Опытно -экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Каракещишян Александра Андреевна

В статье рассмотрена проблема создания педагогических условий для использования познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста, для решения которой использовалось построение содержания обучения по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа неживая природа; человек, исходя из трех блоков педагогического процесса – специально-организованное обучение;  совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каракещишян Александра Андреевна

студентка 5 курса Социально педагогического института

Мичуринского ГАУ, г. Мичуринск, Россия

Болдырихина Валентина Никитична

кандидат биологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

 Социально-педагогического института

Мичуринского ГАУ, г. Мичуринск, Россия

vnb.m@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема создания педагогических условий для использования познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста, для решения которой использовалось построение содержания обучения по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа неживая природа; человек, исходя из трех блоков педагогического процесса – специально-организованное обучение;  совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Эффективность разработанного комплекса мероприятий по использованию познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей показал анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Ключевые слова. Дошкольная образовательная организация, познавательно-исследовательская деятельность,  экологическое образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Задачи, поставленные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) формально не нацеливает педагогов на экологическое образование дошкольников, но в то же время предусматривает развитие у детей эмоционально-ценностного восприятия мира природы, ознакомление их с природным окружением, развитие у них познавательного интереса к миру природы, любознательности и творческой активности, всех тех качеств, которые делают ребенка всесторонне развитой личностью и что имеет непосредственное отношение к экологическому образованию детей [1, с. 27].

Детский сад – первичное звено системы непрерывного экологического образования. В дошкольном возрасте начинается становление осознанного правильного отношения к объектам природы, закладываются основные способы познания окружающей действительности. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания. Поэтому необходимо максимально использовать дошкольный период детства для воспитания у детей ценностного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием. Причём, процессы воспитания и обучения, в соответствии с ФГОС  ДО развивают ребенка лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Основное направление реализации деятельностного подхода в экологическом образовании дошкольников заключается в вовлечении детей в деятельность, характерную для этого возраста, реализуемую на природоведческом и экологическом материале [2, с. 28]. Дошкольники – прирожденные исследователи, поэтому такие методы как наблюдение и эксперимент, активно используются и поощряются в любой дошкольной образовательной организации. Ведь непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними, пробуждают у дошкольников любознательность, желание узнать больше, формируют творческое мышление, способствуют умению отстаивать свою точку зрения. Таким образом, актуальность темы нашего исследования не вызывает сомнений.

Целью нашего исследования явилось теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить педагогические условия использования познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Заворонежский детский сад» Мичуринского района Тамбовской области.

Эксперимент проходил в 3 этапа – констатирующий, формирующий и контрольный срез. В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей группы, их родители и педагоги ДОУ.

На первом этапе эксперимента мы определяли готовность старших дошкольников, родителей, педагогов к экологическому образованию, а также к взаимодействию между собой. Диагностические задания на 1 и 3 этапах эксперимента были подобраны по модулю: «Природное окружение. Экологическое воспитание детей старшей группы», автор-составитель Н.Б. Вершинина, приложение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. [3]. В диагностические задания входили дидактические игры, упражнения и вопросы. Диагностика экологических представлений детей старшего дошкольного возраста проводилась с учетом их возрастных особенностей и индивидуального развития.

Данные диагностики 1-го этапа наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д. На основе изученного теоретического материала и диагностики детей мы строили свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строили исходя из трех блоков педагогического процесса: специально-организованное обучение;  совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.  В блоке «Специально-организованное обучение» дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Так, например, по теме: «Мир сказок» проводили опыты: занятие «Морозко», (формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Занятие «Снегурочка», «Золушка» (формирование представлений об испарении жидкости) и др.

Блок «Совместной деятельности взрослого с детьми» являлся основным в опытно-экспериментальной деятельности. Здесь мы проводили различные наблюдения, познавательные беседы и эвристические беседы. С детьми проводились экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, причём строя работу так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

В блоке «Свободная самостоятельная деятельность детей» нами создавались условия, способствующие этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе была организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяло оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Создан мини огород, где дети могли проводить опыты с живой природой и сами ухаживать за ним, картотеки опытов, схемы алгоритмов. Записи музыкальных произведений. Таблицы, картины, карточки-схемы. Свои знания дети закрепляли в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, совместные досуги, обмен опытом. Был использован раздаточный материал в виде памяток, буклетов и рекомендаций.

На 3 – контрольном – этапе эксперимента была отмечена положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Мониторинг позволил говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы:

В процессе организации опытно-экспериментальной работы  по экологическому образованию у детей старшего дошкольного возраста:   углубились и расширились знания о неживой о живой природе; повысился уровень развития любознательности; исследовательских умений и навыков (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повысился уровень развития познавательных процессов; усилилось проявление инициативы у детей, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);  повысилась активность родителей в организации работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования дома; повысился интерес педагогов ДОУ к исследовательской деятельности детей.

Нами были составлены и апробированы на педагогическом совете ДОУ методические рекомендации для педагогов и родителей по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

В настоящее время одна из задач Заворонежской ДОО – формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения детей дошкольного возраста к природе. И для получения ожидаемых результатов в ДОО Заворонежский детский сад создана система работы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: экологизация различных видов деятельности; экологическое просвещение родителей; экологизация развивающей предметной среды; специально организованные занятия.

Итак, очень важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера. 2017. – 96 с.
  2. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель, 2017. – 260 с.
  3. Веракса, Н.Е, Комарова, Т.С, Васильева, М.А. От рождения до школы / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика – Синтез, – 2011. – 376 с..

ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL EXPERIMENTAL WORK ON ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Karakeshshishyan Alexandra Andreevna

5-year student of the Social Pedagogical Institute

Michurinsk State Medical University, Michurinsk, Russia

Boldyrikhina Valentina Nikitichna

Candidate of Biological Sciences,

Associate Professor of Pedagogy and Psychology

 Socio-Pedagogical Institute

Michurinsk State Medical University, Michurinsk, Russia

vnb.m@yandex.ru

 

Annotation. The article deals with the problem of creating pedagogical conditions for the use of cognitive and research activities in environmental education of children of senior preschool age, for the solution of which the construction of the content of training in three interrelated directions was used: living nature, inanimate nature; a person, based on three blocks of the pedagogical process - specially-organized training; joint activity of an adult with children; free independent activity of children. The effectiveness of the developed set of measures for the use of cognitive and research activities in the environmental education of children showed an analysis of the findings of the ascertaining and control stages of the experiment.

Keywords. Preschool educational organization, cognitive-research activity, ecological education, Federal state educational standard of preschool education.

htt://opus.mgau.ru/index.php/see/article/view/99