Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Колдаева Ольга Васильевна

раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: структура, задачи, направления сопровождения. характеристика коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ. Особенности диагностической работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ Prezentacii.com

Слайд 2

Что значит сопровождать? «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» В педагогике существует несколько определений понятия «сопровождение»: Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Сопровождение (психолого-педагогическое, дефектологическое) – специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. Prezentacii.com

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально-комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО.

Слайд 4

Структура психолого-педагогического сопровождения Ребенок Психолог Родители Социальный педагог Воспитатели ГПД Педагоги Логопед

Слайд 5

Задачи психолого-педагогического сопровождения: отслеживание особенностей психологического развития ребёнка; создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии; создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Слайд 6

Психолого-педагогическое сопровождение Предмет – ситуация развития ребенка как система отношений его с миром, окружающими, самим собой Объект - УВП Цель – обеспечение развития ребенка в соответствии с возрастной нормой Направления Задачи

Слайд 7

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ ведется по основным направлениям: диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); профилактика ; психологическое просвещение и образование : формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.

Слайд 8

Ориентация на эталон психического развития Смысл – исправление отклонений Ориентация на средневозрастные нормы развития Создание условий, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития Смысл – раскрытие потенциальных возможностей ребенка Продвижение в учебе Коррекционно-развивающая работа

Слайд 9

Принципы психолого-педагогического сопровождения : единство коррекции и развития; единство возрастного и индивидуального; единство диагностики и коррекции развития; деятельностный принцип осуществления коррекции; подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

Слайд 10

Диагностика . Предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Диагностируя личностное развитие ребёнка, проводится целостное изучение личности.

Слайд 11

Диагностика педагога-психолога. Уровень сформированности познавательной сферы. Уровень сформированности УУД. Особенности эмоционально-личностной сферы (степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, особенности волевой сферы, сформированость коммуникативных умений и навыков).

Слайд 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА Ф.И.О.____________________________________ Класс _______ Год поступления _____________ Дата рождения ____________________________ Дом. адрес ________________________________ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Темп работы и работоспособность _________________________________________ Особенности речи _________________________________________________________ Характеристика моторики ________________________________________________ Характеристика внимания _________________________________________________ Ориентировка в пространстве ______________________________________________ Ориентировка во времени _________________________________________________ Различение цвета и оттенков _______________________________________________ Характеристика мышления ________________________________________________ Особенности памяти _______________________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы __________________________________ Учебная мотивация________________________________________________________ РЕКОМЕНДАЦИИ: _________________________________________________________ Дата обследования «_____»_________________20__ г. Педагог-психолог _____________________________

Слайд 13

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка Ф.И.О.____________________________________ Класс _______ Год поступления _____________ Дата рождения ____________________________ Домашний адрес __________________________ Показатель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Уровень развития памяти Уровень развития внимания Уровень развития вербального мышления Уровень развития невербального мышления Индивидуальные особенности восприятия Мотивация к обучению Проблемы семейного воспитания (через проекцию) Уровень интеллектуального развития Социометрия Тревожность Работоспособность Самооценка Уровень адаптации (1класс) Тип темперамента Агрессивность

Слайд 14

Коррекционно-развивающее направление. Педагог-психолог: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) девиантного поведения учащихся (совместно с социальным педагогом).

Слайд 15

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ 1 класса в период адаптации к школе Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений, т. е. успешно социализироваться в школьной среде. Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач: Психодиагностика особенностей психолого – педагогического статуса школьника с целью своевременно психологической помощи и профилактики; Создание системы психологической поддержки всех первоклассников с ОВЗ в период их школьной адаптации; Создание специальных психологических условий, позволяющих осуществлять психокоррекционную работу с дезадаптированными детьми.

Слайд 16

Первый этап – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа осуществляется: Проведение комплексной диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Результаты фиксируются в «Карте диагностики готовности к обучению в школе детей с ОВЗ 7-го года жизни». Проведение психолого – медико – педагогического консилиума по результатам диагностики ребенка.

Слайд 17

Второй этап – начальная (естественная) адаптация детей в школе. Этот этап, по моему мнению, самый сложный для детей и самый ответственный для педагогов. В рамках данного этапа осуществляется: Проведение консультативной работы с родителями. Организация групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий. Диагностики общего уровня интеллектуального развития и уровня эмоционального благополучия. Проведение психолого – медико – педагогического консилиума с целью определения характера динамики в развитии детей.

Слайд 18

Третий этап – работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении II полугодия первого класса и предполагает следующее: Организация психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации и имеющим отклонения в поведении с учетом данных психодиагностики и наблюдений. Организация индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Психодиагностика с целью определения общего уровня интеллектуального развития и уровня эмоционального благополучия. Проведение психолого – медико – педагогического консилиума с целью определения характера динамики в развитии детей. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течении учебного года работы.

Слайд 19

«У каждого в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и весёлым звоном». В.А. Сухомлинский

Слайд 20

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов. которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы

Слайд 21

Вместе по верному пути !