Основные наглядные пособия на уроках географии

Процай Ксения Викторовна

Основные наглядные пособия на уроках географии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_naglyadnye_posobiya_na_urokah_geografii.docx238.17 КБ

Предварительный просмотр:

Основные наглядные пособия на уроках географии

Перечень наглядных пособий, применяемых в школьной географии необычайно широк. Практически все темы как физико-, так и экономико-географического цикла изучаются с использованием картографического, табличного, раздаточного материала и приборов [4, 7]. Трудность состоит в том, что далеко не все наглядные пособия могут быть приобретены школами. А те, что были заготовлены в прошлом за годы реформ и экономического спада пришли в негодность. Однако учитель должен знать и быть готовым применить весь арсенал возможных средств.

Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии, подразделяется на учебные приборы, пособия на печатной основе (карты, атласы (рисунок 1), картины, таблицы, тетради), объемные учебно-наглядные пособия (модели, натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, гербарии, коллекции образцов промышленного сырья), аудиовизуальные, или экранно-звуковые (проекторы, интерактивные доски, презентации, кинофрагменты, кинофильмы, видеофильмы) и другие (таблица 1).

https://94.img.avito.st/640x480/4264006994.jpg

Рисунок 1 – Настольные атласы (фото автора)

Таблица 1 – Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии [8]

Учебные приборы

Пособия на печатной основе

Объемные пособия

Аудио-визуаль-ные пособия

Карты

Картины

природы

Таблицы

Модели

Натуральные пособия

Метео-рологи-ческие приборы

Карты России и ее регионов

Картины по географии

материков

Таблицы по топографии

Модели приборов

Коллекции горных пород и минералов

Презен-тации

Принад-лежности для глазомер-ной съемки

Карты мира

Картины «Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи»

Таблицы по начальному курсу физической географии

Модели-макеты

Коллекции

образцовпромышлен-ного сырья

Видео-фильмы

Карты материков и их частей

Таблицы по физической географии России

Динами-ческие модели

Гербарии

Карты зарубежных стран

Таблицы по экономичес-кой

географии

Топографические карты

Глобусы

Контурные карты

Карты составлены и подготовлены различными изданиями, такими как ООО «Издательство ДИК» и «Дрофа», так же школы используют картографический материал, который был выпущен главным управлением геодезии и картографии для средней общеобразовательной школы серии учебных географических карт: «Карты России», «Карты отдельных районов России», «Карты мира», «Карты материков и частей света», «Карты зарубежных стран», «Карты топографические».

Серия «Карты России» издается в единой проекции, в одинаковом оформлении. Карты печатаются на двух листах. В эту серию входят физическая, политико-административная, геологическая, тектоническая, месторождений полезных ископаемых, климатическая, почвенная, растительности, зоогеографическая, природных зон, народов и плотности населения. Кроме того, на всю территорию России издаются экономические карты по отраслям народного хозяйства (топливной промышленности, черной и цветной металлургии, электрификации, машиностроения и металлообработки, химической промышленности, зерновых культур, животноводства и др.) в качестве примера рассмотрим подробно характеристики некоторых из них [3. 10].

Карты России. Геологическая карта. Масштаб 1:5000000. На карте специальными буквенными обозначениями и качественным фоном показаны площади распространения осадочных горных пород, которые разделены по возрасту на эры (кайнозой, мезозой, палеозой, архей и протерозой), а внутри них – на периоды (системы). Магматические породы разделены по происхождению на четвертичные вулканические породы, интрузивные породы и траппы. Показаны границы максимального оледенения и области сплошного оледенения в Арктике. Рельеф морского дна дан послойной окраской по шкале в семь ступеней. Параллели проведены через 4°, а меридианы – через 6°. На врезках даны «Геохронологическая таблица», «Схематический геологический разрез Сибирской платформы от устья реки Хатанги до верховья реки Алдан». Карта используется в8классе при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», а также Восточно-Европейской равнины и Сибири.

Зоогеографическая карта. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона на карте показаны ландшафтно-фаунистические зоны и подзоны. На карте выделены типы фауны. В пределах каждой зоны и подзоны условными знаками в виде рисунков показаны основные места обитания отдельных представителей животного мира. Условными знаками в виде рисунков показана фауна морей, а также важнейшие промыслы рыбы. На полях карты помещена таблица «Некоторые характерные представители животного мира отдельных зоогеографических районов». Даны изображения представителей животного мира отдельных зоогеографических районов. Параллели на карте проведены через 4°, а меридианы – через 6°. Карта используется в 8 классе при изучении темы «Почвы, растительность и животный мир», а также животного мира крупных территорий.

Климатическая карта. Масштаб 1:5000000. На карте показано годовое количество осадков послойной окраской по шкале в 10 ступеней (мм): менее 100, 100–200; 200–300; 300–400; 400–500; 500–600; 600–800; 800–1000; 1000–1600; более 1600. Дана температура воздуха на уровне земной поверхности и океана: изотермы самого холодного месяца в году – января и самого теплого – июля (с интервалами в 5°). Стрелками нанесено преобладающее направление ветра в январе и июле. Обозначена зимняя граница плавучих льдов. Для некоторых населенных пунктов указаны максимальные и минимальные температуры, когда-либо наблюдавшиеся в них. Подписаны важнейшие реки, озера, моря и крупные города. Параллели и меридианы проведены через 5°. Карта используется в курсах физической и экономической географии России при изучении климата (8 класс), а также климатических ресурсов и крупных экономических районов (9 класс).

Почвенная карта. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона показаны зоны распространения почв различного химического состава. На карте выделяются типы почв, которые объединены в две группы: 1) почвы равнинных территорий, 2) почвы горных территорий. На карте подписаны важнейшие реки, озера, моря и крупнейшие города. Нанесена южная граница распространения многолетней мерзлоты, на морях – зимняя граница плавучих льдов, ледники. Параллели и меридианы проведены через 5°. На полях карты расположены «Вертикальные профили основных типов почв». Всего 8 профилей почв: тундровых, дерново-подзолистых, серых лесных, солонца, черноземов, каштановых, сероземов, красноземов. Карта используется в курсе физической географии при изучении темы «Почвы, растительность и животный мир», а также естественных ресурсов крупных территорий.

Природные зоны. Учебная карта для средней школы. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона показано распространение природных зон (арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь, субтропических лесов, муссонных и смешанных лесов), даны области высотной поясности, границы географических поясов. Географические пояса подписаны. Гидрография: зимняя граница плавучих льдов, реки, судоходные каналы, болота. Показаны солончаки, пески, ледники. Рельеф дан отмывкой. Параллели проведены через 4°, а меридианы – через 6°. На полях карты даны цветные рисунки, которые посвящены различным природным зонам. Карта используется в курсе географии 8 класса при изучении природных зон.

Карты мира, за исключением карты западного и восточного полушарий, издавались в единой проекции и в одном и том же масштабе (1:20000000). Карты печатаются на двух листах. В эту серию включаются следующие карты: политическая, полушарий, физическая, климатических поясов, зоогеографическая, растительности, природных зон, месторождений полезных ископаемых, народов, плотности населения, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, важнейших зерновых культур, важнейших технических культур и животноводства мира.

Зоогеографическая карта мира. Учебная карта. Способом качественного фона на карте показано размещение семи подобластей Голарктической области, четырех Неотропической, четырех Эфиопской, трех Индо-Малайской и пяти подобластей Австралийской области. На карте даны границы зоогеографических областей и подобластей. Обозначены: северная граница распространения пингвинов; границы распространения тюленей; южная граница распространения белого медведя летом; границы распространения мускусного овцебыка, ондатры, дикого яка; южная граница распространения песца в летнее время; границы распространения тапиров, сумчатых, ехидны и утконоса, а также коралловых рифов. Показаны ледники и снежные поля, льды на море и зимняя граница плавучих льдов. На картинках-врезках условными знаками в виде рисунков изображены характерные представители животного мира каждой зоогеографической области и подобласти, а также обитатели морей и океанов. На врезке помещена справочная карта «Перелет птиц» (масштаб 1:100000000). Параллели и меридианы на карте проведены через 10°, Карта используется в 7 классе при изучении животного мира материков.

Карта климатических поясов и областей мира. На карте способом качественного фона нанесены климатические пояса мира и буквенными обозначениями – климатические области мира. Штриховкой выделены области высокогорного климата. Для показа годового количества осадков на карте использована следующая шкала (см); менее 30; 30–50; 50–100; 100–200; более 200. Температура воздуха на уровне земной поверхности обозначена на карте с помощью изотерм июля – самого теплого месяца в году в северном полушарии (+20°) и самого холодного в южном (-20°); января – самого холодного месяца в году в северном полушарии (-10°) и самого теплого в южном (+10°). Указаны средние температуры июля и января для многих пунктов земного шара. Показан абсолютный минимум температуры воздуха, когда-либо наблюдавшийся на земной поверхности в Антарктиде и в северном полушарии, а также абсолютный максимум ее на земной поверхности.  Изображены центры областей высокого и низкого давления в январе и июле (мм рт. ст.). Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении климата материков земного шара.

Месторождения полезных ископаемых мира. Учебная карта. Условными знаками на карте показано размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного и бурого угля, нефти, горючих газов, железных, марганцевых, хромитовых, ванадиевых, титановых, никелевых, кобальтовых, вольфрамовых, молибденовых, алюминиевых, медных, свинцовых, цинковых, серебряных, полиметаллических, оловянных, сурьмяных руд, золота, платины, урановых руд, асбеста, графита, слюды, фосфоритов и апатитов, серы, пиритов, калийных солей, алмазов. Обозначены пунсонами населенные пункты с подразделением по количеству жителей на 3 категории: свыше 1 млн; от 100 тыс. до 1 млн; менее 100 тыс. Указаны названия месторождений и районов залегания полезных ископаемых. Подписаны важнейшие реки, озера, острова и моря земного шара. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении полезных ископаемых материков, а также в курсе географии 10 класса при рассмотрении размещения полезных ископаемых мира.

Плотность населения мира. На карте показано размещение населения на земном шаре. Способом послойной окраски обозначены территории с различной плотностью населения на 1 км2 (более 600 чел.; от 200 до 600 чел.; от 50 до 200 чел.; от 10 до 50 чел.; от 1 до 10 чел.; до 1 чел.). Нанесены также ненаселенные территории. Подписаны крупнейшие реки и крупные города. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 10 класса.

Карта полушарий (Западное полушарие. Восточное полушарие). Учебная физическая карта. Масштаб 1:22000000. Рельеф суши на карте показан способом горизонталей с послойной окраской по следующей шкале высот (м): ниже 0; 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–2000; 2000–3000; 3000–5000; выше 5000. Рельеф морского дна обозначен способом изолиний с послойной окраской по следующей шкале глубин (м): 0–200; 200–2000;2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Даны абсолютные отметки высот и глубин. Отмечены вулканы, болота, солончаки, пески, реки, озера, каналы, материковый лед, шельфы, скалы, коралловые рифы, зимняя граница плавучих льдов, теплые и холодные морские течения, а также магнитные полюсы. На карту нанесены маршруты путешествий Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Дежнева, Беринга и Чирикова, Крузенштерна и Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева, похода ледокола «Сибиряков», трансполярного перелета Чкалова, дрейфующей станции «Северный полюс». Карта выполнена в поперечной равновеликой азимутальной проекции Ламберта. Параллели и меридианы проведены через 10°.

Карты материков и их частей изданы в единой проекции и единой системе условных обозначений. Как правило, они имеют один и тот же масштаб. Обычно по каждому материку издана политическая, физическая, климатическая, природных зон, народов, экономическая карты. На политических картах способом качественного фона показаны государства и владения, их границы, столицы и центры.

На физических картах рельеф суши и моря изображен изолиниями с послойной окраской. Условными знаками нанесены месторождения важнейших полезных ископаемых, а также гидрографическая сеть и береговая линия. Населенные пункты даны пунсонами с подразделением по количеству жителей. Обозначены границы и важнейшие пути сообщения.

На климатических картах показано распределение осадков, температур и направление ветров. С помощью графиков дан ход годового количества осадков и температур в отдельных пунктах земного шара.

На картах природных зон способом качественного фона показано, распространение природных зон материков. Кроме того, обозначены области вертикальной поясности и границы географически  поясов.

На экономических картах указано размещение основных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а также электростанций и путей сообщения. Способом цветного фона выделены зоны сельскохозяйственной специализации.

Глобусы. Глобус политический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе показано политико-административное деление стран мира. Выделены столицы государств. Показаны важнейшие железные дороги и морские пути. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны и острова. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия в курсах географии 7–10 классов.

Глобус физический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): ниже 0; 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Нанесены абсолютные отметки глубин и высот. Показаны крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески и коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Указаны крупнейшие города земного шара. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия во всех курсах школьной географии, причем преимущественно в 5–8 классах при изучении физической географии.

Глобус физический. Масштаб 1:50000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Показаны абсолютные отметки высот и глубин. Подписаны важнейшие горы и равнины земного шара. Нанесены крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески, коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Показаны маршруты путешествий Колумба (1492–1493 гг), Васко да Гамы  (1497–1498 гг), Магеллана  (1521–1522 гг), Крузенштерна и Лисянского  (1803–1806 гг), Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821 гг). Глобус используется в качестве пособия для самостоятельной работы учащихся в курсах физической географии 5–8 классов.

Глобус черный. Масштаб 1:50000000. На черной поверхности шара проведены параллели через 20° и меридианы – через 15°. Желтым цветом нанесены линии тропиков и полярных кругов, красным – линии экватора и начального меридиана.Глобус черный используется в курсе VI класса при изучении меридианов, параллелей и градусной (географической) сетки (тема «Глобус и географическая карта»).

Картины природы. Серия: Африка, Австралия, Океания, Антарктида. Картины по географии материков. В серии 21 картина.

В Атласских горах. Драконовы горы. На вершине Килиманджаро. В долине Нила. Озеро Чад. Озеро Ньяса в Восточной Африке. В экваториальном лесу Конго. Африканская саванна во влажное время года. Африканская саванна в сухое время года. Каменистая пустыня Сахары. Песчаная пустыня Сахары. В Калахари. Столовая гора над Кейптауном. Большой Барьерный риф. Большая Песчаная пустыня Австралии. Эвкалиптовый лес в Австралии. Вулканический ландшафт Новой Зеландии. Атолл в Тихом океане. Оазис в Антарктиде. Китобойный промысел в Антарктике.

Стенные картины используются в курсе географии 7 класса при изучении Африки, Антарктики, Австралии и Океании.

Евразия. Картины по географии материков. В серии 21 стенная картина. Природа Северной Европы. Фьорд на Скандинавском полуострове. Северо-Германская низменность. Марши на побережье Северного моря. Рудные горы. Альпы. Дунай в районе Будапешта. Средиземноморское побережье. Долина роз в Болгарии. В Босфоре. Нефтепромышленный ландшафт Месопотамской низменности. Северная Монголия. Джунгария. Лёссовый район в Северном Китае. Река Янцзы. В Южном Китае. Гималаи. Индо-Гангская низменность. Деканское плоскогорье. Чайные плантации на Шри Ланка. Плантации каучуконосов в Индонезии. Серия стенных картин используется в курсе географии 7 класса при изучении Евразии. Картины также можно использовать и в 10 классе при изучении стран Европы и Азии.

Животный мир материков. Серия таблиц по географии 7 класса. В серии 25 таблиц.

Животный мир влажных лесов Африки. Животный мир саванн Африки. Животный мир пустыни Сахара. Животный мир каменистых пустынь Южной Африки.  Животный мир саванн, полупустынь и пустынь Австралии.  Животный мир вечнозеленых лесов Австралии.  Животный мир Океании.  Животный мир Антарктики. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир степей и саванн Южной Америки.  Животный мир Анд.  Животный мир тундры и лесотундры Северной Америки. Животный мир лесной зоны Северной Америки. Животный мир прерий Северной Америки. Животный мир Арктики. Животный мир тундры и лесотундры Евразии. Животный мир тайги Евразии. Животный мир смешанных и широколиственных лесов Европы. Животный мир степей Евразии. Животный мир полупустынь и пустынь Евразии. Животный мир саванн Индостана.

Натуральные пособия. Наиболее полезны гербарии и коллекции горных пород и минералов [12].

Гербарий. Стандартная коллекция засушенных растений, содержит 74 вида. Каждому виду посвящен отдельный лист гербария, на котором имеется цветной снимок растения, образец засушенной веточки, а в некоторых случаях и цветка. В гербарии по зонам (крупным территориям России) представлены следующие растения:

  1. Зона тундры: береза карликовая, брусника, вороника (водяника), голубика (пьяника или гонобобель), ива полярная, клюква, куропаточная трава, лишайник олений, мох торфяной (сфагновый), морошки.
  2. Лесная зона:
  1. Подзона тайги: береза, ель обыкновенная, лиственница, осина, пихта, рябина, сосна обыкновенная, сосна кедровая (сибирский кедр).
  2. Подзона смешанных лесов: ветреница лютиковая, вяз, граб, дуб, клен, липа, ольха, орешник (лещина), черемуха обыкновенная, ясень.
  3. Дальний Восток: актинидия, бархат амурский, дуб монгольский, лимонник.
  4. Зона степей: горицвет весенний, качим метельчатый, ковыль, пион, рогоплодник (рогач песчаный, или «устелиполе»), типчак, тюльпан, шалфей, чертополох крючковатый.
  1. Зона полупустыни и пустыни: акация песчаная, верблюжья колючка (верблюжья трава, или чагерак верблюжий), джузгун (кандым), карагач, осока вздутая, полынь приморская, саксаул, селин (аристида), солянка, тамариск (грабенщик), фисташка, шелковица (тутовое дерево).
  2. Субтропики: абрикос, бамбук (листоколосник золотистый), бук, виноград, дуб пробковый, каштан, кипарис, лавровишня, маслина (оливковое дерево), миндаль, олеандр, падуб, плющ, рододендрон, рускус (иглица), самшит, тис, чайный куст.

Гербарий используется в 8 классе при изучении природных зон как в общем физико-географическом обзоре России, так и при рассмотрении растительности крупных территорий страны (Восточно-Европейской равнины, Дальнего Востока и т. д.).

Коллекция горных пород и минералов (рисунок 2). В коллекции образцы располагаются по следующей системе:

  1. Минералы.
  1. Минералы магматических глубинных процессов. Пирит. Халькопирит. Галенит. Сфалерит. Киноварь. Молибденит. Флюорит. Кварц молочный. Кварц прозрачный. Кварц дымчатый. Халцедон. Агат. Кремень. Гематит. Магнетит. Хромит. Кальцит (известняковый шпат). Кальцит (исландский шпат). Магнезит. Сидерит. Апатит.
  2. Минералы метаморфических процессов. Оливин. Хризолит, Топаз. Биотит. Мусковит. Альбит. Лабрадор. Микроклин. Нефелин. Б. Минералы метаморфических процессов. Графит. Кварц –кристалл. Яшма цветная. Яшма техническая. Корунд. Гранат. Родонит. Тальк. Асбест. Лазурит. Алунит.
  3. Минералы экзогенных процессов. Сера. Галит. Сильвин. Марганцевая руда. Лимонит. Боксит. Доломит. Каолин. Гипс пластинчатый. Гипс селенит. Гипс алебастр. Ангидрит. Мирабилит. Барит. Фосфорит. Торф. Бурый уголь. Каменный уголь. Антрацит. Асфальт.
  1. Горные породы.
  1. Магматические породы глубинные (интрузивные). Гранит. Сиенит. Габбро.
  2. Магматические породы жильные. Пегматит.
  3. Магматические породы излившиеся (эффузивные). Обсидиан. Пемза. Порфир. Туф вулканический. Базальт.
  4. Экзогенные породы. Глина. Песок. Гравий. Песчаник. Конгломерат. Известняк плотный. Мергель. Известняк раковистый. Сланец горючий.
  5. Метаморфические породы. Кварцит. Мрамор.

http://static.newauction.ru/offer_images/2015/09/05/08/big/A/aZ3niBidmcp/kollekcija_gornykh_porod_i_mineralov_uchebnoe_posobie_sssr.jpg

Рисунок 2 – Коллекция горных пород и минералов (фото автора)

Коллекция используется в качестве демонстрационного пособия в курсе географии 6 класса при изучении пород, слагающих земную кору (тема «Литосфера»). В 7 классе она применяется при изучении горных пород и минералов материков. В 8 классе коллекция используется при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», а также при рассмотрении полезных ископаемых в разделе «Природные условия и естественные ресурсы крупных территорий России» (8 класс). В 9–10 классах коллекция может быть использована для ознакомления учащихся с важнейшими полезными ископаемыми России и зарубежных стран.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Атлас. География 5 класс, ФГОС: под редакцией С. А. Ильина.: – М.: Дрофа. – 2018. – 32 с.
  2. Домогацких Е. М., Введенский Э. Л. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.
  3. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов. – М.: Астрель, 2004. – 205 с.
  4. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ун-тов и ин-тов. – М.: Астрель, 2002. – 205 с.
  5. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. – М.: Просвещение, 1987. – 126 с.
  6. Максимов Н. А. Картины и таблицы по физической географии. – М.: Просвещение, 1972. – 196 с.
  7. Максимов Н.А. Методическое пособие по физической географии 5 класс. – М.: Просвещение, 1987. – 196 с.
  8. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов: под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
  9. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов: под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 510 с.
  10. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений: под редакцией Л. М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. –320 с.
  11. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: http://www.minobrkuban.ru/ (дата обращения: 11.03.2018)
  12. Муштареева В.А. Изготовление наглядных пособий по географии. – М.: Просвещение, 1977. – 40 с.
  13. Практикум по методике обучения географии: учебное пособие для студентов вузов: под ред. В. Д. Сухоруков. – М.: Академия, 2010. – 144 с.
  14. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Э. Л. Введенского, «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова– 3-е изд. –М.: ООО «Русское слово –учебник», 2016. – 48 с.
  15. Российский учебник – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: https://drofa-ventana.ru (дата обращения: 16.04.2018)
  16. Самойлов И. И. О методике работы с географическим атласом, М., 1985. – 68 с.
  17. Сухоруков В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 359 с.
  18. Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 321 с.
  19. Российский общеобразовательный портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: http://www.school.edu.ru (дата обращения: 16.03.2018)
  20. Всемирная география – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: http://worldgeo.ru/ (дата обращения: 16.03.2018)
  21. Инфоурок – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: http://infourok.ru/ (дата обращения: 12.02.2018)
  22. Учебные картографические пособия – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL:https://www.psyoffice.ru/ (дата обращения: 18.04.2018)
  23. Копилка уроков – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL:https://kopilkaurokov.ru/ (дата обращения: 15.03.2018)
  24. Русское географическое общество – [Электронный ресурс] – Режим доступа – Ин-т URL: http://www.rgo.ru/ (дата обращения: 17.03.2018)
  25. География: программа: 5–9 классы /А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 328 с.
  26. Программа курса «География». 5–9 классы / авт.-сост. Е. М. Домогацких. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 120 с.