Организация проектной дея-тельности по развитию творче-ства у детей среднего до-школьного возраста.

Мамайкина Юлия Федоровна

 

Актуальность темы исследования обусловлена объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность.

Проблема организации проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста  лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и происходящее в ходе развитие личности ребенка.

Практическое значение исследования в первую очередь определяется проблемой организации проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста, что и стало темой нашего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_ten.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1

Теоретические аспекты проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста

1.1 Психофизическое развитие средних дошкольников

1.2  Развитие творчества как направление педагогической деятельности в ДОУ

8

8

10

2

Практика организации проектной деятельности в ДОУ

16

2.1 Дошкольная образовательная организация как субъект проектной деятельности

2.2 Проектная деятельность по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Проект по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста

16

19

23

25

28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность.

Проблема организации проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста  лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и происходящее в ходе развитие личности ребенка.

Практическое значение исследования в первую очередь определяется проблемой организации проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста, что и стало темой нашего исследования.

Степень разработанности. Исследование  осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, понятие «художественное творчество» достаточно подробно представлено в работах Н. А. Ветлугиной, Л.С. Глебова, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова.

Выявлению возрастных особенностей дошкольников способствовали труды Т.А. Куликовой, Г.А. Урунтаевой , Н.К Крупской, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточную разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста

Цель – рассмотрение организации проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть психофизиологическое развитие средних дошкольников.
  2. Изучить развитие творчества как направление педагогической деятельности в ДОУ.

3. Охарактеризовать дошкольную образовательную организацию как субъект проектной деятельности.

4. Привести пример проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – организация проектной деятельности по развитию творчества.

Объект исследования – дети среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: предположение о том, что организация проектной деятельности в ДОУ способствует развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста. Происходит развитие творческих способностей.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых: В.А. Деркунская [18],  Н.Е. Веракса , А.Н. Веракса [8], П.К. Бердибекова, Д.Х. Фазилова, Ч. Юнусова [2]и др.

Для решения в исследовании поставленных задач были подобраны методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования; изучение передового педагогического опыта; наблюдение; анализ и систематизация выводов психолого-педагогических исследований по вопросам развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста; обобщение педагогического опыта соответствующего цели исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме; психодиагностический.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования полученных результатов и рекомендаций по развитию творческих способностей  детей среднего дошкольного возраста.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе «Теоретические аспекты проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста» рассмотрены  психофизиологическое развитие средних дошкольников и развитие творчества как направление педагогической деятельности в ДОУ. Во второй главе «Практика организации проектной деятельности в ДОУ» рассмотрены дошкольная образовательная организация как субъект проектной деятельности, а также приведем пример проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психофизиологическое развитие средних дошкольников

У детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Усложняется конструирование, постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8 названий предметов. В этом возрасте начинает складываться произвольное запоминание, начинает развиваться образное мышление, продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, в группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность.

  Основные достижения среднего дошкольного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, позитивной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы

образовательной программы:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, начинает различать условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок овладеет основными приемами устной речи, может высказывать свои мысли и желания, он может выделять звуки в словах;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [17, c. 106].

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

1.2 Развитие творчества как направление педагогической деятельности в ДОУ

Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.

Сегодня раннее развитие творческого потенциала — это необходимость, которую диктуют потребности современного мира. И, как заявляют ученые, именно искусство является одним из основных способов раскрыть способности ребенка. Своим опытом по развитию творческих способностей у детей с «О!» поделилась Анна Черных, дизайнер и основательница центра «Проектные мастерские».

Я совершенно уверена в том, что когда ты работаешь с детьми, наибольшую эффективность имеет комплексный подход. Недавно к нам в центр приходила мама с девочкой 10 лет. Она надеялась, что занятия в «Проектных мастерских» помогут решить проблему с заниженной самооценкой ребенка. Девочка была уверена, что каждое ее начинание закончится неудачей. Такая неуверенность в собственных силах не может появиться у ребенка сама собой. Если мы говорим про психологический аспект, то здесь очень важно уделить внимание реакции родителя на поступки ребёнка. Я бы рекомендовала давать положительную оценку его успехам. Уверенность в своих силах — очень важный фактор. Многие дети сомневаются в себе и не верят, что у них может что-то получиться. Родители должен поспособствовать тому, чтобы у маленького художника не было таких мыслей. Любую попытку реализовать себя нужно считать положительным результатом.

Ограниченное воображение у ребенка чаще всего связано особенностями нашей системы образования. В школе и даже институте перед началом любого задания показывают пример, которому надо подражать. Этот подход в любом возрасте максимально сокращает количество полученных вариантов и лишает человека возможности логическим путем дойти до какого-то нестандартного решения. Начиная с детского садика, воспитатели задают детям рамки того, что есть «плохо» и «хорошо», а не учат мыслить самостоятельно. Воспитатели не задумываются, что у ребенка может быть свое представление об изображении предмета.

Вообще, система образования в России построена по принципу закрытых вопросов, когда у ребенка есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Европейское же образование, напротив, построено на так называемой системе открытых вопросов. Она подразумевает, что правильных вариантов ответа может быть много. Ученики должны прийти к одному из множества верных решений путем логического вычисления.

Помогает развивать воображение способность изображать сюжеты и персонажей. Начать можно с простейшего задания: юный художник слушает сказку и рисует какую-то сценку или героя так, как он это представляет. Только представьте себе, того же колобка можно изобразить по-разному, ведь никаких определенных критериев, кроме того, что он круглый, просто не существует!

Важно также обратить внимание на абстрактные темы. Это тоже очень интересный опыт! К примеру, можно прослушать вместе с ребенком красивую классическую музыку и попросить его нарисовать то, что он услышал. Дайте художнику самому определиться, с каким цветом, типом мазков она ассоциируется, с какой абстрактной конфигурацией элементов связана. Развитие абстрактного мышления способствует развитию логики и формированию своего мнения.

А вот работа с орнаментом помогает развивать аккуратность и математические способности. Количество сеток, из которых создан сложный рисунок, не ограничено. Вы можете показать ребенку, как выложить все изображение ромбиками, а можете предложить ему вместе найти какое-нибудь новое решение.

Как правило, под творчеством подразумевают исключительно живопись и рисунок, а это не совсем так, есть много других направлений. Я бы выделила три самых интересных для юных художников: коллаж, мозаика и лепка. Они являются важным переходом к объемным структурам. Особенно я бы обратила внимание на лепку, этот вид творчества хорошо тренирует мелкую моторику и приучает ребенка к аккуратности. Одно неловкое движение — и ты испортил свою работу, оторвал ручку у глиняного человечка. В отличие от рисунка, где любой недочет и изъян легко можно поправить с помощью ластика, в этом случае восстановить исходный вариант будет намного сложнее.

Еще бы я посоветовала предложить ребенку выбрать свой формат бумаги. Его выбор — очень интересный показатель, который дает возможность сделать определенные психологические заключения. Пообщавшись на эту тему с профессионалом, родители смогут узнать много нового про характер своих детей. В одном случае юный художник будет выбирать маленький блокнот и заполнять его рисунками целиком, а в другом случае — проводить очевидную границу между разными сюжетами и рисунками, используя отдельные листы бумаги. В третьем — предпочитают бумагу в рулоне.

Известный психолингвист и нейробилог, профессор Татьяна Черниговская не раз говорила, что именно искусство эффективно тренирует мозг. Вот почему родители должны понимать, что занимаясь развитием творческого потенциала ребенка, они закладывают фундамент для его дальнейших успехов и достижений.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности [18, c. 44].

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

- умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

- научная интуиция;

- гибкость и нестандартность мышления;

- готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

- видеть проблемы и противоречия;

- легкость генерирования идей.

В нашем ДОУ уделяется особое внимание работе с педагогическими кадрами. Работая непосредственно с педагогическим коллективом, мне, как старшему воспитателю, необходимо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

Методическая работа, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Методическая служба содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Цель методической службы: повышение профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов ДОУ.

Задача методической службы: создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Непременным условием реализации творческого потенциала является самообразование педагогов, повышение уровня их информированности через изучение новинок методической и научной литературы, периодических изданий, курсы повышения квалификации, дни открытых дверей, взаимопосещения, подбор детской художественной литературы, комплекс методических пособий, наглядно и содержательно обеспечивающий воспитательно-образовательный процесс в детском учреждении.

Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов в нашем детском саду является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами ДОУ последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в культуре детского сада, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.

При формировании образовательной среды педагоги исходят из необходимости создания условий, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать свою оригинальность и исключительность.

Системообразующим фактором является творческая деятельность детей и взрослых, которая обеспечивает развитие творческих способностей и используется для освоения детьми.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в нашем ДОУ есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.

С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются не только в работе административно-управленческого аппарата, но и в работе с педагогами, родителями и детьми, при оформлении наглядного материала для педагогов и родителей, при проведении педсоветов, круглых столов, семинаров и т. д. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам и другим мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Данный вид деятельности способствует лучшему восприятию программного материала, активизирует познавательную деятельность дошкольников, повышает заинтересованность детей к изучаемому, усиливает усвоение материала. Я считаю, что для развития творческой деятельности педагогов ДОУ на современном этапе применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо.


ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

  1. Дошкольная образовательная организация как субъект проектной деятельности

По этому поводу существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Строить воспитательно-образовательный процесс предлагается на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр.

Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении. Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается.

Это не просто дань моде, а новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому [2, с. 691].

Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную) картину мира и служит средством реализации здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает: — обеспечение психологического благополучия и здоровья; — развитие познавательных способностей; — творческого воображения и мышления; — коммуникативных навыков. Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т. В. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-познавательные — совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  2. Игровые — использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  3. Информационно практико-ориентированные сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др);
  4. Творческие — оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;
  5.  Досуговые — спортивные и развлекательные мероприятия;
  6.  Комплексные — смешанные типы по предметно-содержательному наполнению. [2, с. 691] 

В настоящее время проекты в ДОУ различаются по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые разрешаются (достигаются) в процессе решения поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Метод проектов включает в себя несколько этапов, на которых реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект. Создание проблемной ситуации — первый этап работы над проектом. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна, прежде всего, для ребенка.
  2. Организация деятельности. Планирование — важнейший этап работы над проектом. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.
  3. Осуществление деятельности. Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов ДОУ. В результате работы появляется некий продукт: поделки, картины, спектакли, концерты, книжки–самоделки и пр.
  4. Презентация результатов. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Финальное мероприятие проводится в неформальной обстановке: чаепитие, круглый стол и др [2, с. 691].

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Очень важно обсудить с детьми, как они достигли поставленных целей. Не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях, он ожидает похвалы. Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

2.2 Организация проектной деятельности по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  Проект раскрывает возможность вовлечения родителей в совместную деятельность через различные нетрадиционные формы.

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. С детьми сходили на экскурсию в музеи нашего города. В «Краеведческом музеи» рассмотрели чучела различных животных. В «Музеи Сибири и Дальнего Востока» посетили выставку работ юных художников. Так же перед тем, как провести занятие кружка, подбираю материал на электронном носителе для просмотра в группе («Природа Ямала», «Познавательная беседа о животных», «Улицы нашего города» и т.д.). На прогулках предлагала детям составить небольшие композиции из листьев, цветов. Проводили такие игры и упражнения, как: «Найди одной формы», «Собери коллекцию листьев, цветов». Работали с глиной, пластилином, творя элементы и предметы окружающей природы.

В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий.  Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы   не навязываем своего мнения детям, а участвуем в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

За данный период в работе с детьми использовала разнообразный материал: тесто, бумагу, ткань, нитки, пластилин, глину. Если, например, в средней группе  в основном использовали приготовленные мною тесто, бумагу, природный материал, то в подготовительной  группе дети сами занимались сбором материала с помощью родителей, готовили его к занятиям с учетом личного интереса и способностей.

 Дети научились располагать предмет на листе, сочетать цвет, создавать поделки для настольного театра, использовать фигурные трафареты, четко усвоили правила безопасности при работе с ножницами, иглами. В средней  группе очень тяжело давались занятия с пластилином Диме Абрамову, Лёве Цыганову, так как была слабо развита мелкая моторика пальцев рук и элементарные поделки давались с большими усилиями этим ребятам, а в подготовительной группе они уже могут выстроить небольшую композицию к настольному театру («Три поросёнка», «Репка»).   Воспитанники научились замечать красоту природы, работать сообща, делиться с друзьями, переживать яркие моменты совместного труда  и результат своей деятельности. На стендах и в уголке детского творчества  дети уже отмечают результаты и своих товарищей. На совместных мероприятиях с родителями («День открытых дверей», «Совместный досуг» и т.д.) дети показывали мастер – класс для своих мама и пап в изготовлении коллективных картин из ткани и ниток «Звери нашего леса», «Кошкин дом». С каким азартом и умением они объясняли родителям, как надо работать с фигурным трафаретом и нарезать нитки для поделки, а затем рассматривали и оценивали выполненную работу. В некоторых родителях раскрылись таланты. Например, родительница Макарова Анастасия Николаевна,  после мастер  - класс лепки из теста, увлеклась этим занимательным искусством и  изготовила такие картины как: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад», «Родословное дерево».

Картину «Безопасный переход», Анастасия Николаевна выполнила со своей дочерью Полиной  для городского конкурса «Первые шаги», где работа заняла первое место. Картина «Наш любимый детский сад» была изготовлена для конкурса «Радуга нашего края» и тоже была отмечена грамотой. Так же в средней группе после мастер – класса для родителей «Игрушки из глины», раскрылся талант у родительницы Ореховой Оксаны Александровны. Обращаясь с просьбой изготовить игрушку к занятию или выставке, к подготовительной группе у нас собралась коллекция из игрушек, выполненных ей. И теперь Макарова А.Н. и Орехова А.А. дают мастер – класс для других родителей и воспитанников нашего  ДОУ. Родители нашей группы очень активно принимают участие в конкурсах ДОУ и города. Выполняют поделки из различных материалов. Так, например, Елена Вениаминовна Абрамова изготовила поделку «Портрет папы» на основе яичной скорлупы для участия в конкурсе «Радуга нашего края», проводимого руководителем сети магазинов  «Снегири» Леоновым, и получила грамоту за участие. Затем в кружке с детьми выполнили поделку (Мой портрет») с использованием этой техники.

  Таким образом, на сегодняшний момент можно отметить,  что почти все дети (98%) справились с поставленными задачами, у них развиты определенные творческие способности.

  В мае месяце нами запланировано  организовать  «Художественную мастерскую» и силами наших детей провести несколько мастер- классов для других ребят нашего ДОУ, и  провести праздник  «Ярмарка».

   Хотелось бы отметить, что кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности   у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и прочее.

Опыт показывает, что занятия в кружке «Умелые лучики» способствуют активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук,   сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса. C этой целью предлагаю детям разложить фигуры для аппликации  по оттенкам, форме, провожу игры на ориентировку в пространстве. Большое значение придаю предварительной работе. В этом случае ценны познавательные беседы («Природа нашего края», «Звери нашего леса», «Мир вокруг нас»), рассматривание картин Левитана, Шишкина, Васнецова, чтение художественной литературы («Природа Кузбасса», «Дымковская игрушка», «Игрушки из теста», «Пословицы и поговорки о труде»,   и т.д.). Перед тем, как провести аппликацию в подготовительной группе «Корабли на рейде», была проведена большая предварительная работа: родители с детьми изготовили макеты кораблей для мини – музея «Морской славы», пополнили сюжетно – ролевую игру «Пароход» новыми атрибутами (бинокль, бескозырка), рассмотрели детскую энциклопедию «Морские обитатели».

Исследование подтвердило предположение о том, что организация проектной деятельности в ДОУ способствует развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста. Происходит развитие творческих способностей. Гипотеза подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
  2. Бердибеков П. К., Фазилова Д. Х., Юнусова Ч. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 691-693.
  3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
  4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
  5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
  6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
  7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
  8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
  9. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
  10. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
  11. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
  12. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
  13. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81.
  14. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  15. Гольцова Л. «Я всегда иду в школу с радостью...»: динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6-8-ми лет при разных стилях общения учителя // Учитель. – 2006. - № 1. - С. 50-54.
  16. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Нач. шк. -2004. - № 11. - С. 45-49.
  17. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
  18. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2012.-144 с.
  19. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
  20. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2013. - 440 c.
  21. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
  22.  Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c.
  23. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012. - 332 c.
  24. Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Там же. - 2006. - № 2. - С. 37-39.
  25. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. - 2007. - № 2. - С. 20-21.
  26. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
  27. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
  28. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград: Б. и., 1983. - 72 с.
  29. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  30. Резанцева М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников: дайджест // Мир психологии. - 2005. - N2. - С. 249-254.
  31. Фролова Н. А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Нач. шк. - 2006. - № 2. - С. 50-51.
  32. Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Там же. - 2008. - № 9. - С. 34-38.
  33. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Там же. - 2007. - № 2. - С. 18-19.

                                                                                            Приложение А

Проект по развитию творчества у детей среднего дошкольного возраста

План педагогического проекта

Название проекта:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Номер и название ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Одуванчик».

Город, область:

Волгодонск, Ростовская область.

Описание проекта:

Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей  в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет    развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.  Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта,    раскрывается его творческий потенциал.  

Сроки реализации:

Проект рассчитан на 4 года.  

I этап – организационный;

II этап – реализационный;

III этап –  итоговый.

Участники проекта:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Целевая аудитория:

Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.

Предметная область:

Выставки, совместный досуг с родителями, кружковые занятия.

Цель:

 Развитие детского творчества, художественно – эстетического вкуса  через различные виды художественно – конструктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники выполнения.

Создание данного проекта предполагает реализацию следующих задач: Задачи:

  • Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников.
  •  Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  • Разработать план кружковой работы.
  • Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.
  • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности   дошкольников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  •  Развивать у детей чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии цвета.
  • Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
  • Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ.
  •  Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.
  • Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу.
  •  Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.
  • Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.
  • Учить планировать создание  собственной игрушки-самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов. 

                                            

Этапы проекта:

I этап –  организационный  (сентябрь – октябрь 2018г.)

Сбор литературы, иллюстративного и практического материала:

  • образцы, поделки, картины, схемы, электронные пособия, видеоматериалы, коллекции тканей, бумаги и др.;
  • составление перспективного плана.  

II этап – реализационный (октябрь 2018г. по май 2022г.):

  • посещение музеев:  «Музей Сибири и Дальнего Востока», «Краеведческий музей», библиотеки.
  • Посещение и участие в «Школе общения» в ДОУ (мастер-классы по тестопластике, бисероплетению,  работе с бумагой, изготовлению кукол своими руками).
  • Кружковая работа «Умелые лучики».
  • Занятия с детьми продуктивного и художественного творчества.
  • Мастер-классы детьми для родителей и детей ДОУ.
  • Постоянно действующий уголок детского творчества.
  • Участие детей в конкурсах различных уровней.

III этап  –   итоговый  (май 2022г.)

«Ярмарка» - совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

Система управления реализации проекта:

Управление и контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем и воспитателем.

Результатом проекта должны стать:

Большое праздничное мероприятие совместно с родителями «Ярмарка».

Реализация проекта предполагает: 

         Дети:

  • оформление ежемесячных  выставок детских работ;  
  • участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
  • детские мастер-классы для родителей.

Педагоги:

  • выступления перед родителями, памятки, буклеты: «Как воспитать творческую личность», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир»,  «Первые шаги в работе с бумагой в  освоении техники «Оригами», « Истоки  рукоделия»;
  • мастер-классы для родителей: «Волшебная сказка – Оригами»;  
  •  «День открытых  дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Умелые лучики» и участие в его работе).

     Родители:

  • Изготовление поделок-образцов (игрушки из глины: «Барыня», «Русалка», «Павлин» и т.д., картины из теста: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад»; природный и бросовый материал: «Домик в деревне», «Малая Родина – Кузбасс», «Родословное дерево»).
  • Мастер-класс для других родителей (А.А.Ореховой, А.Н.Макаровой, Е.В.Абрамовой).

Совместная деятельность:

  • Конкурс семейных работ  «Семейный логотип», «Генеалогическое дерево», «Солнышко лучистое», «Радуга нашего края».
  • Конкурс творческих семейных работ «Осенний букет» (нетрадиционная техника выполнения творческих  работ, с использованием разнообразных материалов);  «70 елочек Кузбассу».

Перспективы развития проекта:

Открытие художественной  мастерской «Умелые лучики».