом заключается основная цель экологического образования, которое помогает развить у школьников интерес и любовь к природе, к ее охране, формирует познавательное и эстетическое мышление об окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению в природе. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры учеников первой ступени для повышения экологической грамотности населения и способности предвидеть последствия антропогенных факторов.

3. Теоретическая база опыта.

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не существовало такого понятия, как «экологическое воспитание». Однако базовые ценности бережного отношения к природе и встречаются в работах известных иностранных и отечественных педагогов, таких как Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. Н. Кайгородов и многие другие. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский также придавал большое значение формированию и развитию личности ребенка в гармонии с окружающей природой.

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Среди современных педагогов, активно занимающихся вопросами экологического образования, является А. А. Плешаков, который не только разработал теорию экологического воспитания, но и предложил конкретные методы работы. По мнению А. А. Плешакова: «Усиление экологической направленности курса природоведения – это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы».

На данный момент актуальны задачи экологического образования и воспитания, а их решение важная задача современной школы. Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания.

4. Технология опыта

Глобальные экологические проблемы не только не уменьшаются, а возрастают. Повышается значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена нашего современного общества, начиная с учащихся начальной школы, поэтому данная работы посвящена экологическому образованию и воспитанию младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.

Цель педагогического опыта – формирование экологического образования и воспитания у учащихся, развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Для решения поставленной цели необходим ряд педагогических действий, методов и приемов воспитания и обучения. Во-первых, нужно выбрать программу преподавания окружающего мира (например, программа А.А. Плешакова «Зеленый дом»). Затем разработать систему работы по формированию экологической культуры у школьников. Для более эффективного достижения результатов можно использовать нестандартные формы проведения уроков, таких как: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. И конечно, немаловажным является обогащение содержания занятий краеведческим, патриотическим и экологическим материалом всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Важно систематически проводить мониторинг у школьников об окружающей среде. Данный контроль необходим для анализа восприятия осознанного отношения учеников к природе, полученного в ходе обучения.

Внеурочная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные знания, умения, навыки. Эта работа помогает более широко приобщать детей к природе, дает больше возможностей для практической деятельности. В процессе этой работы интересно проводить экскурсии в лес, парк, на водоём, а также совершать поездки-экскурсии в музеи, по историческим местам. Творческий подход к осуществлению практической деятельности можно осуществлять проведением олимпиад и конкурсов рисунков, поделок и стихов о природе в целом и природе родного края и т.д. Практическая деятельность младших школьников заключается в озеленении класса («Размножение комнатных растений семенами и черенками», «Размножение герани» и другие), школьного двора, сборе макулатуры, изготовлении кормушек и поилок для птиц и других занятий, направленных на помощь и защиту природы.

Формирование экологической культуры основывается не только экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – это два взаимосвязанных процесса. Основа образовательных программ заключается в формировании определенных знаний, навыков и умений школьников, а основа программы экологического воспитания заключается в становлении нравственно-экологической позиции человека, взаимодействующего с окружающей средой. В программе экологического воспитания можно выделить направления деятельности:

а) Познавательное – дидактические беседы, доклады, сообщения, заочные путешествия, викторины, стенгазеты.

б) Познавательно-развлекательное – праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

в) Практическое – посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, сбор макулатуры, подкормка птиц.

г) Исследовательское – экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, исследовательские проекты.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают влияние на всестороннее развитие личности ребенка.

Межпредметный подход, направленный на экологическое образование и воспитание.

В педагогической практике интересно использовать межпредметный подход. С помощью определенных упражнений, задач и заданий можно использовать знания из различных предметов.

Например, на уроках математики можно использовать задания, содержащие экологическую информацию.

1. Решите пример и определите, какое дерево лучше всего очищает воздух?

13х8 – (38+59)=?

Осина – 8

Ель – 11

Тополь – 7

Выясняем, почему тополь лучше всего очищает воздух от пыли и ядовитых газов?

2. Экологическая задача. Сколько погибло бы растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 9 цветов, а если 11 цветов?

Рассуждение: Если я сорву цветок. Если ты сорвёшь цветок. Если все мы сорвём цветы. Вывод: Опустеют цветочные поляны, не будет красоты и станет меньше чистого воздуха.

Решения подобных задач на уроках математики способствуют нравственному воспитанию и целенаправленному восприятию ребёнком окружающего мира.

Элементы экологического образования могут быть включены на уроках русского языка. Ученикам можно предложить выполнить задания экологического содержания, например:

1. Запишите следующие пословицы и поговорки о природе: Лес и вода – брат и сестра. Много снега – много хлеба. Много леса – береги, мало леса – посади. Объясните, как вы понимаете их значение?

2. Составьте рассказ по картинкам на тему: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лес – зеленый друг человека» и другие.

3. Запишите словарные слова под диктовку: берёза, осина, овёс, сирень, картофель, воробей, медведь, лисица. Что вы знаете о данных представителях живой природы?

4. Установите природные связи между объектами, составьте цепочки питания, куда входят следующие словарные слова: (овёс – мышь – лисица, комар – лягушка – аист, осина – заяц – сокол).

На уроках происходит повторение, а также расширение знаний об объектах природы, условиях их обитания, пищевых цепочках, что способствует более эффективному усвоению словарных слов.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения. Полезными для данного процесса являются произведения писателей-натуралистов (например, М. М. Пришвин, Н. И. Сладков, В. В. Бианки, Б. С. Житков и другие). Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними. С помощью художественных текстов можно направить учеников на усвоение понятий о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения. Через беседы о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия с природой у детей формируется экологическое  мировоззрение, бережного отношения к природе, которое затем переносится на социальную среду, общество, на близких людей и своё здоровье.

Экологическую информацию можно использовать и на небольших перерывах во время уроков, например:

Физкультурные минутки. 1. Встаньте прямо, посмотрите вверх. Потрясите ладошками – высоко вверху шумят листочки деревьев (верхний ярус). А теперь присядьте и станьте средним ярусом – кустиками. Встаньте, опустите голову вниз и посмотрите себе под ноги. Здесь нижний ярус – зеленая травка, где растут грибы и ягоды. 2. Посмотрите влево, прямо, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик, давайте, и мы вместе с ним попрыгаем. Зайка убегает от волка, вот он прыгнул влево, вправо, вперёд, назад, и вдруг он присел и притаился в кустиках.

        Минутки релаксации. Закройте ваши глазки. Представьте, что вы деревья, а ваши руки – это веточки, которые греет солнышко, а ласковый ветерок продувает ваши зеленые листочки. Но вдруг появился злой человек и сломал веточку, и вам стало очень больно… Но чьи-то добрые руки помогли вам и забинтовали сломанную веточку. Откройте ваши глазки, улыбнитесь друг другу и самому себе. Дарите добро всему, что вас окружает. Берегите себя, свою Землю и все то, что на ней живёт и растёт.

5. Анализ результативности.

Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:

- в течение 4 лет работы наблюдается положительная тенденция показателей успеваемости и качества знаний путем введения в процесс обучения и воспитания младших школьников с помощью заданий экологического содержания;

- активное участие учащихся в различных проектах, мероприятиях, акциях характеризует появление интереса учащихся к охране природы и окружающей среды;

- повышение учебной мотивации учеников с разным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков;

- оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от способностей.

Результатами данного опыта является создание презентаций об экологической деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности «Край, в котором мы живем». Ежегодно ученики являются активными участниками акции по сбору макулатуры «Сбережем леса России».

Привлечение детей к активному участию исследовательского процесса и вовлечение во внеурочную работу, направленную на экологическое воспитание является основной задачей педагога. Важно строить работу на уважении к личности обучаемого и сверстников. Активное сотрудничество позволяет сделать урок более интересным, радостным и познавательным, что повышает эффективность преподавания, развивает творческие и исследовательские способности. Данный опыт повышает эффективность преподавания, развивает творческие, исследовательские способности  младших школьников, повышает учебную мотивацию учеников.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта, есть небольшие трудности в виде большого количества информации, которую необходимо систематизировать, структурировать и обобщать.

7. Адресная рекомендация по использованию опыта.

Данный опыт может быть использован учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, организаторами экологического образования, а также родителями, интересующимися воспитанием детей в экологической среде.

Список используемой литературы:

1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 1982 – 270 с.

3. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе / Е. А. Сорокоумова. – Москва: Аркти, 2007. – 44с.

4. Ласкина Л. Д. Экологическое образование младших школьников / Л. Д. Ласкина // Волгоград: Учитель, 2011 – с.

5. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова // Москва: Просвещение, 2013. – Ч. 1. – 112 с.

6. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий // Москва: Просвещение, 2015. – Ч. 1. – 159 с.

7. Моро М. А. Математика. 4 класс / М. А. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. // Москва: Просвещение, 2013. – Ч. 1. – 112 с.

Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс / А. В. Кураев // Москва: Просвещение, 2018. – 144 с.