Зарубежный опыт организации экзаменов с высокими ставками в Норвегии

Ахмадова Гюльнара Фейтуллаевна

Оценка и мониторинг образовательных результатов в системе общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat-novyy.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Дирекция образовательных программ

РЕФЕРАТ

Тема: «Зарубежный опыт организации экзаменов с высокими ставками в Норвегии»

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки

«Оценка и мониторинг образовательных результатов в системе общего образования»

Выполнила: студентка 1 курса

Магистратуры МРО Ахмадова Г.Ф.

Москва2018

План

стр

Введение

3

1

Структура организации экзаменов с высокими ставками в разных странах

5

2

Структура организации экзаменов с высокими ставками в странах СНГ

6

3

Структура образования в Норвегии

9

Заключение

16

Список использованных источников

18


Введение 

Во всем мире абсолютно у всех школьников проверяется уровень знаний, но самым сложным и важным считается экзамен по окончанию всей школьной программы. В России это после 11-го класса – ЕГЭ. В основной период сдачи единого государственного экзамена появляется множество нарушений и скандалов, связанный с утечкой заданий, пользованием телефоном, выкладыванием тестов в Интернет и т.д. В связи с этим активизируются разговоры о целесообразности проверки уровня знаний школьников в нынешнем виде – тесте. Сторонники продолжают настаивать, что это единственная форма объективной оценки знаний. А также ссылаются на другие страны, где тестовая система работает. Хотя и там сталкиваются с проблемами. 

Израильские школьники наряду с выпускными экзаменами проходят так называемый «психометрический тест». Добровольно. Правда, несдавшие его могут рассчитывать лишь на колледж. «Этот тест имеет простую цель — проверить возможность обучаемости в университете. Он позволяет спрогнозировать, кто из студентов успешно пройдет первый год обучения. Проверяет способность мыслить. Ведь выпускные школьные экзамены необъективны.

Еще сложнее китайским выпускникам. При сдаче государственного теста, который здесь называется «гао-као» — на входе металлоискатели, в классах — камеры видеонаблюдения; с собой – только ручка и бутылка воды. За списывание здесь не просто выгонят с экзамена — могут пожизненно отстранить от пересдачи. А это значит, о высшем образовании придется забыть навсегда. Учителей за помощь также ждет суровое наказание — увольнение с занесением в личное дело.

В США списывают, говорят преподаватели, но нечасто: потому что просто не принято. Ученики здесь знают, что сосед по парте на экзамене – конкурент. И вообще результаты тестов при поступлении в ВУЗ могут играть даже второстепенную роль. «Университеты смотрят на то, участвовал ли ученик в олимпиадах, исследованиях и даже волонтерскую работу, интерес к специальности на разных стадиях. И если этот интерес продемонстрирован учеником, то колледж, скорее, выберет этих, чем тех, у кого тест высокий балл», — рассказывает глава кафедры математики частной школы Виолетта Дубинина.

В Белоруссии, как и в Израиле, тест – дело добровольное. Сдают только те, кто хочет получить высшее образование.

А вот в Японии уже решили провести реформу. Сегодня выпускники здесь сдают «центр-тест», включающий экзамены по всем предметам учебной программы. Несмотря на то, что результаты тестов высокие, уровень знаний, как оказалось, падает. «Мы поняли, что должны как можно быстрее уйти от модели, когда все силы бросаются только на механическое натаскивание по сдаче «центр-теста». Парадокс в том, что зазубренные ради его сдачи знания, по сути своей, не смогут быть востребованы в вузах, практически воруя у наших детей настоящие знания», — считает член комиссии по вопросам образования при премьер-министре Японии Сигэру Кайносэ.

Целью работы является анализ зарубежного опыта организации экзаменов с высокими ставками.

Для достижения заданной цели решаются следующие задачи:

- анализировать структуру организации экзаменов с высокими ставками в разных странах;

- анализировать структуру организации экзаменов с высокими ставками в странах СНГ;

- анализировать и дать оценку организации экзаменов с высокими ставками в Норвегии.

В связи с этим объектом анализа выбрана страна Норвегия.


1. Структура организации экзаменов с высокими ставками в разных странах

Во многих странах, как и в России, проводятся экзамены для выпускников школ и абитуриентов вузов. В некоторых странах один экзамен объединяет в себе обе эти функции, а в некоторых - это два разных экзамена или школьники сдают всего один экзамен, выполняющий одну из двух функций: выпускной, либо вступительный, в зависимости от образовательной политики страны. В таблице ниже приведен список некоторых стран и цели проведения экзамена в них. Также в ней указаны формы заданий, которые присутствуют в КИМе.

Таблица 1

Структура тестов с высокими ставками, мировой опыт

Страны

Типы заданий

С какой целью проводится экзамен

МС

С кратким ответом

С развернутым ответом

1. Англия

+

+

+

GCSE – для получения аттестата о среднем образовании. A-levels - получение Общего свидетельства об образовании продвинутого уровня и одновременно вступительные в вуз.

2. Белоруссия

+

+

+

ЦТ - одновременно выпускной и вступительный экзамен.

3. Бразилия

+

+

+

Есть выпускной экзамен и вступительные (но выпускной тоже учитывается).

4. Казахстан

+

-

-

ЕНТ - одновременно выпускной и вступительный экзамен.

5. Киргизия

+

-

-

Одновременно выпускной и вступительный (есть еще дополнительные вступительные).

6. Китай

+

+

+

Одновременно выпускной и вступительный.

7. США

+

+

+

SAT как вступительный.

8. Турция

+

-

-

OSS–выпускной, YFS - вступительный экзамен.

9. Франция

-

-

+

Сертификация и поступление в университеты

10. Южная Корея

+

-

-

Вступительный в вузы.

Как видно из таблицы 1 во всех рассмотренных странах, кроме Франции, в структуру экзаменов входят задания с выбором одного правильного ответа. В четырех странах экзамены состоят только из заданий с выбором одного правильного ответа.

Структура экзаменов и число предметов, по которым проводятся экзамены, отличается по странам. В Южной Корее, например, выпускники сдают всего один экзамен - College Scholastic Ability Test. «С его помощью оценивается не общеобразовательная подготовка, а способности и умения для продолжения образования. Тест состоит из 4 частей: вербальный тест, математика, исследования в области естественных и социальных наук, английский как иностранный язык» [2]. «Во Франции набор экзаменов определяется направлением лицея, но один экзамен по французской литературе обязателен для всех» [3]. В Беларуси два экзамена являются обязательными (математика и язык, белорусский или русский), третий – по выбору. С 2017 года абитуриенты сдают 4 предмета вместо трёх. Однако 4-ый тест является необязательным.

2. Структура организации экзаменов с высокими ставками в странах СНГ

Кратко рассмотрим экзамены Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана и более подробно – Белоруссии и Украины.

В Азербайджане вступительные экзамены в вузы проходят по четырем группам специальностей (Таблица 2).

Таблица 2

Группы специальностей

Предмет

Статус квалификации и весовые коэффициенты

ГРУППА I

ГРУППА II

ГРУППА III

ГРУППА IV

Родной язык

1

1

2

1

Литература

1

Математика

2

2

1

1

Физика

2

1

Химия

1

2

Биология

2

История

2

История Азербайджана

1

География

2

Иностранный язык

1

1

1

Абитуриентам дается 25 заданий по каждому предмету, то есть в целом 125 тестовых заданий. Все задания с выбором одного правильного ответа. Однако во II группе специальностей последние 4 задания даются в виде открытых заданий по математике, географии и родному языку (для азербайджанского сектора - по азербайджанскому языку, для русского - по русскому языку), а в III группе специальностей - по математике, истории и родному языку (для азербайджанского сектора - по азербайджанскому языку, для русского - по русскому языку). Один из открытых вопросов имеет вид «установление соответствия».

Помимо тестовых испытаний по некоторым специальностям необходимо сдать экзамен по выявлению особых способностей (дизайн, журналистка, архитектура).

В Грузии проводится Единый национальный экзамен.

Экзамен состоит из обязательных предметов и одного по выбору.

Обязательные экзамены:

- экзамен по грузинскому языку и литературе;

- экзамен по общим навыкам;

- иностранный язык (включает русский);

+ 1 экзамен по выбору.

Тест по математике, например, состоит из 2х частей, в первой части 30 заданий закрытого типа, а во второй – 10 заданий открытого типа.

В Киргизии проводится Общереспубликанское тестирование (ОРТ) - обязательный экзамен для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Результаты Общереспубликанского тестирования являются обязательными для зачисления на все формы обучения в вузы. Для тестирования абитуриентов используются тесты двух видов: основной тест и предметные тесты, которые составляются на государственном и официальном языках. Результаты тестирования по видам тестов оцениваются отдельно. Все абитуриенты сдают основной тест. Он состоит из четырёх частей: математической, словесно-логической, чтения и понимания на родном языке и практической грамматики родного языка. Тест выполнен в формате вопросов с выбором одного правильного ответа из 5-и вариантов. Тесты предлагаются абитуриентам на трех языках по выбору: киргизском, русском и узбекском в зависимости от того, на каком языке тестируемый может наиболее успешно проявить себя.

В Таджикистане проводится Централизованный вступительный экзамен, состоящий из трех компонентов:

- Компонент А – общий экзамен.

- Компонент Б – экзамен по специальности.

- Компонент В – творческий экзамен или экзамен по специальным навыкам.

Для каждого типа тестовых заданий установлены критерии оценки – максимально возможное количество баллов [1].

Так, за правильный ответ на задание с выбором одного правильного ответа максимально возможное количество баллов – 1; на установление соответствия – 4 (указанное количество очков Вы набираете в случае, если правильно установите соответствие между всеми четырьмя элементами – за каждое правильное установление соответствия даётся 1 балл); на задание открытого типа – 2 балла.

В Белоруссии проводится Централизованное тестирование (ЦТ) — форма вступительных испытаний на основе стандартизированных процедур проведения тестового контроля и обработки результатов тестов. Используется для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Беларуси.

С 2017 года абитуриенты могут сдавать 4 предмета вместо трёх. Однако 4-ый тест будет необязательным. Зачисление в вузы идет по результатам трех тестов, среди которых обязательно должен быть тест по русскому или белорусскому языку. Каждый предмет сдается отдельно друг от друга, то есть является отдельным тестом.

Пример структуры экзамена по математике.

Экзамен по математике состоит из двух частей – А (18 заданий с выбором одного правильного ответа) и В (12 заданий: на установление соответствия и с кратким ответом). Заданий с развернутым ответом в структуре теста нет. Общее число заданий - 30, и на их выполнение дается 180 минут (3 часа).

В экзамен по биологии, например, входит 38 заданий с выбором одного правильного ответа и 12 заданий с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, задания на установление соответствия и задания с кратким ответом – всего 50.

На Украине проводится Внешнее национальное тестирование.

Всего можно сдавать 4 предмета. Из них обязательным является украинский язык и литература. Что касается второй обязательной дисциплины, то здесь можно выбрать – математика или история Украины.

Для примера рассмотрим более подробно экзамен по математике:

Тест по математике в 2017 году состоял из 33 вопросов, на выполнение которых будет даваться 180 минут. Двадцать первых заданий – это задания с выбором правильного ответа (оцениваются дихотомически), следующие 4 задания на установление правильной последовательности (0-4 балла), далее 6 открытых заданий с кратким ответом (0-2 балла) и 3 задания с развернутым ответом (4,4,6 баллов). Максимальный балл, который можно набрать – 62. Тест по биологии включает 50 заданий. Из них 40 заданий с выбором одного правильного ответа, 6 заданий на установление правильной последовательности, 4 задания с выбором трех правильных ответов из трех групп предложенных вариантов ответов [3].

3.Система образования в Норвегии

Система образования, её принципы и приоритеты, являются продолжением национального менталитета и  общественных ценностей в государстве. 

Вообще, всё государственное образование в Норвегии бесплатно, включая полное среднее образование. Главный принцип - всеобщее равное право и доступность для всех членов общества. В Норвегии существует единая школьная система, основанная на общем стандарте. Есть государственный учебный план.

Ну, вроде бы,  пока с нами очень похоже. А вот дальше...

Преподавание ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников.  Что это значит? Это значит, что ребёнок  ценен сам по себе и развивается так, как  определено природой, а не учебным планом. Здесь не будут  сравнивать его успехи с другими детьми, поднимать насмех,  а постараются сделать так, чтобы ученик получил необходимые знания в комфортном для него темпе и обстановке.  Поэтому у каждого ученика есть свой личный план домашней и школьной работы на неделю, который он составляет вместе с учителем.

Школьное образование в Норвегии некоторым нашим соотечественникам придётся не по душе: тем, кто привык соизмерять успешность и значимость в цифрах-оценках.  Так вот, в Норвегии, до 8 класса оценки вообще не ставят.

В Норвегии много внимания уделяется осознанности учёбы, осмысленности  - что я узнал? (а не какую оценку получил).

В Норвегии 38 учебных недель - в отличие от наших 34 -  норвежские школьники учатся еще и в июне. Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет - начальная и средняя школы и 3 года - старшая). Почти все школы являются государственными и обучение в них бесплатное. Характерной особенностью является жесткое разделение возрастных групп.  Начальная, старшая начальная  и средняя  школы, как правило, отделены от старшей; за исключением малонаселённых районов, где подобное невозможно по объективным причинам. 

Так, в школу в одном из норвежских поселков ходит только один ученик – двенадцатилетняя Андрин. Все дело в том, что девочка – единственный ребенок в поселке, в котором проживает всего 18 человек.

В начальной школе дети учатся, как правило, с 1-го по 4-й класс, в старшей начальной - с 5-го по 7-й и в средней - с 8-го по 10-й классы.

В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык.

Кроме портфеля, родителям покупать не надо ничего. Учебники, тетради, ручки, бумага, все необходимое для уроков труда, кулинарии и многое другое есть в школе в достаточном количестве.

Распорядок дня:

8.30-10.00 - первый большой урок.

10.00 - 10.15 - завтрак (бутерброды приносят из дома, а пакетик молока и какой-либо фрукт бесплатно выдают в школе).

10.15-11.00 – прогулка

(по понедельникам короткий день, в это время оканчиваются занятия, и начинается группа продленного дня - до 14.00).

Родительское собрание проводится один раз в начале года, чтобы обсудить предстоящие в учебном году воспитательные мероприятия и их количество. Два раза в год учитель приглашает родителей на индивидуальное собеседование, где рассказывает, как занимается их ребенок.

Начиная со второго класса, в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В начальной школе 20 учебных часов в неделю:

математика - 4,

норвежский - 6,

природоведение - 1,

английский язык - 1,

и изобразительная деятельность, труд, физкультура, музыка - по 1-2 часа и религия - 2 часа.

Кроме музыки, учитель в начальной школе обычно дает все предметы.

Почему ведутся уроки религии? Верующих в последнее время мало, но школа в Норвегии была создана 250 лет назад на базе церкви, и сегодня изучение Библии похоже больше на предмет истории.

Осенью 2010 года стартовала программа помощи по выполнению домашней работы, чтобы помочь уменьшить социальное неравенство.

В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин.

Каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. Успехи детей учитель отмечает в конце каждого дня в специальной тетради и, если это необходимо, пишет родителям свои замечания.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как "оценка". Зато есть другие: "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки. Появляются новые предметы - экономика, экология, бухучет и дисциплины, предусматривающие профессиональную ориентацию. Большое внимание уделено совместному планированию деятельности учащихся и преподавателей. На этом этапе главное - сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей.

Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене.

Обучение в старшей школе доступно во всей Норвегии. Закон, принятый в 1994 году, дает каждому человеку в возрасте от 16 до 19 лет право на трехлетнее образование в старшей школе. Период профессионально-технического обучения в рамках старшей средней школы может быть продлен до 4-х лет с включением производственной практики в течение двух последних лет обучения.

Каждый имеет право быть принятым на один из подготовительных курсов, на который он подал заявление, и на двухлетнее обучение и практику по программе, основанной на материале подготовительного курса.

Начиная с осени 2006 г., учащимся старших школ будет предоставлен выбор направления их учебной и практической подготовки:

  • Спорт и физическая культура
  • Музыка, танцы и драматическое искусство
  • Дисциплина по специальности
  • Строительное и конструкторское дело
  • Дизайн и ремесла
  • Электротехника
  • Социальная помощь и здравоохранение
  • Средства массовой информации и коммуникации
  • Сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство
  • Общественное питание
  • Сфера услуг, транспорт и связь
  • Техника и Промышленное производство

В первый год на изучение обязательных академических дисциплин отводится 30 часов в неделю. Дальше объем обязательных предметов уменьшается: на втором году старшей школы на обязательные предметы выделено 18 часов в неделю и 12 часов - на дисциплины по выбору, на третьем году это соотношение меняется еще раз - 14 часов и, соответственно, 16 часов.

В норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго - 25% и по окончании - 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

Список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена - норвежский язык и один предмет по выбору.

Весьма популярны в старших школах отделения профессионального мастерства. Здесь в течение двух лет изучают слесарное, столярное и строительное дело, а потом еще два года проходят практику на предприятиях. Только после этого молодые люди получают диплом об окончании старшей школы с присвоением профессиональной квалификации. Отделения профессионального мастерства пользуются большой популярностью, так как их выпускники всегда получают хорошую высокооплачиваемую работу. В процессе учебы ребята не только осваивают весь производственный процесс - от закупки дерева, его сушки, обработки и создания небольших мебельных гарнитуров, но даже сами строят дома. Так, на территории школы Шедсмо построено учащимися под руководством преподавателей 5 деревянных домов. В них расположены учебные аудитории и мастерские для занятий будущих столяров, дизайнеров мебели, строителей.

Успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению двух типов сертификата о полном среднем образовании.

А. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

При выборе курса профессионального мастерства и при его успешном завершении учащиеся получают сертификат о полном среднем образовании с присвоением одной из рабочих специальностей. Уровень компетенции/владения той или иной специальностью подтверждается экзаменом и практикой.

Вне зависимости от места прохождения производственной практики и выбранной модели по курсу профессионального обучения учащиеся сдают единый экзамен, позволяющий при положительном результате получить сертификат о присвоении одной из рабочих квалификаций.

В. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.

Данный сертификат должен отражать наличие двух компонентов:

1) завершение 3-годичной программы старшей школы вне зависимости от курса специализации;

2) наличие учебного минимума по следующим дисциплинам:

- Норвежский язык - 14 час/нед.

- Английский язык - 5 час/нед.

- Обществознание - 2 час/нед.

- Новейшая история - 4 час/нед.

- Математика - 5 час/нед.

- Естествознание - 5 час/нед.

Общее количество - 35 час/нед.


Заключение

В ходе подготовки реферата мною была обозначена цель работы и поставлены, для достижения цели, определенные задачи.

Получены следующие результаты работы:

1) Анализ структуры организации экзаменов с высокими ставками показал, что в некоторых странах один экзамен объединяет в себе две функции: либо выпускной, либо вступительный, а в других – это два разных экзамена или школьники сдают всего один экзамен, выполняющий одну из двух функций, в зависимости от образовательной политики страны.

2) В анализированных мною странах СНГ вступительные экзамены в основном проходят в виде тестирования:

Азербайджан – вступительные экзамены в вузы проходят по четырем группам специальностей. Помимо тестовых испытаний по некоторым специальностям необходимо сдать экзамен по выявлению особых способностей (дизайн, журналистика, архитектура);

В Грузии проводится единый национальный экзамен, который состоит из обязательных предметов и одного по выбору.

Обязательные предметы:

- грузинский язык и литература;

- экзамен по общим навыкам;

- иностранный язык (включает русский);

В Киргизии проводится Общереспубликанское тестирование (ОРТ) – обязательный экзамен для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Результаты ОРТ являются обязательными для зачисления на все формы обучения в вузы.

В Таджикистане проводится Централизованный вступительный экзамен, состоящий из трех компонентов:

- Компонент А – общий экзамен.

- Компонент Б – экзамен по специальности.

- Компонент В – творческий экзамен или экзамен по специальным навыкам.

В Белоруссии проводится Централизованное тестирование (ЦТ) — форма вступительных испытаний на основе стандартизированных процедур проведения тестового контроля и обработки результатов тестов. Используется для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Беларуси.

С 2017 года абитуриенты могут сдавать 4 предмета вместо трёх. Однако 4-ый тест будет необязательным. Зачисление в вузы идет по результатам трех тестов, среди которых обязательно должен быть тест по русскому или белорусскому языку. Каждый предмет сдается отдельно друг от друга, то есть является отдельным тестом.

На Украине проводится Внешнее национальное тестирование.

Всего можно сдавать 4 предмета. Из них обязательным является украинский язык и литература. Что касается второй обязательной дисциплины, то здесь можно выбрать – математика или история Украины.

3) Анализ оценки организации экзаменов с высокими ставками в Норвегии показал, что:

а) в большинстве старших школ имеется два отделения: академическое (для дальнейшего получения высшего образования) и отделение профессионального мастерства (для получения рабочей специальности). Нередко встречаются школы с дополнительным третьим отделением для учащихся-инвалидов.

б) студент старшей школы имеет возможность с каждым годом уделять больше времени тем предметам, которые его интересуют и которые он намерен изучать в дальнейшем в университете или колледже.

в) в норвежских старших школах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго - 25% и по окончании - 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за два дня до самого экзамена. Этих студентов выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе.

г) список предметов, по которым школьники сдают экзамены, всегда постоянен. Это информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Из этого списка обычно выбирают одну или две дисциплины. В качестве выпускных при завершении старшей школы, добавляют еще два обязательных экзамена - норвежский язык и один предмет по выбору.

д) успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению двух типов сертификата о полном среднем образовании.

1. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

2. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.


Список использованных источников

  1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
  2. Болотов В.А. Типология и характеристика программ оценки учебных достижений школьников. (2013). Проблемы современного образования, 1, с. 35-53.
  3. Карданова Е.Ю. Контроль и оценка результатов обучения. (2016). Управление начальной школой. 1, с. 18-26
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.
  5. Решетникова О.А. Принципы организации процедур оценки качества образования (2012). Управление образованием: теория и практика, 4 (8), с. 78-85.

6. http://fb.ru/article/274783/obrazovanie-v-norvegii-sistema-obrazovaniya-shkolyi-i-universitetyi

7. unipage.netru/study_in_norway