Методическое пособие ( руководство) "Методы и формы стимулирования нравственных проявлений школьников в процессе этического воспитания"

Назипова Замира Изакуловна

Методическое пособие расчитанно для педагогов всех направлений, которые так или иначе связаны с детьми, и с их нравственными проявлениями в процессе воспитания и этических норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка511.25 КБ

Предварительный просмотр:


        

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

        

Методическое пособие (руководство)

«Методы и формы стимулирования нравственных

проявлений школьников в процессе

этического воспитания»

 

         

                                                                        Составила: Назипова З.И.    

 

                                                                                                                                                                                             

Прокопьевск 2018

                                                                                               

                                                                                                 Содержание.

                  1. Пояснительная записка………………………………………...3

2. Актуальность этического воспитания воспитанников…..4

                            3. Цель и задачи……………………………………………………..5        

                            4. Методы и формы…………………………………………...........6

                            5. Формы работы по формированию этической культуры

                                воспитанников младшего школьного возраста……………....7

                           

                            6. Формы работы по этическому воспитанию подростков…..9

                                                           

                            7. Заключение………………………………………………………12

                            8. Список литературы……………………………………………13

           

Пояснительная записка.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды

на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и

общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой

культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность.

Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской

среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все

выдающиеся педагоги и мыслители ( К.Д. Ушинский,  

Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили )

 придавали первостепенное значение проблеме нравственного

воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема

звучит все острее. Из этого вытекает необходимость

выделения нравственно-этетического воспитания в особую

воспитательную область, обладающую своей структурой,

                                     методами и формами стимулирования нравственных

                                                        проявлений школьников в процессе

                                                                  этического воспитания.

Актуальность этического

воспитания воспитанников.

                           Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя

                     исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры

                       человека. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней

                      философское размышление переходит непосредственно в практику

                   повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения

              становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации

             воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы

                    поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы  ложным

                            самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При

                    деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются

                               в российском обществе, проблема этического воспитания

                        подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

\

Цель и задачи.

   Цель нравственно – этического направления

воспитательной работы - формирование у учащихся  

культуры человеческих отношений: культуры поведения,

общения, приобщение учащихся к нравственным ценностям,

накопление знаний о нормах и требованиях морали.

Задачами нравственно воспитания являются:

1. Формирование нравственного сознания

2. Воспитание и развитие нравственных чувств

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения

Задачами этического воспитания выступают:

1. Выработка последних правил хорошего тона

2. Формирование культуры поведения и отношений

3. Сознательная дисциплина

        

 

        

        

                                           

        

Формы работы по формированию

этической культуры воспитанников

младшего школьного возраста.

Представленные ниже игровые приемы и тренировочные задания творческого

характера направлены на овладение учащимися навыками гуманистических

отношений к окружающему, культуры поведения, общения с людьми,

навыками доброго говорения.

«Улыбка»

Дети встают в круг, у воспитателя в руках нарисованная «улыбка», нужно

передавать ее по кругу и говорить одну и ту же фразу, но с разной интонацией:

«Я рад тебя видеть».

Кукла «Комплементина» (Маленкова Л.И.)

В руках воспитателя – небольшая куколка. Он говорит, что ее зовут

Комплементина. Тот человек, у кого она окажется в руках,

начинает говорить комплименты другому человеку

(раскрывается смысл слова «комплимент»).

 Воспитатель сам говорит комплимент кому-нибудь из воспитанников,

передавая ему куклу. И так далее.

«День рождения»

Воспитатель говорит детям, что сегодня день рождения у замечательного

маленького котенка (держит в руках мягкую игрушку), его

необходимо поздравить. Что мы ему подарим? Каждый берет в руки

игрушку, поздравляет, говорит ласковые слова.

Вариант: каждый говорит котику по одному ласковому слову («снежный ком»).

 «Поздравительная открытка»

Предложить детям на выбор поздравительные открытки, попросить

написать кому-то из близких слова поздравления. Самодельная поздравительная

 открытка. Из старых открыток вырезать цветы, фигурки, наклеить

на лист бумаги, написать добрые слова близкому человеку.

Вариант: Каждый ребенок презентует одну фигурку или цветок

для одной общей открытки (к какому-то празднику).

«Свет мой зеркальце, скажи!» (Шемшурина А.И.)

По очереди ребята смотрятся в «волшебное зеркальце»

(нарисованная рамка) и спрашивают:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Чем я ребятам интересен,

Чем же классу я полезен?»

Ребята говорят стоящему, чем он им интересен.  

Воспитатель тоже включается

в игру, добавляя, где необходимо, свои суждения. Важно, чтобы

каждый прошел перед зеркалом и услышал о себе хорошее.

Как интересно жить в группе, где каждый имеет свою изюминку!

«Я – разный» (Мазепина Т.Б.)

Воспитатель предлагает каждому разделить лист бумаги

на три части и нарисовать себя в трех рисунках:

какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать

(какой он будет). По окончании необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

«Театрализация»

Воспитатель предлагает детям «отправиться в лес, на поляну».

Ребятам раздаются картинки с изображением бабочки, цветка,

божьей коровки, солнца, дерева, кустарника, птички и т.д.

Задача: необходимо «оживить поляну» (театрализация).

Звучит легкая музыка, и все «персонажи» начинают двигаться, «летать»,

«шелестеть листьями»…Вдруг на поляну входит «хулиган», он бросает мусор…

 Что чувствуют наши «персонажи»? Обсуждение.

                                      Формы работы по этическому

воспитанию подростков.

«Коммуникация» (Артюхова И.С.)

Воспитатель по порядку произносит 10 предложений,

описывающих реакцию человека на некоторые ситуации.

Каждое из этих предложений воспитанники должны оценить как

верное или неверное по отношению к себе и записать порядковый

номер предложения. Если оно окажется верным или преимущественно

верным, нужно поставить в этом пункте один. Если неверным

или преимущественно неверным - ноль.

          Список предложений.

  1. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
  2. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих или позабавить их.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.
  5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10.   Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчитать сумму проставленных чисел. Должно получиться

число от нуля до десяти. Этот результат

в определенной степени характеризует компетентность

человека в области общения.

Чем он выше, тем человек лучше умеет общаться.

Можно сравнить полученные показатели и определить

самого искусного коммуникатора.

«Раз-два-три» (Артюхова И.С.)

Проводится с целью определения, насколько организованно

и согласованно ребята умеют работать в команде.

Работая плечом к плечу, очень важно понимать друг друга

без слов. Дети сидят в круге. По команде воспитателя (ведущего)

 «раз-два-три» все участники игры выбрасывают на пальцах какое-нибудь

число от одного до пяти. Скорее всего, все участники

выбросят разное количество очков.

Воспитатель говорит о том, что было бы интересно узнать,

 за сколько совместных выбрасываний пальцев группа придет

к одинаковому результату. При условии, что участники не будут

переговариваться и подавать друг другу тайные знаки. Засекается время

– две минуты. Хватит ли участникам этого времени,

чтобы прийти к единому результату? Сколько раз придется

выбросить пальцы, прежде чем участники покажут равное количество очков?

Игра «Символика»

Все в круге. Каждый воспитанник изобретает (придумывает)

для себя псевдоним, именной отличительный знак, девиз.

Вариант: Какой бы девиз вы написали на своей футболке,

и какого бы она была цвета?

Вариант: По очереди каждый должен сказать свое имя

и придумать движение, отражающее его состояние в данный момент.

Вариант: Назвать имя (если не нравится то, какое

имеете, изменить), назвать самое существенное в характере

(черта(ы), можно в стихотворной форме.

С целью создания условий, способствующих осознанию детьми

перспектив на будущее, своих возможностей и способностей,

а также предоставления возможности каждому увидеть себя глазами

других, развития восприятия и понимания других проводятся следующие упражнения:

«Ты мне нравишься» (Артюхова И.С.)

Каждый должен выбрать в группе человека, который ему

особенно симпатичен. Письменно надо указать пять качеств,

которые вам особенно нравятся в этом человеке. При этом

указывать имя человека, о котором пишется, не надо.

Затем по очереди каждый читает свою характеристику кого-то

(это может сделать и ведущий). И все пытаются

определить человека, к которому она относится.

Эта игра позволяет выяснить, какие дети  пользуются наибольшей

симпатией сверстников и насколько объективна дана им характеристика.

«Качества» (Ладохина И.Ю., г.Рязань)

Дети  делятся на группы. Каждой группе ведущий раздает картинки

с изображениями героев сказок или художественных произведений.

Каждая группа получает также комплект карточек, где написаны

человеческие качества. Воспитанники должны отобрать те качества,

которые присущи их героям и обосновать выбор этих качеств,

доказав примерами из сказок или произведений.

«Тренинг диалоговый»

Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог.

Один из участников произносит любую фразу – о погоде,

 о футболе и т.д., другой должен немедленно откликнуться,

высказав свое несогласие с тем, что сказал первый

и предлагая свою тему для разговора, отмечая ее преимущества.

Причем каждый из участников, не слушая другого, пытается отстоять

свою точку зрения (как это часто случается).

Затем ведущий предлагает еще раз воспроизвести диалог,

задача участников ни за что не соглашаться с партнером, перечить,

возражать вежливо, но настойчиво. Каждый из участников отстаивает

свою точку зрения, принимая во внимание и точку зрения другого,

при этом слушая и слыша партнера. Далее идет обсуждение.

 Какой вариант больше понравился группе? Почему?

«Повтори услышанное»

Вызываются 3 человека, двое из них выходят за дверь, один слушает.

Воспитатель читает: «Аборигены острова Малайзии, отправляясь

утром на охоту, заламывают ветки кустарников, полагая,

что это ритуальное действие задержит солнце на небе и им удастся

вернуться с охоты засветло».

Приглашается второй участник. Первый пересказывает ему услышанное,

затем второй - третьему. Воспитатель дает установку на запоминание

и повторяет отрывок снова. (Как правило, повторить

точно не могут)

Вывод: Когда мы не слышим другого

человека, он перестает быть для

нас ценностью.

Заключение.

Сегодня много говорится о проблеме воспитания и развития подростков,

их нравственного становления. Этическое воспитание может стать

мощным педагогическим инструментом нравственного воздействия на

развивающуюся личность воспитанника.

Разнообразные формы работы по этическому воспитанию способствуют

развитию у воспитанников умений и навыков нравственного поведения,

 самоконтроля собственных качеств личности.

Воспитатель, организуя любую деятельность воспитанников,

формирует нравственную оценку отношений, которые складываются

в ходе совместной работы. Он создает тот настрой

детей, тот климат общения, который предусматривает их эмоциональное

развитие и способствует достижению душевного комфорта каждого ребенка.

Необходимо, чтобы воспитанники изо дня в день утверждались в

необходимости следовать нравственным нормам отношений,

испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения,

видя нравственный результат своих усилий.

Включение детей в творческое осмысление этических понятий,

систематическая тренировка в применении полученных знаний

в типичных ситуациях повседневной жизни и общения дают

возможность увидеть, как в детском коллективе постепенно

накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется

привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении

конфликтных ситуаций, учащиеся становятся добрее, активнее,

 коммуникабельнее. «Человек должен слышать

человека. Может быть, это и есть самое главное в жизни?

Может быть, это та самая ось, вокруг которой

вертится все наше существование?

Человек должен нести человеку не

только доброе слово, но и, прежде всего, дело.

Спешить на выручку, спешить на помощь…

Человек должен жить для человека.

Именно к этому сводится в конечном

счете смысл все законов общества»

( А.Маркуша «Слава ветру»)

                                                             

                                                             

Список литературы.

          1 . Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.

 

                 2. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками.  М.,»Первое    

                       сентября»,2005.

             

                         3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.  М.,»Просвещение», 1988.

         

                   4. Журнал «Воспитание школьников». 2005, №10.

         5. Журнал «Воспитание школьников». 2006, № 2.

     

                        6. Маленкова Л.И. Человековедение. М.,»Педагогическое общество

                           России»,2000.

     

                            7. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998

                         8. Шемшурина А.И. Этика и воспитание:От самооценки к

                                самосовершенствованию. М., ВЦХТ,2002.

                          9. Щуркова Н.Е. Формирование духовной культуры школьника»

                                  Петрозаводск,1992.

                                 10. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. «Новая школа»,1994.

                                      11. Интернет-ресурс:  https://gigabaza.ru/doc/90377-pall.html