Диссертация Магистра. "Тема: Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом

Каяниди Лилия Данииловна

Развитие творческих способностей учащихся – важнейшая задача, которую обязана осуществлять современная система образования. К этой задаче постоянно обращаются и педагоги, и психологи, и социологи, ее рассматривают в качестве первоочередной на научно-практических конференциях, поиск максимально эффективных средств для решения этой задачи  становится темой многочисленных обсуждений и дискуссий. Формирование творческих способностей рассматривается в контексте обновления общества, его динамичного развития, в контексте преодоления пороков, характерных для эпохи цивилизационного кризиса, с точки зрения формирования гражданских ценностей, а также с позиции создания максимально благоприятных условий для самореализации личности, ее гармоничного вхождения в окружающий мир, возможности обрести свое место в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dissertatsiya_lilii_pravka_chistovik.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Основная компоновка.png

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный социальный университет»

 Высшая школа музыки имени А. Шнитке (институт)

Кафедра социологии и философии культуры

Направление подготовки/специальность – 44.04.01 Педагогическое образование (Музыкальное искусство в образовании)

Квалификация (степень): Магистр

Выпускная квалификационная работа


Тема:
Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом

Обучающийся     ______________     Каяниди Лилия Данииловна
                                                            подпись

Дата___      

        д.п.н., д. культур., профессор Щербакова А. И.                        

подпись                         (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Научный руководитель      

                              подпись                        (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Консультант

д.искусствовед., профессор Алябьева А. Г.

                            подпись                          (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Рецензент


ВКР

допущена к защите «__ » __


Заведующий кафедрой

социологии и философии культуры,

д.п.н., доктор культурологии,
профессор                                       _________________              Щербакова А.И.
                                                                                                                                 

                                                                      подпись

Москва, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

Глава 1. Развитие творческих способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема        10

1.1.Теоретические основы процесса формирования и развития творческих способностей учащихся: основные методологические подходы        10

1.2. Музыкальное искусство эстрады в художественном пространстве культуры: роль и предназначение        24

Глава 2. Создание и реализация модели развития творческих способностей учащихся в процессе занятий  эстрадным вокалом: ход и содержание экспериментальной работы        45

2.1. Разработка модели формирования и развития творческих способностей учащихся на первом этапе исследования        45

2.2. Реализация модели формирования творческих способностей учащихся в процессе занятий эстрадным вокалом        56

Заключение        81

Список использованных источников        84

Дискография        86


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей учащихся – важнейшая задача, которую обязана осуществлять современная система образования. К этой задаче постоянно обращаются и педагоги, и психологи, и социологи, ее рассматривают в качестве первоочередной на научно-практических конференциях, поиск максимально эффективных средств для решения этой задачи  становится темой многочисленных обсуждений и дискуссий. Формирование творческих способностей рассматривается в контексте обновления общества, его динамичного развития, в контексте преодоления пороков, характерных для эпохи цивилизационного кризиса, с точки зрения формирования гражданских ценностей, а также с позиции создания максимально благоприятных условий для самореализации личности, ее гармоничного вхождения в окружающий мир, возможности обрести свое место в нем.

Интерес к этой проблеме понятен, поскольку «важнейшим условием гармоничного существования человека в окружающем мире является его способность постоянно развиваться, воспринимать всю полноту связей человека и природы, все тонкости общения между людьми... Значительную роль в противостоянии негативным тенденциям современного этапа развития культуры играет искусство как специфический вид освоения и преобразования действительности, несущий в себе ряд социальных функций: познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую»[1].

Степень научной разработанности проблемы.  О необходимости развития творческих способностей в процессе обучения и воспитания подрастающих поколений  с глубокой древности и по сей день размышляют философы и психологи, культурологи и социологи, писатели и поэты, педагоги-гуманитарии и представители точных наук, поскольку для каждого мыслящего человека очевидно, что только творческая личность способна в полной мере реализовать свой потенциал, создать вокруг себя творческое пространство, в котором мысль рождает действие, а действие способствует рождению новой мысли, новой творческой идеи. И чем раньше начинается осуществление процесса развития творческих способностей человека, тем большие возможности для самореализации и самоактуализации открываются перед ним.

Этот эффект в исследованиях А.А. Аронова назван феноменом «раннего старта». По мнению исследователя, этот феномен «интересен не только в социально-экономическом отношении, но и в аспекте диагностики возможностей человека, его творческого потенциала, предпосылок оптимальной деятельности в будущем»[2]. Существует множество исследований, посвященных проблеме формирования и развития творческих способностей учащихся и той роли, которую искусство играет в этом процессе.

Этот аспект рассматривается в контексте развития эмоциональной сферы личности (М.П. Блинова, В.К. Вилюнас, А.П. Цилинко, П.М Якобсон и др.), ее творческих способностей (И.Ф. Волков, Л.С. Выготский, Г.С. Гаспарян, Л.Г. Дмитриева, Б.М. Теплов и др.), с точки зрения формирования художественно-эстетических и духовных идеалов (Л.С. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, М.Т. Картавцева, В.Ф. Щербаков и др.), определяющих, по выражению А.С. Гаязова «тактику и индивидуальную траекторию развития»[3] личности. И в этом заключается основное предназначение развития творческих способностей как фактора, определяющего жизненный путь будущих инженеров и врачей, экономистов и юристов, учителей и чиновников. Каждому из них необходимо ощущать себя яркой творческой личностью, готовой к активной творческой деятельности, направленной на совершенствование окружающего мира.

«Мировой опыт, опыт развития передовых стран мира позволяет сделать вывод о том, что именно школа, именно образование становится самым

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВНЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

 Сегодня существует множество учебных заведений, в которых учащиеся начинают свои первые шаги в сторону приобщения к музыкальному искусству. Это детские музыкальные школы и школы искусств, различные студии, дома и дворцы культуры, центры художественного творчества, это постоянно развивающаяся система дополнительного образования в общеобразовательных школах – чрезвычайно перспективное направление художественно-эстетического воспитания, способное открыть новые возможности для большого количества детей, стремящихся приобщиться к искусству.

Конечно, значительную роль в этом процессе играет музыка – особый вид искусства, оказывающий огромное влияние на процесс развития творческих способностей учащихся. Обосновывая ту роль, которую музыка играет в процессе развития творческих способностей учащихся, исследователь М.Т. Картавцева настаивает на том, что все дети «должны приобщаться к творческим формам работы. Естественно, что результаты во всех случаях будут неравнозначны: для одних композиция и исполнительское искусство могут стать в дальнейшем профессией, другие дети станут врачами или инженерами и ограничатся участием в любительских объединениях или домашним музицированием. Важно, чтобы все учащиеся в наибольшей степени развили свои музыкальные способности, приобрели искреннюю любовь к музыке, к ансамблевому музицированию, развили свою творческую фантазию»[4].

Очень важно ее следующее замечание, где она упоминает существующую теорию «переноса» творческих способностей, согласно которой «способности к


1.2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: РОЛЬ И  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Обучение и воспитание в классе эстрадного вокала, в процессе которых осуществляется формирование и развитие творческих способностей учащихся, представляет собой постепенное вхождение в мир искусства, в мир художественного творчества, в мир, где ярко светят звезды прошлого и постоянно рождаются новые, несущие новое знание, новое мироощущение, новые представления о жизни и творчестве. Поэтому знакомство с этим удивительным миром предполагает обращение к истокам, к народному песенному творчеству, лежащему в основе музыкального искусства эстрады.

Этот очень значимый аспект работы и его необходимо учитывать, понимая, что «достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в учебно-воспитательном процессе культурно-исторического опыта народа – языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора... Основой фольклора служит система народных знаний, которая содержит непреходящие общечеловеческие ценности, являющиеся едиными для различных культур, религий и пр.»[5] 

И, конечно, особое внимание необходимо уделить процессу формирования музыкального искусства эстрады в ХХ столетии, проследив за которым, юные музыканты начинают осознавать непрерывность и закономерность процессов, происходящих в мире эстрады, их взаимосвязь с общими процессами, характерными для развития культуры ХХ столетия. Почему это необходимо? В процессе общения с педагогами-практиками, приходилось слышать, что отнюдь не это является основной задачей, которую необходимо решать в классе эстрадного вокала. В первую очередь, надо научить  учащихся петь, то есть, поставить голос, развить у них слух, музыкальность, музыкальную память и т.д. Это никем не оспаривается, поскольку развитие музыкальных способностей – необходимая часть работы каждого педагога-вокалиста.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ  ВОКАЛОМ: ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование процесса формирования и развития творческих способностей учащихся на занятиях эстрадным вокалом производилось на протяжении 2015-2017 гг. На первом этапе было необходимо определить основные направления работы и создать модель формирования и развития творческих способностей учащихся, обеспечивающую эффективность этого процесса. Для того, чтобы определить уровень актуальности и значимости поставленной проблемы были проведены опросы, беседы, интервьюирование и анкетирование учащихся вокальной студии «Камертон», а также педагогов центра. В опросах, беседах, интервьюировании и анкетировании приняло участие 118 человек.

Обсуждался широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования и развития творческих способностей учащихся. В том, что эта проблема актуальна и значима было проявлено полное единодушие. Каждый из

 2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ

Реализация разработанной модели формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения их эстрадному вокалу производилась на протяжении 2016-2017 учебного года на базе вокальной студии «Камертон». Для проведения эксперимента были созданы две контрольные и две экспериментальные группы  - младшая и старшая. Это было сделано для того, чтобы проследить за особенностями, связанными с возрастом детей, чтобы понять, в каком возрасте этот процесс осуществляется наиболее продуктивно. В младшую контрольную и экспериментальную группы (Группа 1 и Группа 2) вошли дети 6-8 лет, учащиеся младших классов. В контрольной группе оказалось 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.

В старшую контрольную и экспериментальную группы (Группа 3 и Группа 4) вошли  юноши и девушки в возрасте 16-17 лет, учащиеся старших классов. Для выявления начального уровня сформированности творческих способностей был проведен констатирующий эксперимент. Для его проведения каждый из участников должен был исполнить какую - нибудь из песенок, которые ему нравятся, любимы им. Никаких ограничений в репертуаре не устанавливалось. В контрольной группе оказалось 12 человек, в экспериментальной - 14 человек. Таким образом, общее количество участников эксперимента составило 165 человек.

После исполнения песни с каждым из участников проводилась небольшая педагогическая беседа, в которой (с помощью ряда наводящих вопросов) педагог выяснял (в младших группах):

  • насколько желание учиться в студии принадлежит самому ребенку, или же это исключительно инициатива родителей?;
  • охотно ли ребенок посещает эти занятия?;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование убедительно показало, что развитие творческих способностей учащихся является одной из важнейших задач, которую обязана решать современная система образования. Кроме того, стало очевидно, что в решении этой задачи значительную роль играет искусство, являющее собой особый способ освоения и преобразования действительности. Что искусство несет в себе ряд социальных функций (познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую), необходимых каждому человеку для самоидентификации и самоактуализации в современном пространстве культуры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев, А. Энциклопедия российской поп и рок-музыки / А. Алексеев, А. Бурлака. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 452 с.
  2. Алсу. Вместе и навсегда. Песни в переложении для фортепиано и гитары с голосом. - М.: Современная музыка, 2003. - 96 с.
  3. Бабенко, В.Г. Артист Александр Вертинский / В.Г. Бабенко. - Свердловс: Уральский университет, 1989. - 144 с.
  4. Баташев, А. Советский джаз / А. Баташев. - М.: Музыка, 1972. - 175 с.
  5. Берто, С. Эдит Пиаф / С. Берто. - М.: Искусство, 1991. - 313 с.
  6. Брылин, Б.А. Вокально-инструментальный ансамблть школьников / Б.А.в Брылин. - М.: Просвещение, 1990. - 109 с.

ДИСКОГРАФИЯ

  1. Луи Амстронг. Какой удивительный мир. - М., 1978, С60 – 10261 – 2.
  2. Эдит Пиаф. - М., 1966, Д-17979 -82.
  3. Клавдия Шульженко. - М., 1978, СМ – 03655 – 6.
  4. Мастера советской эстрады. Ружена Сикора. - М., 1963, Д – 07205 – 6.
  5. Леонид Утесов. - М,, 1972. - Д- 033307 – 12.


[1]        Цилинко А.П. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности

        современного школьника – Авт. Диссертации на соискание уч. ст. к.п.д. - М.: МПГУ, 2007. С. 3.

[2]        Аронов А.А. Творчество как социокультурный феномен.   М.: МГУКИ, 2004. С.40.

[3]        Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М.: Наука, 2003. С.6.

[4]        Картавцева М.Т. Детское музыкальное творчество: теория и практика. - М., 2006. С.4.

[5]        Корнев Д.В. Формирование этнической толерантности средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей – Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М.:РГСУ, 2013. С.3.