«Современные проблемы и перспективы оценки качества образования в России»

Ахмадова Гюльнара Фейтуллаевна

«Современные проблемы и перспективы оценки качества образования в России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

ЭССЕ

поступающего в магистратуру по направлению

44.04.01 «Педагогическое образование»

тема эссе: «Современные проблемы и перспективы оценки качества образования в России»

Выполнил(а): Ахмадова Гюльнара

Фейтуллаевна

Проверил (а):

_______________________________

Москва, 2017


План

Введение                                                                                2

Основная часть                                                                        3

Заключение                                                                        7

Список литературы                                                                8


Введение

Проблема качества образования занимает одно из ведущих мест на современном этапе развития России. Реформа образования и его модернизация это длительный и многоступенчатый процесс. Одна из основных задач реформы – оценка и повышение качества образования, направленная на удовлетворение потребностей общества и подготовки выпускников, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны.

Эффективно действующая система качества образования это важная задача современного образовательного процесса. Во всестороннюю и объективную систему оценки качества образования, прежде всего, входит комплексная система его непрерывного повышения и улучшения.

Качество – это категория фундаментальная, определяющая все стороны мироздания, факторы социального устройства и деятельности людей. Глоссарий Федерального государственного образовательного стандарта дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами».[2]

Оценка качества образования должна осуществляться по результатам деятельности образовательной организации как управляемого объекта. Она должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.


Основная часть

Определение понятия «качество» в нормативно-методических документах (ГОСТах) используется по отношению к продукции как совокупность свойств и характеристик изделия (услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

В международных стандартах ISO 9000:2008 по отношению к продукции и услугам качество определяется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. В международных стандартах ИСО 8402 качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.[3]

Вопросы качества образования находят отражение в законодательных документах, в частности, в статьях 95 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и 95 (1), 95 (2) (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г.).

Качество образования не всегда означает качественное обучение. Оценка качества образования - это прежде всего оценка качества образовательного процесса, и только потом оценка качества образовательных достижений обучающихся. Эффективность деятельности образовательной организации определяется как уровнем знаний за несколько лет, так и данными о контингенте обучающихся, условиях, в которых функционирует образовательная организация, в том числе экологических, уровне безопасности, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

Качество – всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности, ее результатов и основной показатель деятельности образовательной организации. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний, обучающихся федеральным государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательного процесса и предоставления образовательных услуг. Качество – универсальный метафактор, актуализирующий интеграцию существующих подходов получения знания в единое целое. Базис интеграции – синергетический подход, аккумулирующий перспективные направлении (подходы) развития образования, структурируя систему качества как нелинейную, способную к развитию и саморазвитию структуру.[1]

Основными факторами, влияющими на качество образования, являются:

- материальные и финансовые ресурсы школ;

- численность и профессиональная подготовка административного и педагогического состава;

- педагогическая и лингвистическая подготовка педагогов;

- перечень основных предметов;

- количество учебных часов;

- оборудование;

- руководство.

В качестве основных проблем современной образовательной системы, наиболее сильно влияющих на качество образования, выступают следующие:

1) качество персонала - высокая квалификация педагогических и руководящих кадров;

2) качество образовательных программ - сочетание уровня преподавания и инновационных технологий, их соответствие госзаказу и общественному спросу;

3) качество подготовки выпускников - диверсификация образовательных программ, преодоление многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, повышение роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивация молодежи, чему может способствовать расширение автономии школ;

4) качество и функционирование инфраструктуры школы - компьютерные сети и библиотеки, основанное на сохранении государственного подхода к образованию как общенациональному приоритету и обеспечении адекватного финансирования.

Сегодня говоря о перспективах повышения качества образования в России, подразумевается модернизация российского образования, то есть совершенствование контроля и управления качеством образования.

В оценку качества образования, наряду с оценкой знаний обучающихся, должен включаться комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.

Введение в России новой модели оценки деятельности школ, которая будет учитывать целый комплекс критериев, таких как массовость достижения базовых образовательных результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников и другие показатели, позволит  проводить школам самодиагностику, оперативно решать выявленные проблемы, которые возникают у учащихся на каждой ступени школы, а также осуществлять диагностику знаний школьников на всех этапах обучения в разрезе предметов, школ и регионов.  


Заключение

Оценка качества образования – основополагающая характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Анализ имеющейся образовательной практики, опыт различных уровней управления образованием свидетельствует о возможности максимального использования существующих форм и методов контроля при разработке муниципальных, региональных, федеральных моделей оценки качества образования, моделей образовательных организаций, в частности: механизмов и процедур ЕГЭ, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, мониторинговых и диагностических исследований, контрольно-оценочных процедур, сбора статистических данных; необходимости их соотнесения с общероссийской и региональной моделями.

Именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

Для  профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя, то есть ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждой отдельной образовательной организации.

Таким образом, оценка качества должна включать показатели и анализ системы управления качеством образования и системы обеспечения качества.


Список литературы

  1. Данильченко С.Л. Построение комплексной системы оценки качества образования [Текст] / С.Л. Данильченко // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 9–18. — ISSN 2413-4007.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (http://window.edu.ru/resource/560/78560).
  3. Статья 95 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» и 95 (1), 95 (2) (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г.).