памятка "Как помочь пятикласснику"

Зайкова Ольга Михайловна

педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki-kak_pomoch_pyatiklassniku.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь пятикласснику

             в период адаптации  в  среднем звене»

Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • умения осознавать требования учителя и соответствовать им
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками
  • навыки уверенного поведения
  • навыки совместной /коллективной/ деятельности
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем
  • навыки самоподдержки
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

  • стремление к общению со сверстниками
  • чувство взрослости
  • резкие качественные изменения
  • время бурного и плодотворного развития познавательных процессов

Возникающие трудности:

  •  очень много разных учителей
  •  непривычное расписание
  • много новых кабинетов
  • новый классный руководитель
  • возросший темп и объем работ в классе и д/з
  • ослабление или отсутствие контроля
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей 
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения
  • ребенок легко справляется с программой
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после  попыток выполнить задание самому
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • Нежелание выполнять домашние задания
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой
  • Беспокойный сон
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Как можно помочь?

  • Очень важно помнить, что с первых минут в классе необходимо создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии – поиска
  • На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шутками и умели использовать юмор в учебной работе.
  • Характер подростков и общение с учителем, а также субъективное отношение к нему изменяется. Для младших подростков ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд
  • Пятиклассники обращают, прежде всего внимание на то, как учитель рассказывает новый материал, насколько часто он шутил, в какой форме хвалит и ругает учеников
  • Если у учащихся высокая тревожность первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности.

«Счастье, когда тебя понимают!»