"У меня это хорошо получается!"

Бадалова Лейла Александровна

"У меня это хорошо получается!"
Педагогический опыт в рамках конкурса Учитель года- 2019, "Педагогический дебют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_menya_eto_horosho_poluchaetsya.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире образование является основой формирования личности. Личности, востребованной в условиях постоянно развивающегося общества. Звучит запрос на такие качества как способность адаптироваться в изменяющейся среде, определять и анализировать проблемы профессионального характера, критически их оценивать и находить пути решения.Для того, чтобы соответствовать запросам общества, в подготовке школьниковпоявляются различные направления в обучении. Одним из таких направлений является метод проектов или проектная деятельность.

Метод проектов, являясь самостоятельны видом деятельности, по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации. Он дает возможность наиболее просто создать условия деятельности, при которых формируются различные компетентности обучающихся, например, коммуникативная, которая доминирует в обучении иностранному языку и информационная.

Этот метод был выбран мною не случайно, так как я считаю, что он является наиболее эффективным в обучении английскому языку.В учебно-методическом комплекте «Английский язык» авторов Кузовлев В.П., Лапа Н.М., по которому я работаю, после каждой главы, обучающимся предлагается выполнить проект по пройденным темам.

В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, ученикам требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль детей в учении, они становятся активными участниками процесса. Стоит отметить, что роль учителя при выполнении проекта меняется в зависимости от этапа, однако на всех этапах учитель выступает как помощник, а не активный участник.

 Метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, на разных этапах выполняется соответствующий элемент проекта.
Выделяют 3 этапа работы над проектом:
1 Исследовательский 2 Практический 3 Презентационный

        Начав работать с методом проектов, я пришла к выводу, что в том виде, в котором он дается нам УМК современным школьникам будет не интересно работать, плюс, памятки для изучения и информации мало, чтобы создать достаточно интересный и индивидуальный творческий продукт- проект. Встал вопрос, как можно разнообразить в условиях школьной программы данный процесс. Так, мне пришла идея создать своего рода лабораторию “ProjectLab” – Лабораторию проектов, что было поддержано детьми.

        Для начала, чтобы детям было понятнее начинать работу над проектом, я предложила им создать свою памятку, опираясь на общие положения. Так, на предварительном этапе работы, дети в группах представили варианты того, каким образом им было бы удобнее работать над своими проектами, как может выглядеть их конечный продукт, а также критерии, по которым мы будем их оценивать.

        Для того, чтобы именно ученики полностью оставались активными участниками процесса, они решили выбрать кураторов, которые помогали бы контролировать этапы работы и отвечать на вопросы. Ими стали активные обучающиеся класса. Поскольку сейчас социальные сети занимают особое место в жизни детей, мною было решено создать группу на платформе социальной сети ВКонтакте. Это удобно тем, что туда можно добавлять фото, видео, документы, презентации, свободно ими пользоваться и скачивать. Чем мы успешно и пользуемся. Мы накопили целый банк материалов по той или иной тематике. Так же, есть возможность общения между детьми, они могут делиться своими мыслями, идеями и задавать и обсуждать вопросы. Это очень удобно  и положительно влияет как на сплочение коллектива, так и на итоговый результат работы. Еще одна интересная фишка данного сайта состоит в том, что можно проводить опросы, что мы и практикуем.Ребята выкладывают свои работы, которые ученики могут оценить.

        Второй этап, это уже непосредственная работа над проектом, которая в среднем ведется около 5-7 уроков, примерно настолько рассчитана глава. Все это время дети находятся в процессе накапливания и сбора информации для своих проектов, обсуждают идеи и формы представления, которые к слову не ограничены. Это могут быть рисунки, плакаты, газеты, альбомы, презентации и даже видео. Я думаю именно то, что у ребят нет ограничений и, является мотивирующим фактором, так как они не следуют шаблону, а создают что-то свое, что отражает их индивидуальность.

        Хотелось бы отметить, что использование данного метода в предложенном видесоздает условия для успешного выполнения проектов и у обучающихся с низким языковым уровнем и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как они имеют весь необходимый материал в открытом доступе и возможность использовать идеи и помощь своих одноклассников.

        Что касается презентации проектов,последнего этапа, то здесь фантазия детей так же не ограничена. Во время защиты проекта ученики демонстрируют и уровень владения иностранным языком и то, чему они научились при изучении данной темы. Не менее важным является то, что ученик выполнил свой уникальный проект, так как он его видит, и представил его так, как удобно ему, соответственно, не создается ситуации, что ребенок выполнил что-то неправильно, поддерживается любая инициатива, что создает ситуацию успеха и мотивирует на дальнейшие свершения.

Метод проектов с успехом применяется на разных уровнях обучения. Как в начальной, так и в средней школе. Малыши с восторгом принимаются за проекты «Моя семья», «Любимое животное», «Живая тыква», «Письмо Санте». Например, в рамках проекта «Живая тыква», с коллегами, работающими в параллели, мы устраиваем выставку тыкв, нарисованных или сделанных детьми. В среднем звене, проекты носят более информативный характер. Создаются такие проекты как «Мое расписание», «Идеальная школа», «Мой стиль», «Комната, в которой я живу». Помимо тем, которые предусмотрены программой, создаются проекты и на актуальные сегодня темы, и темы, привязанные к праздникам.. В прошлом году мы проводили конкурс проектов ко Дню Волонтера. В этом году планируется провести выставку проектов ко Дню Святого Валентина. Для создания таких проектов требуется больше информации. Для создания «копилки» я предлагаю детям использовать иноязычные ресурсы, такие как, например: https://learnenglish.britishcouncil.org/ , сайт Британского Совета, особенно интересна их рубрика «Magazine», статьи для которой пишут дети из Великобритании, оттуда можно почерпнуть много актуальной информации о реальной жизни страны. Атакже: BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/ ,https://www.allthingstopics.com/ , https://www.englishtopics.net/index.php  и YouTube и другие.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что этот метод очень эффективен при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. Так же, данная методика положительно влияет на мотивацию обучающихся.Разрабатывая проект в группах, дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них такие нравственные качества, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому овладению иностранным языком.

Анализируя работу с данным методом, я пришла к выводу, что он не является столь простым, как кажется на первый взгляд. Для успешного выполнения он требует значительных затрат времени, материалов и источников. Но удовольствие от совместной работы с ребятами дает ни с чем несравнимое ощущение учительского счастья.