Презентация к уроку русского языка на тему "Обособенные обстоятельства"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
, , , , , , 1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? Обособленные обстоятельства – это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.
, , , , , , 2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства? Обособленные обстоятельства могут быть выражены: одиночным деепричастием ( Пошумев , река успокоилась) 2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика , сняли шапки)
, , , , , , 2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства? 5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам , было почти темно. Дети, вопреки морозу , вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)
Река пенилась вздымая валы. Листья падая шепчутся. Задачу я решил шутя. Серёжа бежал сломя голову.
Река пенилась, вздымая валы. Листья, падая, шепчутся. Задачу я решил шутя. Серёжа бежал сломя голову.
Задачу я решил шутя . Смеясь и шутя , мы побежали к реке. (Мы смеялись и шутили, когда побежали к реке.) Решил шутя – «легко», нет значения «решал и шутил»
Не вставайте, отвечайте сидя. Махнём не глядя, как на фронте говорят. Не рекомендуется читать лёжа. «С МЕСТА» «ВСЛЕПУЮ» «В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Никогда не обособляется одиночное деепричастие, которое уже перешло в простое наречие. Запомни: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.
Спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхание, положив руку на сердце, и др. Никогда не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой фразеологический оборот Серёжа бежал сломя голову. «БЫСТРО»
Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей.
ЗАДАНИЕ: внимательно прочитать текст. Расставить знаки препинания, объяснить их, начертить схемы. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой. Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. А.С. Пушкин « Царскосельская статуя»
1. Дорога идет извиваясь между кустарниками. 2. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. 3. Спят журавли обыкновенно стоя. 4. Сгущаясь и темнея бежит перед ним лиловая зыбь. 5. Волны шумят ударяясь о скалы. 6. Крепясь и помалкивая думал Илья перетерпеть непогоду. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВУЮ РАБОТУ. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.
1. Около дороги нежно прислонившись друг к другу о чем-то шептались две ивы. 2. Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. 3. Пошумев река успокоилась. 4. Скалы покрытые инеем уходили в неясную даль. 5. Поток стремительны й и бурный подмывал дорогу. 6. От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
Сосчитайте, сколько запятых пропущено в предложении. Адъютант тщательно но недовольно козырнув побежал выполнять приказание, а генерал повернулся и не оглядываясь быстро пошел в другую сторону огибая развалины дома.
Укажите правильное продолжение предложения. Глядя на картину… А) создается впечатление, что ласточка сейчас взлетит. Б) обратите внимание на цвет осеннего неба перед закатом. В) мне вспомнилась та далекая осень. Г) неожиданно погас свет.
РЕФЛЕКСИЯ 1. Сегодня я узнал (а)…. 2. Было трудно…. 3. Я научился… 4. Теперь я могу… 5. Самым интересным моментом на уроке… 6. Я научился… 7. Сегодняшний урок дал мне…..