Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя группы продлённого дня

Поколева Наталья Викторовна

Данный документ содержит представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГПД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя группы продлённого дня

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»  Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

Поколевой Натальи Викторовны

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…” (В. А. Сухомлинский)

     Я работаю в муниципальном бюджетном образовательном учреждении  «Барашевская средняя общеобразовательная школа» с 1992 года. В должности воспитателя ГПД с 1995 года. Общий педагогический стаж 27 лет, в данной организации 26 лет.

    Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение 5 лет (2013-2018 уч. г): «Нравственное воспитание младших школьников »

      Актуальность  проблемы обусловлена тем, что в настоящее время современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов. Глубокое преобразование во всех сферах жизни России предъявляют совершенно новые требования к личности каждого человека. Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из них – нравственные.

   Такие понятия нравственности, как любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, милосердие, уважение, честность, совесть, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания.

  Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Одна из первостепенных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, стране, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей республики, страны, воспитывать любовь и уважение к старшим, семье, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

     Нравственное воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. В своей работе я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо природы и людей, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Поэтому  цель моей работы: создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремление прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний и умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми.

   В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач: 1.Формировать представления  ребят о различении хороших и плохих поступков.

2.Знакомить детей с правилами поведения в школе, общественных местах и закреплять их значение.

3.Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.

4.Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.

5.Развивать умение пользоваться «волшебными словами».

6.Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.

7.Формировать умение ребят признаваться в плохих поступках и анализировать их.

Теоретическая база опыта.

    Теоретико-методологической основой моей работы по нравственному воспитанию послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы духовно-нравственного воспитания, используемые в школе.

   Каждый автор видит по своему духовно – нравственное воспитание школьников, проводя его через тот или иной вид детской деятельности.      

     Методическую основу этого исследования и построения воспитательной системы духовно-нравственного становления личности составляют:

научные положения о сущности, становления и развития воспитательной системы (Е.Н. Степанов, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.);

культурологический подход к целостному образовательному процессу (Н.Е. Щуркова, Е.А. Бондаревская);

теория системного подхода (Л.С. Выготский, В.П. Караковский);

педагогические технологии (Н.Е. Щурковой).

     Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах  В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

     Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».

   Каждому педагогу известно, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большой части, остаются в нем на всю жизнь. Душа ребенка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней отпечатлеешь, то и останется. Будешь учить детей добру,- из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному - выйдут дурные люди. Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.

  «Воспитывать – это значит: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» - так говорил о воспитании Е.Н. Ильин. Я с ним полностью согласна. У школьников ещё нет достаточного опыта восприятия нравственных явлений и факторов. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача воспитателя ГПД.

Технология опыта.

      Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс.

    Наиболее распространенным методом воспитания культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок.

    Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям.  Чтобы у детей укрепились данные понятия, я провожу цикл бесед по нравственному воспитанию: «Будь вежливым», «Правила поведения в школе», «Моя семья», «Мы в театре» и многие другие.

  Проводя итоговую «моральную пятиминутку» в конце каждого дня, я анализирую вместе с детьми их нравственные конфликты с целью совместного поиска путей, их предотвращения и определения достаточного способа выхода из них.

    Проводя цикл бесед, занятий, клубных часов на тему «Доброта и отзывчивость», «Дружба и товарищество», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», и др. я учу детей нормам этики, регулирующим отношения с окружающими, чувства собственного достоинства, к сопоставлению себя и других людей.  

    Путешествуя с детьми по стране Вежливости с помощью бесед на тему: «Будь вежливым», «Идём в гости», «Доброе слово, что ясный день» - учу детей хорошим манерам, правилам хорошего тона, с помощью которых дети находят  внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим.

     По моим наблюдениям многие художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активирует мысли ребёнка, даёт понятие о жизненно значимых для человека видах. Ушинский К.Д. говорил, что  «то – литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, чувство, мысль, выраженное в этом произведении.

  В процессе работы с произведением дети активно внутренне «соотносятся» с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей.    

   Важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Оно начинается с изучения истории своей малой родины, умение дорожить Отечеством и болеть за него всей душой, желании служить ему не за страх, а за совесть. Для этого я провожу беседы на патриотические темы: «День защитника Отечества», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Города-герои» и другие. Все эти мероприятия воспитывают в детях истинных патриотов своей страны, уважение к ветеранам, заботу о них.

   Также я и мои воспитанники принимаем участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Защитники Отечества», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем годам». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов.

    Ребята с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной песни.

   Труд – корень нравственности. Приобщая детей к труду на пришкольном участке, в своём классе, проводя беседы о профессиях, воспитываю уважение к труду и его результатам, к людям труда, уважение к самому себе, бережливости, ответственности, рациональности.

   Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят.           

Результативность опыта.  

    Проводя все эти мероприятия с детьми по воспитанию нравственности в ГПД, по моим наблюдениям, у них улучшилось чувство товарищества и дружбы.  Дети проявляют взаимопомощь при работе в паре, стремятся к взаимопониманию друг друга.  Меньше стало межличностных конфликтов, научились оценивать поступки других людей и свои собственные.

    Я добилась сплочения детского коллектива, привила навыки культуры поведения в классе, школе, общественных местах, развила самостоятельность, ответственность.

   Я считаю, для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случае можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.

    Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу, что нравственное воспитание играет важную роль в системе образования.

    Я верю, что мои воспитанники в будущем станут нравственно воспитанными людьми, сделают много хороших и полезных дел для людей и своей Родины, и надолго сохранят свет Добра в своих сердцах, который я передала им.

Обобщение педагогического опыта

   Над проблемой нравственности работают многие педагоги нашей школы. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые клубные часы, предметные недели, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы и района. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях.

Список литературы:

1.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2.

2.Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007.

3. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: Кн. для занятий по духов, воспит. Кн. 4. — М., 1997.

4.Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007.

5. Журнал «Начальная школа» № 7, 1995г

6.Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2004г

7.Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», М. «Просвещение», 1975г

8.Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - № 4

Приложение.

Методические разработки по духовно-нравственному воспитанию:

https://nsportal.ru/natasha-pokoleva >сайт воспитателя ГПД<

«Спешите делать добро» классный час

"Сострадание. Право на жизнь" классный час

"Час дружбы и доброты" клубный час

«Страна Толерантность» клубный час

"День пожилых людей"  внеклассное мероприятие

http://barashevo.ucoz.ru/index/pokoleva_natalja_viktorovna

Клубный час " Сострадание. Право на лучшую жизнь"

Клубный час по толерантности "Болезнь непрощения"

Клубный час "Всемирный день спасибо""