семинар - адаптация пятиклассников
Предварительный просмотр:
Семинар
«Адаптация пятиклассников на новой ступени обучения».
Цель: определить основные трудности адаптации учащихся в среднем звене, разработать рекомендации учителям (для профилактики дезадаптации ).
Задачи :
- помочь учителям в осознании трудностей возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации
- знакомство с мерами профилактики дезадаптации
- пробуждение желания оказать учащимся помощь.
Добрый день уважаемые коллеги я рада вас приветствовать. Спасибо вам, что вы нашли время и возможность прийти сюда и решили принять участие в семинаре. Для начала давайте познакомимся.
Упражнение «Знакомство».
Каждый из присутствующих называет своё имя и продолжает фразу: «Никто из вас не знает, что у меня…..».
Упражнение «Снежинка»
А сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: ни на кого не смотреть и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли. А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса- сложный период и не только для ребёнка, но и для учителей, и родителей. Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе.
Насколько успешно пройдет адаптационный период зависит от всех: и от учителей, и от родителей. И наша задача помочь им его пройти с наименьшими потерями, поддержать своим участием, заинтересованностью, вниманием.
Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, ведущей деятельностью этого периода, является:
- стремление к общению со сверстниками И поэтому подростки стремятся занять удовлетворяющее их положение среди сверстников. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Подросток стремится привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать и вызвать симпатию. Это может проявляться по-разному: от демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требования взрослых, до паясничанья, кривляния.
- Чувство взрослости - специфическое новообразование самосознания, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны, подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с другой, - у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости. Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Для подросткового периода характерно наличие разногласий со взрослыми и, в частности, с родителями. Это происходит в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.
- Основная особенность подросткового периода резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят по- разному , в разное время. Некоторые развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают.
Нередки случаи, когда интеллектуальное развитие школьника опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям поведения - ребенок.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Упражнение выполняется в парах. Тонким платком или шарфом связывают руки сидящих рядом ( правая и левая). При этом кисти остаются свободными даются фломастеры. Задача : нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами учащиеся. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы( были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие принимали в работе, обсуждают ли сюжет рисунка, порядок рисования и т.д.)
Анализ упражнения . ( Мы все вроде бы умеем писать, рисовать, но оказавшись в новой ситуации, мы испытываем новые чувства, неуверенность, чувство дискомфорта. Вот так же и пятиклассники вроде бы для них школа - знакомая обстановка , но всё таки они испытывают неуверенность, тревожность).
Физкультминутка
Итак, мы определили, что физическая минутка снимает напряжение, уменьшает утомление. К сожалению в среднем звене, часто учителя не находят для нее времени.
Помочь в адаптации- это значит сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо.
Каковы же задачи адаптационного периода:
- адаптация к разным требованиям;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции — ученик основной школы
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика .Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
у адаптированного ученика 5-го класса есть
- желание идти в школу,
- участвовать в общественной жизни,
- общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение
При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
Упражнение «Портрет дезадаптивного ребёнка» - работа в группах.
3 группы: дети, родители, педагоги. Признаки дезадаптации.
Группа 1. Дети: что вы чувствуете, как вы себя ощущаете?
Группа 2. Родители: что вы видите, какие изменения происходят с вашим ребенком?
Группа 3. Педагоги: что вы делаете, чтобы помочь?
Признаки дезадаптаци:.
1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4.Нежелание выполнять домашние задания.
5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7.Беспокойный сон.
8.Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов
- Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания в школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели.
Пути и способы устранения -это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.
- Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Характерные признаки- отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности нервно-психическое напряжение.
Пути устранения этих признаков: формирование учителем активно-познавательного отношения к своему предмету.
- Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.
Способы устранения этих причин: коррекция Межличностных отношений в системе «учитель-ученик»; повышение психологической компетентности педагогов.
- Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности- неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, не активность; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки.
Пути устранения - повышение уровня саморегуляции через коррекцию стиля семейного воспитания, использование коррекционных программ по развитию познавательных процессов, их произвольности.
- Несформированность учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.
Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины - формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров. Устранения этих причин является обучение приема учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации.
Как помочь пятикласснику:
- Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников
- Очень важно помнить, что с первых минут в классе необходимо создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии – поиска.
- На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шутками и умели использовать юмор в учебной работе.
- Характер подростков и общение с учителем, а также субъективное отношение к нему изменяется. Для младших подростков ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд
- Пятиклассники обращают, прежде всего внимание на то, как учитель рассказывает новый материал, насколько часто он шутил, в какой форме хвалит и ругает учеников
- Если у учащихся высокая тревожность первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности.
А лучше всего, запомните и возьмите себе на заметку известное изречение, которое, может быть поможет вам в различных ситуациях:
«Улыбнись над горестями – горечь их исчезнет.
Улыбнись своему противнику – исчезнет его озлобление.
Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его». Я. Райнис
Упражнение «Улыбка»
Рефлексия. Обратная связь.