Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Зайкова Ольга Михайловна

педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психолого-педагогического сопровождения  образовательного  процесса  

в рамках внедрения ФГОС ООО

Приоритетным направлением федерального  образовательного стандарта второго поколения  является реализация развивающего потенциала основного общего  образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволило осуществлять  процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение ФГОС ООО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация школы,
- классные руководители,
- логопед,
- медицинский работник школы,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учителя-предметники.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ, 
технологичность -  использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе;

ЦельПсихолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения ФГОС ООО.

Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся  младшего школьного возраста и обучающихся основной школы.
4. Сопровождение обучающихся в условиях основной школы: 
- адаптации к новым условиям обучении ; 
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития ; 
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; 
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;  
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
- предпрофильная  подготовка и профессиональная ориентация; 
- сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого- медико- педагогической помощи таким детям.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО.
1. Профилактическое направление.
2. Диагностическое направление.
3. Консультативное направление 

4. Развивающее направление.
5. Коррекционное направление.
7.
Профориентационное направление.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимися
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Проведение тренингов  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
-   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Профориентационная работа.

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с педагогами и другими работниками школы.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками,

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий.  Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями.
- Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности.

– групповые и индивидуальные консультации, лекции, возможность давать рекомендации родителям для успешного  воспитания детей учитывая возрастные особенности.

 - совместные тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.
  • Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.
  • Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.
  • Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС ООО.
  • Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.