СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Прокудина Анастасия Владимировна

Роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Активное участие родителей в жизни дошкольного учреждения способствует созданию пространства комфортного окружения мира ребенка. Взрослые вместе с детьми учатся гармонизировать свои отношения с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl_dlya_publikatsii.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.В.ПРОКУДИНА, воспитатель МБДОУ д/с №2, Ставрополь

Сегодня детство является общепризнанной ценностью общества. В современном обществе происходит становление новой этики в отношении детей, которая, по выражению исполнительного директора ЮНИСЕФ Д. Гранта, «подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее».

У детей существует свой мир «они живут своими представлениями о добре и зле - у них свои критерии красоты». Имя этому миру - Детство. И взрослым разрешен доступ в этот мир. Очень важно как поведут они себя: будут уважать и оберегать этот мир или разрушать его. Ведь дети – нежные бутоны в саду Детства, в которых присутствуют все характерные качества будущего цветка. Но возможность раскрытия зависит от ухода и любви садовника. Взрослый выступает в роли «Садовника». От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце-от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш-писал В.А. Сухомлинский.

Известно, что ребенок осуществляет свою жизнедеятельность  благодаря наличию двух взаимопересекающихся и взаимопроникающихся миров: мира взрослых и мира детей, каждый их которых обладает определенной значимостью для ребенка на том или ином возрастном этапе. Как пишет Л.С. Выготский, «ребенок живет в двойной действительности». Один мир для него составляется на основе собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими людьми логического мышления. Адекватной моделью мира взрослых является семья

Роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества человека. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что социально-экономические реформы последних лет весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института. Многие семьи лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условия жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы. Сократилась система учреждений социальной сферы, и с каждым годом в стране продолжает увеличиваться количество закрывающихся детских садов.

Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, психологи отмечают устойчивую тенденцию к падению ее психологического здоровья, социологи указывают на рост числа ассоциальных семей, педагоги отмечают падение нравственных устоев семейного воспитания и соответственно ее воспитательных возможностей.

Социально-экономические трудности, по мнению Т.Н.Дороновой,  усугубляются еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и официальными или неофициальными (советы соседей, друзей и т.п.) источниками информации. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка. Не зная как себя вести в трудных ситуациях, родители используют авторитарные методы, чрезмерную строгость. В большинстве семей отсутствие любви и внимания к дошкольнику, конфликтные отношения членов семьи приводят к тому, что у него формируются ощущения беззащитности, враждебности к окружающему миру. Большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причины.

Чем ощутимее становятся проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья, тем актуальнее становится потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей.

Большую роль играют дошкольные образовательные учреждения, способные одними из первых оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и развитии своих детей.  Очевидно: наиболее успешно ребенок развивается в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. Семья (духовно-благополучная) обеспечивает интимно-личностную связь, в которой малыш очень нуждается. Дошкольное учреждение в свою очередь не только высвобождает время родителям для работы, учебы, не только помогает понять своего ребенка, но и что особенно важно, обеспечивает условия для организации детского сообщества, без которого не может быть полноценного и прежде всего социального развития.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, новых моделей взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.  Построение здоровьеразвивающей среды  в рамках образовательного учреждения не будет отвечать актуальным потребностям в развитии творческой, свободной и самостоятельной личности, если специалисты дошкольных учреждений не будут испытывать поддержку и понимание со стороны родителей.

Дальнейшее совершенствование дошкольного воспитания неразрывно связанно с укреплением и  развитием совместной работы ДОУ, семьи и общественности. Практика и научные исследования показывают, что, когда

устанавливается единство между общественным и семейным воспитанием, создаются возможности для формирования полноценной личности. У всех нас единая цель – воспитание здорового ребенка. Ведь если нет здоровья - все остальное теряет смысл.

        Продуктивное взаимодействие взрослых по воспитанию ребенка имеет не только педагогическое, но и глубоко социальное значение. Необходимы такие формы взаимодействия, которые будут способствовать гуманизации отношений между людьми в социуме, содействовать социальной защищенности человека в обществе.

        Привлекая родителей и других взрослых к сотрудничеству мы стараемся донести до них этот смысл и вызвать чувство восторженности и ответственности от получения разрешения войти и участвовать в жизни мира Детства. Взаимоотношение взрослого с детьми строятся в зависимости от умения настроиться на волну детства, почувствовать ребенка всем сердцем.

        Сотворчество с родителями обеспечивает эмоционально-личностное взаимодействие взрослых и детей, это в свою очередь позволяет создать духовное пространство в дошкольном учреждении, образуется как бы духовное поле личностей детских и взрослых. Это приносит эмоциональный комфорт, наполняет воспитательный процесс нравственно-этическими ценностями, содержательными коммуникациями. Устанавливается крепкий мостик между внутренним духовным миром взрослых и формирующимся миром ребенка. Это помогает устранить вечную проблему борьбы за власть, когда родители подчиняют себе детей, а позже сами попадают в подчинение.

При встречах с родителями мы стараемся объяснить: пусть внешние дела важнее, пусть они имеют общественный и государственный характер, все это прекрасно, но и воспитание имеет, в конце концов, общественное и государственное значение. Невключенность в круг интересов ребенка разделяет взрослых и детей. С взрослением ребенка эта отдаленность будет увеличиваться, теряется эмоциональная связь. Очень важно остановить этот процесс в период дошкольного детства.

Разрабатывая свою программу мы старались создать в дошкольном учреждении среду, способствующую повышению уровня межличностного общения взрослых и детей. Многие взрослые не умеют, или не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами кроме требований послушания, многие возложили на себя чисто формальные функции внешней заботы о детях и поэтому часто без внимания остается внутренний мир ребенка.

Рис  4  Модель микрофакторов развития личности ребенка


        Созданная нами модель  микрофакторов развития личности ребенка (См. Рис 4)   отражает  подходы  к процессу воспитания ребенка- дошкольника  и на первом месте стоит семья, как фактор развития личности ребенка.  Именно семья является первым фактором становления личности, она играет кардинальную роль в социализации личности, удовлетворяя ее потребность в эмоциональной защищенности, семья формирует фундаментальные ценности. Жилище становится домашним очагом в том случае, если члены семьи имеют возможность и стремятся удовлетворять потребности в защите, поддержке, эмоциональной безопасности.

Следующим фактором социализации является соседство и микросоциум. Дети интенсивно общаются со сверстниками, это общение выводит их за рамки семьи, осваиваются новые социальные роли, приобретается новый социальный опыт.

С приходом в дошкольное учреждение границы общения расширяются. Дошкольное учреждение в этом случае выступает как социально-контролируемая часть социализации.

С группой сверстников осваивается новая лексика, стереотипы, стиль жизни, нормы полоролевого поведения, обмен информацией. Это дает ощущение принятости социумом. С возрастом группы сверстников становятся решающим микрофактором в социализации. Создаются условия для развития самосознания, самоопределения самореализации, самоутверждения.

        Общественные организации и СМИ способствуют приобщению к культуре общества, научению поведения соответствующему этнической, религиозной региональной, социальной принадлежности, происходит эмансипация ребенка, дифференциация с их личными ресурсами применительно к реальной структуре общества.

Активно участвуя в совместных мероприятиях, взрослые учатся устанавливать равные отношения с ребенком, преодолевать свою авторитарную позицию и даже раскрывают в себе неизвестные до сих пор таланты, творческие способности.

Дети - вечный двигатель нашего развития, который может творить со взрослыми чудеса, при условии исключения лени и уверенности в собственной непогрешимости. Люди, взрослые, часто утрачивают многое из того, чем богато детство: непосредственность, свежее восприятие, любознательность и т. п.

Вхождение взрослого в мир ребенка наполняет его, взрослую, трудную жизнь надеждами и мечтами детства. Новые формы взаимодействия помогают достичь диалектического единства мира взрослых и детей: дети бурно растут, меняются и взрослые вынуждены «не ржаветь», «не плесневеть»-а «самозатачиваться», чтобы не отстать от детей, быть для них ведущими на долго.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей, предполагающего активное участие  родителей в педагогическом процессе.

        У каждого времени свои приметы. Но благородство души, способность к сопереживанию, уважение к людям, нежность, мужество, разве это не на все времена. Все взрослые должны объединиться для воспитания у детей этих черт, образующих нравственный «скелет», Не дающий сломиться, согнуться при любых жизненных испытаниях и позволяющий человеку в любых условиях оставаться человеком. Основы нравственного «скелета» закладываются в дошкольном детстве.

Понятия : дом, дети, семья, мать, отец- стары, как мир, но в сегодняшних условиях они дополняются новым содержанием. Ребенок остро нуждается в ощущении чувства защищенности. Учитывая это, мы на основе принципов  воспитания, разработанных Российским комитетом «Детские деревни- SOS» составили модель социально- психологического комфорта ребенка (Рис 5). Отсюда, ощущение защищенности у ребенка, по нашему мнению,  формируется при соблюдении следующих условий в семье и дошкольном учреждении:

  • Я имею право быть самим собой
  • Я не одинок
  • Моя жизнь имеет смысл
  • Я могу распоряжаться своей жизнью самостоятельно
  • Я могу чего-то добиться.

Активное участие родителей в жизни дошкольного учреждения способствует созданию пространства комфортного окружения мира ребенка. Взрослые вместе с детьми учатся гармонизировать свои отношения с миром.


Рис. 5 Модель социально-психологического комфорта ребенка