Программа адаптационного тренинга для пятиклассников

Зайкова Ольга Михайловна

педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptats._treninga_dlya_5_klassov.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                  Программа адаптационного тренинга в 5 классе

Цель: сделать адаптационный период более интенсивным.

Задачи:

1.Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.

2.Помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

3.Принятие и сплочение нового коллектива.

4.Введение самоконтроля (теперь нет постоянно  рядом классной «мамы»).

5.Принятие новой позиции - ученик второй ступени школы. 

6.Снижение личностной тревожности.

План (всего 5 занятий):

I  день. Знакомство (1, 2)

II день. Сплочение коллектива. Я и мы. Наш класс.(3,4)

III день. Учимся доверию.(5)

Материалы:

1.Бейджики для учащихся

2.Фломастеры (карандаши),  листы на столе.

3.Листы А-4 для каждого учащегося

4.Листы А-3 для каждой группы

5.Мягкая игрушка (или мяч).

6. Скотч

                                         I  день. Знакомство

Приветствие, вступительное слово классного руководителя. Познакомить детей с целью занятий. Принять правила групповой работы на тренинге.

Правила тренинга (пример):

  1. Называть друг друга по имени.
  2. Один говорит – все слушают.
  3. Активно участвовать в происходящем.
  4. Право на личное мнение.
  5. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас – по ходу общения в группе.
  6. Работать “от” и “до”.

I.       1.Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

1 вариант

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

2 вариант

Цель: знакомство; развитие рефлексии; формирование установки на самопознание.

На листочках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, и близкие друзья). Затем каждый представляется, используя эти имена и описывая свой характер. Например: «Меня зовут… Мама меня называет…Мне нравится... Я люблю… ».

2. Упражнение «Футболки»

Время подготовки:  5минут

Раздаются вырезанные из бумаги футболки. Нужно нарисовать на них то, что отображает внутренний мир участника, его индивидуальность. Это могут быть символы, фразы, образы, любые знаки. Затем проводится рефлексия.

3. Упражнение «Мы похожи?»

Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

  • Ты похож на меня тем, что...
  • Я отличаюсь от тебя тем, что...

4. Упражнение «Кто я?»

Участники разбиваются на пары. Ведущий каждому к спине прикрепляет карточку с именем героя (из мультфильма, книги, кинофильма, сказки и т.п.).

Задавая вопросы партнеру каждый должен выяснить, что написано на его карточке.

Ограничение: Нельзя задать прямой вопрос «Кто я?» Не использовать вопросы закрытого типа.

5. Упражнение «Кричалки»

Материалы: авторучки, бумага, пример «кричалки»

Процедура: 2 этапа.

1. Командам дается задание придумать несколько речевок или коротких стишков (сколько успеют за отведенное время) (не более 4 строчек, рифма желательна) определенного, на заданную тему содержания.

Время: 10 минут.

2. Придуманные «кричалки» нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.

II.         6. Упражнение «Подарок»

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

7. Упражнение “Взгляд со стороны”

Цель: помочь учащимся в самораскрытии.

Каждый из участников группы от лица любой своей вещи рассказывает о себе, т.e. “вещь о своем хозяине”. Например, “Я Танина пуговица, я знаю ее довольно давно и могу рассказать о ней...”. Ведущий поясняет, что умение раскрыться - важнейшее качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Закрытость препятствует построению дружеских отношений.

8.Упражнение “Вспомни что-нибудь приятное”

Цель: снижение тревожности, релаксация; положительный настрой на работу в группе.

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо приятное событие, происшедшее с ним совсем недавно со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Установка для релаксации:

Удобно расположитесь, закройте глаза, представьте, как расслабляются мышцы рук и ног, спины, шеи, лица. Глубоко вздохните, сосредоточьтесь на своем дыхании, дышите спокойно, как во сне. (3 мин)

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
  • какие ощущения были в мышцах?
  • приятным было такое состояние? 

6. Рефлексия:

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Что узнали нового?

- Какое настроение?

                          II день. Сплочение коллектива. Я и мы. Наш класс.

III.            1. Упражнение  «Прогноз погоды»

Время подготовки: 3 минуты

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю». Обсуждение рисунков.

2.Упражнение «Согласование ритма»

Цель: развитие согласованности внутригрупповых взаимодействий для дальнейшей работы в малых группах.

Необходимое время:  5 – 10 минут.

Процедура: «Это упражнение выполняется молча. У вас есть единственное средство его выполнения – звуки, точнее, ритм. Найдите в этой аудитории что-либо, чем можно отбивать ритм. Если ничего не найдете, можете просто хлопать в ладоши или постукивать по подлокотнику. Начнем с того, что каждый будет отстукивать свой собственный ритм... Если чей-то ритм покажется вам привлекательным, можете присоединиться к нему». Рано или поздно вся группа начинает стучать, бренчать, позвякивать в одном ритме. В этот момент можно дать новую инструкцию: «А теперь попробуйте вернуться к тому ритму, с которого вы начали упражнение».

3. Упражнение «Волшебное слово»

Цель: пополнение словарного запаса вежливых слов, осознание необходимости позитивного восприятия другого человека.

Одним из важных умений, которым должен обладать каждый общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». Такие слова (слова вежливости) помогают установить теплые и приятельские отношения, открывают часто даже «наглухо закрытую дверь».
Делимся на две команды. Каждой дается задание за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше вежливых слов и выражений.

4.Упражнение “Сбор рукопожатий”

Ведущий дает задание участникам группы – собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.

Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал от остальных?

5. Упражнение "Мое увлечение"- "Наши увлечения"

 

Перед каждым учащимся кладется лист. За 10-15 минут каждый должен написать 10 пунктов. В них могут входить увлечения, кружки, любимые занятия, любимая еда: цвет и т.д. Затем идет обсуждение, и учащиеся в группе по 5 – 6 человек  на общем листе выписывают те пункты, которые есть у всех. (Например: "Я люблю танцевать, читать, играть в компьютерные игры»).

Таким образом, классный руководитель получает четкую картину интересов учащихся.

Можно провести обсуждение между группами полученного результата 3-4 минуты.

в) Затем лист переворачивается. Дается группам задание написать "Чем мне хотелось бы заниматься, чему я могу научить других, какое поручение я хотел бы выполнять и т.п.". Можно писать по очереди, можно выбрать одного, можно проиллюстрировать работу. Затем 3-4 минуты дать на обдумывание. (собрать листы!)  

I V.        6.Упражнение «Продолжи фразу»

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь».

На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 11 класс.

Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В среднем звене мне хотелось бы...».

Все высказываются по кругу, передавая, друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет?

Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

 

  7. Упражнение "Моя цель"

Передаем мяч в произвольном порядке. "В пятом классе я хочу ...". (Цели в учебе, спорте и т. п.) Ответы не должны повторяться.

8.Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).

Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Обсуждение

• Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

• Чьи записи тебя удивили?

• Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

• Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

• О ком ты узнал что-нибудь новое?

9. Рефлексия:

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Что узнали нового?

- Какое настроение?

10. Домашнее задание.

   Дома на альбомный лист приклеить свою замечательную фотографию, а ниже написать небольшой рассказ о себе, своей семье, своих увлечениях и друзьях. Вложить лист в файл, сдать классному руководителю. Так появляются первые 25 листов классного альбома. Договариваемся с ребятами, что они носят полученные бейджики весь сентябрь, тогда и множеству учителей их будет легче запомнить.

                     

                              III день. Учимся доверию.

 Цели: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Задачи: развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

V   1.Упражнение «Имя и цветок»

Каждый называет на какой цветок он похож, какой ему нравиться.

2.Упражнение «Я в тебе уверен»

Цель: развитие навыков социальной перцепции.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен что ты не скажешь обо мне плохо).

3.Упражнение «Те, кто»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное.  После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

4.Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).

Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Обсуждение

• Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

• Чьи записи тебя удивили?

• Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

• Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

• О ком ты узнал что-нибудь новое?

5.Упражнение «Важные качества в человеке»

(Раздать листочки ребятам)

Подумай и запиши  какие качества для тебя являются важными в людях, которые тебя окружают (не больше 7-10 вариантов)

Обсуждение  задания

Качества, выделенные ребятами, записываются на доске, обсуждаются их варианты. Дальше ребята записывают черты, которые выделяют в себе. Каждому из них предлагается сравнить выделенные черты (в себе и в других). Обсуждаем результаты.

7. Упражнение «Работа по теме»

Ведущий. Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» — тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя

(главное — не бояться ошибок при высказывании своего мнения).        

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

2. Работа с учебным материалом.

Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?        

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Ведущий. Итак, мы уже многое могли бы рассказать о школе, а теперь давайте узнаем, как вы можете работать все вместе.

8. Упражнение «Коллаж класса»

Школьникам предлагается создать свою эмблему — визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою.

Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс» (можно на доске написать мелом). Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на доску.

Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них — частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключение нужно обсудить, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».

9. Анализ занятия

Участники в кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, говорят о том, что больше всего запомнилось на занятии.