Использование занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте

Богданова Евгения Александровна

Курсовая работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_evgeniya.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Социально-педагогическое отделение

Курсовая работа

Использование занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте

студентки II курса группы «Б»

                Богдановой Евгении Александровны.

                                                         Руководитель работы

                                                                             преподаватель   русского языка

                                                                            и литературы Н.Н. Матвеева

Опочка

2016

Содержание

      Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы использования занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте.

1.1. Основные педагогические принципы …………………………………….6

1.2.Важность игры как формы обучения первоклассников …………………8


1.3. Упражнения-игры для формирования орфографической зоркости для учащихся 1 класса……………………………………………………………….10

1.4. Занимательный материал на уроках обучения грамоте………………..13

Глава II. Обобщение опыта учителей начальных классов по использованию занимательного материала и дидактических игр на уроках обучения грамоте…………………………………………………… .25

Глава III. Практическая часть…………………………………………….. 29

Заключение…………………………………………………………………… 35

Список литературы…………………………………………………………. 37

Введение

     Обучение грамоте - это самая древняя отрасль методики родного языка. Элементарная грамота (читать, писать) - это ключ к массовому образованию. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
    Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже с первых дней пребывания в школе возникают специфические трудности, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
    Актуальность темы нашего исследования заключается  в необходимости максимально грамотно организовать игровой труд ребёнка 7-8 лет. Этому способствуют дидактические игры на уроках и использование разнообразного занимательного материала.
     Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Важным показателем качества речи детей, необходимым при обучении в школе является правильность, отчётливость, произношение ими всех звуков в словах. Недостаточная  сформированность фонетического восприятия является одной из причин неправильного произношения звуков. Основные затруднения первоклассников в овладении чтением и письмом объясняется недостатками фонетического слуха и культурой звукопроизношения.                                                                                            

     В современной школе рассматриваются и в какой-то мере решаются задачи совершенствования методов обучения. Данной проблемой занимались и занимаются до сих пор многие педагоги и методисты: К.Д. Ушинский¹, Ф.И. Буслаев², М.Р. Львов³, Т.Г. Рамзаева и многие другие. Они считали, что незаменимую помощь в этом может оказать изучение одного языка, так как язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством обслуживания членов общества и их общении между собой, средством выражения чувств, настроений, получения знаний.
    Методы и приёмы обучения, используемые в начальных классах должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Но это не означает, что материал для изучения должен быть всегда лёгким. В процессе обучения детям необходимо преодолевать посильные трудности, чтобы овладевать знаниями, новыми умениями, обучаться тому, чего они ещё не умеют. Только в этом случае обучение будет соответствовать общему развитию учащихся, т.к. преодоление каких-либо трудностей активизирует учебный процесс.
    Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные методы и приёмы, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, способствует повышению качества знаний по предмету.
    Следует, однако, заметить, что у первоклассников уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вследствие быстрой утомляемости. Поэтому дети нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных играх.
    Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если на уроках русского языка в начальных классах используются игровые методы обучения. Это особенно значимо в период обучения грамоте, потому что игровая деятельность ещё остаётся одним из ведущих видов деятельности первоклассников. Именно она помогает формироваться новой деятельности - учебной. Поэтому учёные, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

     Самый эффективный метод обучения - использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время - основного вида деятельности дошкольника, так и первоклассника.
    Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.[13]

1. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: избр. пед. соч. – М., 1939. Т.2.

2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844.

3. Львов М.Р. О родном языке в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - №8. — С.43

4. Рамзаева Т.Г. Условия формирования навыков осознанного морфемного анализа слов // Начальная школа. – 1973. - №12. — С.38

Объект исследования: учебно-воспитательный на уроках обучения грамоте.

Предмет исследования: использование занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте.

Цель исследования: рассмотреть эффективность использования занимательного материала и дидактических игр на уроках обучения грамоте.

Для реализации поставленных целей были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2. Обобщить опыт учителей-практиков по использованию занимательного материала и дидактических игр на уроках русского языка и литературного чтения в период обучения грамоте.

3. Рассмотреть виды занимательного материала, используемые учителями на уроках.

4. Привести примеры дидактических игр на уроках письма  и чтения в период обучения грамоте.

5. Привести собственные примеры использования занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте.

 В подготовке выполнения курсовой работы были использованы следующие методы:

  1. Методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение).
  2. Анализ научно-методической литературы.

3. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
4. Практическая работа.

        Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы использования занимательного материала и дидактических игр в период обучения грамоте.

  1. Основные педагогические принципы.

Рассмотрим основные педагогические принципы, на которых базируется процесс обучения детей.

     Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук, определяющих и основное содержание учебного предмета, и организацию самого педагогического процесса. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки. Когда мы формируем у школьников элементы научного мировоззрения, следует учитывать научные достижения современного русского языка и отказаться от порочной практики использовать привычные, но удобные «гласные буквы» и «согласные буквы» с очки зрения науки – нонсенс, так как буквы не могут быть ни гласными, ни согласными. Поэтому, чтобы быть лингвистически грамотными и давать ученикам точные основания для их «исследований», мы должны использовать понятия « буква гласного (звука)», « буква согласного (звука)» (см. работы Д.Б. Эльконина, П.С.Жедек, М.В.Панова).

     Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, становятся субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. С этой целью одним их важнейших компонентов урока становится итог урока, который формирует элементарные умения обобщения, рефлексии собственных действий, без которых не происходит осознания способов учения. Самым эффективным методом, реализующим принцип сознательности и активности, является метод решения задач.

     Принцип доступности обучения проявляется в учёте особенностей развития учащихся и анализа дидактического материала с точки зрения их возможностей и организации обучения, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок («переходить от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от  известного к неизвестному», по Я.А.Коменскому).

     Принцип наглядности, один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это золотое правило дидактики также сформулировал Я.А.Коменский: в процессе обучения детям необходимо наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются модели, лабораторное оборудование, рисунки, схемы и пр. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления (эмпирического) к абстрактно-логическому (теоретическому).

     Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание, усвоение знаний и умений в определённом порядке, в системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил, например: 1) изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним; 2) в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, структурируется материал урока; 3) при изучении предмета выстраиваются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

     Принцип прочности результатов обучения основывается на проявлении познавательной активности учащихся, а также на правильно организованном учителем усвоении нового материала: точной дозировке дидактического материала, чередовании при закреплении всех видов мышления и памяти ребёнка, регулярного повторения пройденного и встраивания нового знания в систему уже имеющихся.

      Принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы педагогический процесс стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, мировоззрение.

     Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы требует от учителя использовать самые разнообразные формы организации обучения: чередование компонентов урока для проведения устных и письменных, коллективных, групповых или индивидуальных упражнений, игры-занятия, экскурсии, спектакли и проч., а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: самостоятельную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в различных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других. [2, с. 158]

     Психологические принципы, адекватные коммуникативно-деятельностному подходу, представлены ведущим принципом развивающего обучения, который предполагает, что обучение подчинено всестороннему развитию личности. Формированию не только знаний и умений по предмету, но и общеучебных действий, связанных с двигательными и мыслительными операциями,  воспитанию определённых нравственных и этических качеств, служащих основой выбора жизненных идеалов и социального поведения, руководствующегося общечеловеческими ценностями.
     Л.С. Выготский обосновал законы становления речи и мышления ребёнка в процессе социализации, из чего вывел принцип « зоны ближайшего развития», который доказывает необходимость максимальной индивидуализации обучения каждого ученика.¹

Следовательно, все перечисленные выше принципы обучения необходимо соблюдать при организации обучения учащихся начальной школы.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. – М., 1982. – Т.2. — С.123

1.2. Важность игры как формы обучения первоклассников.
 
  У детей 7-8 лет наблюдается перестройка всех систем мозга, происходят важные базовые изменения на физическом и психологическом уровне. Именно в данном возрасте энергетические затраты на учебное действие ребёнка в два-три раза превосходят затраты взрослого организма. В силу этих природообусловленных факторов ребёнка 7-8 лет нельзя перегружать. В этот переломный для организма ребёнка период следует максимально грамотно подойти к организации условий учебного труда. Первым и главным помощником учителя в этом деле является игра. Любознательность как имманентно присущее ребёнку качество помогает преодолеть многие тормозящие процессы познания эмоций ( страх, неприязнь, неуверенность в своих силах, тревожность и т.п ), поэтому с помощью загадки, «интересной задачки», игровой ситуации учитель может добиться больших успехов в обучении, нежели принуждением, нотацией и призывами к чувству долга. Речь учителя, изобилующая риторикой типа « старайся», « ты не стараешься», « это надо», «вы должны»,  «это тебе же в будущем пригодится!», демонстрирует его полную профессиональную неподготовленность. Инженеры-конструкторы, создавая приборы, учитывают сопротивление материала, их которого эти технические средства изготавливаются. В школе, к сожалению, до сих пор бытует мнение, что учитывать природы «материала» - психофизиологические особенности ученика – совсем необязательно. Начальная школа призвана не только обучать, но и воспитывать, растить ребёнка здоровым, поэтому при выборе методики обучения грамоте следует обращать внимание на те разработки и учебники, которые учитывают «сопротивление материала», позволяют ведущий тип деятельности дошкольника – игру – использовать для постепенного и потому успешного перехода к новому вижу деятельности школьника -  учению, - считают авторы  Е.С. Антонова  и С.В.Боброва.(2, с.178  )

     Внимание к учащимся с недостатками зрительного восприятия и пространственной ориентировки должно проявляться главным образом при предъявлении образа буквы, ее анализе, узнавании, соотнесении со звуком. В процессе обучения могут быть использованы игровые моменты типа соревнования, кто лучше и правильнее выполнит задание: услышишь, правильно повтори, найди картинку и поставь ее в нужный столбик; назови, что нарисовано на картинке, скажи, какой звук в слове первый, подбери ещё картинки с этим звуком в названии.
     Для первоклассников, затрудняющихся в запоминании образа буквы, могут быть рекомендованы упражнения в составлении букв из элементов, вылепливании их из пластилина, обведении пальчиком букв, сделанных из наждачной бумаги, распознавании изучаемой буквы среди других, когда ориентиром служит цвет, а в дальнейшем – любого цвета или размера. Однако отдельные ученики нуждаются в дополнительном коррекционном воздействии. Прежде всего первоклассники с нарушенным фонематическим восприятием и произношением должны заниматься с логопедом. Совместная работа учителя, логопеда, воспитателя и родителей по преодолению речевых нарушений, несомненно, поможет ученикам овладеть первоначальным навыком чтения и письма.      
    В ситуации дидактической игры, усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственную задачу или задачи. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива. В игре также формируются или перестраиваются частные психические процессы: память, внимание, мышление.

Таким образом, игра как форма обучения просто необходима на уроках в 1 классе.[2, с.178]

1.3. Упражнения-игры для формирования орфографической зоркости для учащихся 1 класса.

    Орфограмма-это трудное место в слове, в сочетании слов, в предложении; чтобы не допустить ошибок при письме, надо научиться видеть орфограммы.
   Взрослый грамотный человек пишет без ошибок, часто не видя орфограмм. Учащиеся же начальных классов, начинающий обучаться письму, должен научиться видеть орфограммы и работать над ними, так как орфограмма «работает» в процессе обучения только в этом случае.
    Зная опознавательные признаки орфограмм, учащемуся начальных классов необходимо приобрести умение быстро обнаруживать орфограммы в тексте, в словах и их сочетаниях, определять их типы, находить допущенные при письме орфографические ошибки. Все эти умения составляет понятие орфографической зоркости – одного из важнейших условий овладения орфографическими умениями и навыками. Развитию орфографической зоркости способствует постоянная систематическая работа над звуко-буквенным составом слов, над языковым анализом и синтезом и над развитием фонематического слуха.
    Недостаточное внимание к развитию орфографической зоркости у учащихся первых классов является одной из причин допускаемых ими ошибок, отсутствия навыков орфографического самоконтроля письменных работ. В период обучения грамоте, когда ведётся большая работа по слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, большое место должна занимать работа по пропедевтике орфографии. Учащиеся только начинают знакомится с орфограммами : «
жи – ши пиши через и», заглавная буква в начале предложения, раздельное написание слов в предложении; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения; заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных. Список доступных орфограмм невелик, применяются два метода начального обучения орфографии: языковой анализ/синтез (на уровне звуков и букв) и метод запоминания, заучивания.
    Один из видов языкового анализа – звуко-буквенный – особенно важен при работе со словами, написание которых расходится с произношением: учащиеся ещё не имеют достаточной грамматической базы для работы с орфограммами. Языковой синтез на уровне звуков и букв включает составление слов из букв и слогов, слияние звуков в слоге и в слове. Этот приём используется для закрепления правописание слов, написание которых расходится с произношением.

     Заучивание применяется при условии непроверяемых слов и слов, которые в I классе не могут быть проверены. Этот приём используется с аналитико-синтетическим тренингом мышления и включает следующие упражнения:

  • Зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, сопровождаемые аналитико-синтетическими заданиями;
  • Использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов, выделение трудных слов на страницах учебников;
  • Ведение собственного словарика;
  • Отчётливое орфографическое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание слого-буквенного состава слов;
  • Любое правильное безошибочное письмо, а также внимательное чтение – опора на зрительную и рукодвигательную память.

     Педагог С.Н.Лысенкова в книге «Когда легко учиться» предлагает опыт методики опережающего обучения. Автор акцентирует внимание на необходимости схематизации работы над изучением орфограмм. Вся работа над трудными темами ведётся по чётко выработанной системе:
    -первый этап разворачивает перспективную подготовку, включающую медленное, последовательное знакомство с новой орфограммой с активным использованием схем-опор при комментированном управлении;
    - второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала с сознательной ориентировкой в схеме-обобщении;
    -третий этап даёт учителю возможность использовать создавшееся опережение для формирования навыка беглого действия.

Для формирования орфографической зоркости предлагаются следующие упражнения-игры. Они приведены авторами учебника по методике преподавания русского языка Е.С. Антоновой и С.В. Бобровой.
   
«Найди опасное место». Учитель произносит слово, а дети хлопают, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
   
«Светофор». Демонстрируется красный сигнал светофора или зажигается красный огонёк, как только обнаруживается «опасное место».
   
«Зажги маячок». Дети кладут красные кружочки под «опасными местами».
   
«Обойди ловушку». Выкладывание из букв разрезной азбуки слов с пропуском «опасных мест».[2, с. 242]

     Игра «Подскажи слог». Учитель показывает схемы разных типов по структуре слогов (СГ, ССГ, СССГ, ГС, СГС, ССГС), дети находят на карточках или на доске ( учитель готовит специальный дидактически        й материал) соответствующие по структуре слоги и прочитывают их или предлагают свои варианты слогов, подходящих под названные учителем типы слогов.

     Игра « как пишется, как слышится?».  На уроке учитель использует два вида чтения: орфографическое («как написано») и орфоэпическое («как говорим»).

     Прочитывание загадки. На одних табличках напечатаны загадки, на других – нарисованы отгадки, а на обратной стороне написаны ответы. Задания могут быть разными: найти загадку про что-то, а затем прочитать отгадку; одни ученики читают загадку, другие ищут отгадку и т.д.

     Игра « Соедини вместе». На наборном полотне выставлены картинки. Ученики берут таблички с напечатанными предложениями или текстом, прочитывают и ставят под соответствующим рисунком.

     Книжки-малышки. Учитель изготавливает для чтения « книжки – малышки» в один разворот. На обложке – название, а на развороте – рисунок и подпись в виде отдельного слова, предложения или связного текста. Ученики самостоятельно читают книжки, а учитель проверяет. Со временем учащиеся, которые читали только слова, получают книжки с напечатанным предложением, а затем и текстом. Таким образом, все ученики класса включаются в коллективную работу, хотя задание они получают разное в соответствии с их возможностями. В процессе самостоятельного чтения лучше видны уровень овладения знаниями и продвижение учащихся в процессе обучения. [2, с. 205]

     Выполнение этих упражнений кладёт начало обучению самопроверке написанного.

1.4. Занимательный материал на уроках обучения грамоте.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Своеобразие возрастного периода 6-7 лет в жизни ребёнка заключается в том. Что происходит очередная смена ведущей деятельности – на место игры, которая была в дошкольном возрасте, постепенно становится учебная деятельность. Игра -  важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, это способ обеспечения эмоционального отклика детей на воспитательное воздействие. Игра -  залог нормальных, т.е. без перегрузок, условий жизнедеятельности ребёнка в школе. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет детям успешнее освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Познавательные мотивы первоклассников ещё неустойчивы, ситуативны. Важно сохранить и увеличить этот интерес.
    «Игра возникла в ходе исторического развития общества в результате видоизменения места ребенка в системе общественных отношений», - пишет известный исследователь игры Д. Б. Эльконин. [12, c. 85]

      Занимательный материал на уроках чтения должен соответствовать программе и методическим требованиям, а также быть содержательным и интересным для детей. Учить грамоте первоклассников надо с помощью игр, понятного детям юмора, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность.

     Для формирования устойчивого внимания и интереса к чтению, в большом объеме используют загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, использование сказочных персонажей, физкультминутки в стихах и играх-забавах.

      Игра может быть проведена на любом этапе урока.  В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. [4, c.123]  

        Приведём примеры некоторых игр.

         Игра "Кто больше?"

      Игроки делятся на группы по рядам. Каждой группе педагог предлагает выбрать какой-либо согласный или гласный звук. Затем ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с заданного звука. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.
        Учитель, который считает, что "моя работа - давать информацию, учить с детьми материал", видит только одну грань своей работы. Главное в преподавании это, конечно, передача информации, но важно так же, как подается эта информация.
      В работе учителя младших классов самая трудная задача - довести свои мысли до сознания учащихся. Учитель может хорошо знать свой предмет и держать класс под своим жестким контролем, но если он не может установить с ним тесный контакт, если дети плохо понимают урок, его усилия окажутся напрасными.
     Игра же представляет собой первую доступную для школьника форму  деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
        Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры, считает
          Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
     Дети очень любят разгадывать
ребусы и кроссворды. Так, на одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в этом ребусе.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А.

-Что просит сказать врач, когда осматривает горло? а-а-а

-Как девочка укачивает куклу? Аа-Аа-Аа…

                         

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра- машинист.

Должен знать он очень много

Потому что он…..(артист).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен знаменит

Это доктор….(Айболит).

                   

Сочиним сказку «Зайка»

          На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук(а).Отгадайте, кто это мог быть()Заяц.

          У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии  которых был звук. Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы  думаете, что это были за игрушки? [5, с. 56]  

        Такие игры, ребусы и кроссворды активизируют умственную  деятельность детей, способствуют интересу к предмету, развивают смекалку и мышление, служат закреплению полученных знаний.

Hа основании диагностики уровня познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте мы пришли к выводу, что необходимо применять такие формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать её активизации и актуализации.

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. B школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Mы считаем, что сильнейшим фактором для активизации творческих способностей является дидактическая игра.

Занимательные упражнения и дидактические игры,  описанные ниже, использовались в работе над некоторыми разделами программы по русскому языку в 1 классе.

B добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.

C помощью компьютера и интерактивной доски в современной школе можно «оживить» дидактические игры: сделать их яркими и выразительными.

Данные игры можно применять на уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов, изменяя содержание игры в зависимости от программного материала. Приведем примеры использования дидактических игр на уроках письма. [3, с. 68]

Дидактическая игра «Дождик».

«Звуки [р], [р’], буква Р, р» данная игра проводилась на уроке обучение грамоте и испытывалось умение: группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать характеристику звукам, развивать речь, логическое мышление.

Условия игры. Cпрятать героев урока под зонтиками красного и синего цвета. Kоманда девочек помогает Kрасной шапочке собрать гласные буквы, а команда мальчиков помогает Волку собрать согласные буквы. Kласс проверяет и сигнализирует сигнальными карточками.

Дидактическая игра «Собери цветы».

«Звуки [р], [р’], буква Р, р» игра проводилась  на уроке обучение грамоте и способствовала: развитию умения составлять слова с помощью слогов; усвоению знаний того, что в слове столько же слогов, сколько и гласных; развитию мышления, внимания, речи. 

Условия игры. C помощью слогов, записанных в разных геометрических фигурах, дети составляют слова – названия цветов.

Дидактическая игра «Подарки Деда Mороза».

«Звуки [д], [д’], буква Д, д» игра проводилась на уроке обучение грамоте

и способствовала: развитию умения давать характеристику звуку; умению находить местоположение звука в данном слове.

Условия игра. Дети помогают Деду Mорозу уложить подарки в мешки. Предметы, в названии которых звук [д] кладут в синий мешок, а предметы, в названии которых звук [д’] – в зелёный. Cвой выбор дети обосновывают (называют место звука в слове, и характеризуют его по твёрдости – мягкости).

Дидактическая игра «Hаряди ёлку».

«Звуки [д], [д’], буква Д, д» данная игра проводилась на уроке обучение грамоте и способствовала: формированию умения разгадывать загадки, находить нужные слоги и составлять слова отгадки; развитию логического мышления, внимания, памяти.

Условия игры. Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.

Дидактическая игра «Поймай рыбку».

«Звук [щ’], буква Щ, щ» данная игра проводилась на уроке обучение грамоте с целью: формирования  умения отличать звук [щ’] и букву Щ, щ от звука [ш] и буквы Ш, ш; учиться читать слова с новой буквой; развивать логическое мышление, внимание; формирования умения работать в команде.

Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Cлева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать другому ход. Если рыбка стоит на месте, значит, буква выбрана неверно, и, ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.[13]

«Помоги Tюбику». B гости приходит друг Hезнайки – Tюбик. У него плакат, на котором записаны слова. Тюбик задумывается, какую картину ему лучше нарисовать. Дети помогают герою, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.

 ВЛАДИК             СОБАКА            РЕЧКА

 УДОЧКА            ЛЕТО                 ДЕРЕВНЯ

 УТКА                 УТЯТА               СОЛНЫШКО

Заслушиваются 4 – 5 рассказов. И совершается чудо – Тюбик нарисовал картину. Плакат переворачивается и перед детьми предстает готовая картина.

«Путаница». Оборудование: наборы слогов.

Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.
       
«Собери цветок».
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
       
«Перевернутые слова»
   
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ - ВАННАЯ.

«Из слогов - слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

«Соединить половинки слов»

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ - риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ - домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

«От бочки до точки».

Учитель:

-Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

«Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

«Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

      B младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [7,с.59].
    Hа этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Oбучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Pазучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Cкороговорки эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Cкороговорки

У пеньков опять пять опят.

Bодовоз вез воду из-под водопровода.

Mокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Cаше в шашки играть.

Hисколько не скользко, не скользко нисколько.

Oколо кола колокола колоколят.

Tри дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.

Была у Фрола -- Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру - Лавру на Фрола наврет.

Oт топота копыт пыль по полю летит.

Bсех скороговорок

Hе перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Cшит колпак не по-колпаковски. Cлит колокол, да не поколоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Hадо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Eхал грека через реку, Bидит грека: в реке - рак. Cунул грека руку в реку, Pак за руку грека - цап!

Kарл у Kлары украл кораллы, A Kлара у Kарла украла кларнет.

Kупи кипу пик (и так 3 раза). Mамаша давала Pомаше сыворотку из-под простокваши.

По утрам мой брат Kирилл трех крольчат травой кормил.

По утрам у Aйболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

Cмотрит зайка косой, как девчонка с косой, за речною косой

Tравы косит косой.

У Kондрата куртка коротковата.

Kукушка кукушонку

Kупила капюшон.

Hадел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.

Cвинья тупорыла, весь двор перерыла. Bсе бобры добры для своих бобрят.

По траве тропа протоптана.

Пароль «Oрел».

Папа покупал покупки.

Mакара укусил комар, Прихлопнул комара Mакар.

Шел Eгорка по пригорку и учил скороговорку. Oн учил скороговорку про Eгорку и про горку.

A когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Hет ни горки, ни Eгорки.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Игра «Bороны».

Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо; способствовать формированию правильного произношения звука – «р».

Игровые правила. Bсе движения выполняются только в соответствии со стихотворением, слова:

«Kар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают – тихо.

Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Xод игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в классе. Oни выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на распев учитель. Cлова «кар-кар-кар» произносят все ученики.

Tекст.

Bот под елочкой зеленой

Cкачут весело вороны:

«Kар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Cпать ребятам не давали:

«Kар-кар-кар!» (громко)

Tолько к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Kар-кар-кар» (тихо).

Игра может проводиться в виде физкультминутки на уроках.

Игра «Kто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.

Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.

Xод игры. Hа столе у учителя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.

Поэтому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Игра «Добавь звук »

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

B данных словах замените один согласный звук.

Hапример: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Cлова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.).

Загадки

Один сторож, много веток:

Все по горнице гуляют,

Сор повсюду подбирают.

(Веник).

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы).

Один льет, другой пьет,

А третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, трава).

У него четыре лапки,

Коготочки – цап-царапки,

Пара маленьких ушей,

Он гроза для всех мышей.

(Кот).

Пять братьев: годами равные,

Ростом разные.

(Пальцы на одной руке)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

(Горошины).

Что за птицы прилетают?

По семь птичек в каждой стае.

Друг за дружкою летят,

Не воротятся назад.

(Семь дней недели)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк!

Покупайте мухи шелк!

(Паук)

Три беленьких, три черненьких,

Три рыженьких в корзинке сидят,

Молока они хотят.

(Девять котят)

У двух матерей по пять сыновей.

(Десять пальцев)

Считалочки

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр,

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

(Кошка – есть, а мышки – нет!)

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит сон.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдешь ответ -

Меня и нет. (Загадка)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Сидит на окошке кошка.

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка. (Кот)

Два гуся - впереди одного гуся,

Два гуся - позади одного гуся,

И один гусь - посередине.

Сколько всего гусей? (Три)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)

Два отца и два сына нашли

Три апельсина и разделили поровну,

Каждому досталось по целому. Как?

(Дед, отец, сын)

Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)

Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)  [9, с.67]

     Актуализация творческих возможностей осуществлялась с помощью адаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилям учащихся, предоставления свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы.

     Таким образом, для развития у учащихся познавательных мотивов, эмоциональной и волевой сферы важно использовать задания, требующие применения знаний в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной активности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия в развитии творческих способностей учащихся.

Глава II. Обобщение опыта учителей начальных классов по использованию занимательного материала и дидактических игр на уроках обучения грамоте.

     

    З.З Абдульменова ,учитель Аул-Тагирской средней школы, Новосибирской области,в своей статье «Игра-способ развития пытливости и любознательности» [1, с.29] раскрыла проблему работы над игрой.

      Работая много лет учителем начальных классов, можно сказать что «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету, считает автор статьи.
   На своём личном педагогическом опыте она выявила, что ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских национальных школ, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребёнка. Поэтому основное внимание на уроках обучения грамоте следует уделять выработке у шестилеток умений и навыков в произношении и правописании русских слов с учётом произносительных и правописных трудностей, обусловленных различиями в фонетических системах родного и русского языков. В первую очередь необходимо стремится к тому, чтобы дети правильно услышали целый звуковой комплекс, разложили его на отдельные слоги, установили последовательность звуков в слоге и слове. У детей, не имеющих представления о звуковом составе слова, появляются ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка.  Исходя из своего личного опыта, автор статьи приводит нам примеры наиболее часто встречающихся ошибок на письме:

  1. Замена согласных парных по звонкости – глухости (шорох-«жорох», знаешь-«снаешь», сапоги-«запоги»);
  2. Обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными (утюг-«утуг», любит-«лубит», скрип-«скрып»);
  3. Замена или пропуск согласной буквы й (мойка-«моека», комбайн-«комбаен», чуткий-«чутки»);
  4. Пропуск слогов, букв (деревня-«девня», кувшин-«кушин», золотой-«злотой», лень-«лнь»);
  5. Замена согласных (вчера-«втера»,палочку-«полоцку»);
  6. Добавление лишних букв, слогов (медведица-« медведитца», голова-«гололова», водопад-«водопапад»);

     З.З Абдульменова  считает, что бывает, дети не могут слить звуки в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Тогда возможны такие ошибки: пропуск букв, предлогов; недочитывание слов или их искажение из-за неправильного произношения звуков; неправильная постановка ударения.

     В подготовительной группе необходимо выработать правильное произношение трудных звуков и звукосочетаний, сформировать умение сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков родного языка со звуками русского языка.  

     Часто родители и учителя появление вышеперечисленных ошибок связывают с невнимательностью ребёнка на уроке, небрежным отношением его к учёбе, заставляют ученика заниматься дополнительно, но ошибки от этого не исчезают. Успешно вести работу по развитию фонематического слуха, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речь, развить интерес к русскому языку можно с помощью игровых упражнений.
    Используя игру «Чудо-яблоньки», мы знакомим детей со звуком, буквами, постепенно переходя к чтению слогов и слов. Каждая последующая буква, которая подлежит изучению, торжественно вводится в жизнь детей.
    Наглядный материал для игры выполнен из картона и цветной бумаги, крепится на доске или на стене, является оформлением кабинета.

     На деревьях имеются листочки-кармашки, куда вставляются яблочки с буквами: жёлтые яблочки-согласные; красные-гласные; зелёные-ъ и ь.
    Большое дерево для согласных букв, меньшее-для гласных, ъ и ь лежат в кармашках под деревьями.

  • Как расположены яблочки с буквами гласных на яблоньке?

Слева от ствола дерева – буквы гласных, обозначающих твёрдость согласных звуков.

Справа от слова – буквы гласных, обозначающих мягкость согласных звуков.

  • Как расположены яблочки с буквами согласных на яблоньке?  

Слева от ствола – яблочки с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, справа – яблочки с буквами, обозначающими глухие согласные звуки. Необходимо изготовить шесть корзинок для парных звонких и глухих согласных и большую корзину для игровых упражнений.

     Дети любят, играя, упражняться в языке. Все ученики активны, равнодушных нет. Все успешно справляются с трудностями, кто-то медленнее, но в освоении темы идут все вместе. [1, с. 29]

   

     Р.С. Строкова, учитель средней школы №3, г. Ртищево, Саратовской области, в своей статье «Уроки письма в период обучения грамоте» раскрывает нам проблему того, для чего нужно использовать дидактические игры в период обучения грамоте.

     Автор статьи считает что, дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при изучении любого программного материала. Игра позволяет развивать способность самоопределяться в окружающей жизни, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Учебная самостоятельность и умение учиться могут быть эффективно реализованы через игры и игровые приёмы. Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связано с рефлексией – самоанализом и самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности – самостоятельностью, инициативностью, субъективностью. И рефлексия, и самостоятельность формируются в игровой деятельности, в которой воздействие и влияние учителя на детей косвенно, ограниченно, не так заметно для них. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, это саморазвитие с опорой на подсознание, разум и творчество. Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Для обучения младших школьников необходимо использовать различные виды дидактических игр, а правила их разрабатывать с учётом цели урока индивидуальных возможностей учащихся.

     Р.С. Строкова применяя дидактические игры, отмечает следующее: дети более дружелюбны, коммуникабельны, умеют по собственной инициативе выдвигать гипотезу, при этом устанавливают сходство и связи между явлениями, смело отстаивают свою точку зрения, при решении задачи предлагают несколько вариантов решения, умеют использовать дополнительные источники информации. [11, с.31]

     Т.Н. Садовникова, учитель начальных классов, школы №1173 в своей статье «Использование ребусов на уроках обучения грамоте» раскрывает проблему важности использования данного вида занимательного материала.    

     Автор статьи говорит о том что, ребусы являются одним из видов наглядности, который широко применяется при обучении детей грамоте и чтению в начальных классах, средством повышения информационной культуры детей.  

    Для обучения грамоте Т.Н. Садовникова использует ребусы пяти групп. По мере прохождения учебного материала они включаются в урок. Кроме концентрации внимания, развития мышления, логики ребусы несут и информационную нагрузку. Часто приходится выяснять лексическое значение слов, работать над их многозначностью.

     Первая группа ребусов используется при знакомстве с новым звуком и буквой в период закрепления материала (Приложение 1).

     Затем, по мере прохождения букв, вводятся сложные ребусы, которые объединены во вторую группу. В них необходимо зачеркнутую букву заменить другой буквой либо убрать одну (Приложение 2).

     Третья группа ребусов – разгадывание слов состоящих из небольшого количества букв. Школьники уже могут их прочесть (Приложение 3).

     Четвёртая группа предусматривает развитие логического мышления и определённый навык чтения (Приложение 4).

     Ребусы пятой группы более сложные и уместны также во внеклассной работе по чтению. Дети работают в группах, соревнуясь в отгадывании ребусов, головоломок, занимательных задач, развивая свои интеллектуальные способности (Приложение 5).  

     Этот вид работы с различными ребусами не исключает и другие виды наглядности. Отгадывание ребусов нравится ученикам, развивает их мыслительные возможности, концентрирует внимание. У детей появляется желание самим придумать что-то подобное, подключить к работе родителей. Во время такой совместной работы развиваются навыки поиска информации и творческие задатки школьников. [8, с.6]

     Таким образом, дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, учится правильно произносить звуки. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно.

     

Глава III. Практическая часть.

Фрагмент урока русского языка.

Тема: Текст. Заголовок.

Цель: - отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком;

Задачи: - учить устанавливать связь заголовка с общим смыслом текста;

- развивать речь, внимание, память через упражнения закрепительного характера и дидактическую игру;

- способствовать повышению интереса к уроку путем использования дидактической игры;

- воспитывать чувство товарищества, сплоченности, бережное отношение к животным через анализ текста упражнения.

Этап урока – актуализация знаний.

Дидактическая игра «Твердый или мягкий знак».

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

  • Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Анализ фрагмента урока.

Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс становится активным, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать.

Задача учащихся - правильно уловить интонацию, и понять какой знак, твердый или мягкий нужно писать в данном случае.

Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, т.к. им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают правописание того или иного знака, также игра позволяет довести навык написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, т.к. эти слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-грамотного письма.

Такая игра повышает интерес к русскому языку. Учащиеся не боятся допустить ошибку, если она допущена, школьник имеет право тут же ее исправить. Игра позволяет видеть мнение каждого. С интересом и увлечением учащиеся прислушиваются к каждому слову учителя, стараясь не упустить ничего важного в произношении данных слов, максимально сосредоточено внимание, развиваются такие психические процессы, как: мышление, память, причем здесь хорошо развивается именно слуховая память, звуковое восприятие слова, в младшем школьном возрасте это очень важно для написания диктантов, предложений, слов под диктовку. Игра повышает степень грамотности учащихся.

Игра настроила учащихся на дальнейшую работу на уроке, повысила их активность в начале урока, что часто бывает проблематично на данном этапе. Таким образом, игра подготовила учащихся к дальнейшей работе на уроке. [14]

Фрагмент урока обучения грамоте. Чтение.

Тема: «Звук  [щ`], буква Щ щ».

Цель:  познакомить с новым звуком [щ`] и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.

Задачи:        

- продолжить формирование  навыков  чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

- развивать мышление, память;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формирование УУД.

Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, производить самооценку своих действий.

Коммуникативные:  работать в паре.

Оборудование: презентация, карточки  звуковых схем,  цветные карандаши, карточки с текстом, светофоры, смайлики.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Введение в учебную деятельность.

Учитель:  - Ребята, для чего надо знать буквы?

-Сколько гласных изучили?

-Сколько согласных?

-Что вы знаете о гласных? (есть гласные, обозначающие 1 звук, есть гласные, обозначающие 2 звука. Гласные, обозначающие твердость (мягкость) согласного)

- Что знаете о согласных? (согласные бывают звонкие или глухие, могут быть твердыми или мягкими. Есть согласные всегда твердые (мягкие)

3.Формулирование учениками темы и целей урока.

-Назовите предметы, изображенные на картинках (щука, щетка, щавель, щенок).

-Что общего вы заметили? (все начинаются со звука [щ`])

 -Сформулируйте тему нашего урока.   ( Тема: «Звук [щ`] и буква, которая обозначает этот звук»).

- Сформулируйте цели урока. ( Познакомиться со звуком [щ`] и буквой, которая его обозначает. Учиться отличать звук [щ`] от других звуков.

Научимся читать слова с новой буквой.)

4. Знакомство со звуком  [щ`] .

1)Выделение нового звука из слов. Игра «Найди слово с новым звуком и укажи, в каком слоге он находится». (плащ, щука, щенок, чаща)

2) Игра «Придумай слово с звуком [щ`]  (клещ, щипцы, щупальца, роща, трещат и т.д.)

3)Дайте характеристику звуку. (согласный, так как при его произношении есть у воздуха преграды; он глухой; мягкий и нет твёрдой пары).

4) Дидактическая игра «Поймай рыбку».

«Звук [щ’], буква Щ, щ» данная игра проводилась на уроке обучение грамоте с целью: формирования  умения отличать звук [щ’] и букву Щ, щ от звука [ш] и буквы Ш, ш; учиться читать слова с новой буквой; развивать логическое мышление, внимание; формирования умения работать в команде.

Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Cлева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать другому ход. Если рыбка стоит на месте, значит, буква выбрана неверно, и, ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.

Урок чтения и письма в период обучения грамоте.

Тема: «Согласные звуки [м], [м´], буква М, м. написание строчной м . чтение и письмо с изученной буквой»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

  1. Повторение.
  1. Чтение алфавита (хором).
    А, Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж
    Прикатили на еже.
    З,И,К,Л,М,Н,О
    Дружно вылезли в окно!
    П,Р,С,Т,У,Ф,Х
    Оседлали петуха, -
    Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я -
    Вот и все мои друзья.                                Б.В. Заходер
  2. Работа с кассой. Обобщение знаний об изученных буквах.
    Выложить в кассах: 1-й ряд – гласные.
    - Почему так называют? Назовите особые.
    2-й ряд – звонкие согласные.
    3-й ряд – глухие согласные.
    - С какой последней буквой познакомились? ( с буквой п.)
    Дайте ей характеристику.
  3. Чтение слоговой таблицы (читают слабые учащиеся).
  4. Чтение слов с буквой П по таблице.
    Игра «катание с горки». Подставить , где нужно, букву П. прочитайте слово.

П

Ре . ка

Ка . уста

. омидор

Укро .

. етрушкаа

. ельсин

- В каких словах звук [п] твёрдый? В каких – мягкий? По каким признакам можно объединить слова в 1-ю группу? (они отвечают на вопрос что?, названия предметов – растения.)

- Какое слово лишнее? (Слово апельсин.)

- Какие овощи нужно взять для супа? (дети смотрят картинки)

- Составьте из букв в кассах предложение Повар варит суп .

Анализ предложения.

  1. Ребусы на букву П:

Пе                                а

      (пенал),               рок       (подарок).
л

  1. Физкультминутка буквы П.

Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь?
Пляши и ты!

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
  1. Выделение звуков [м], [м´].
    а) – Что это? ( рисунок дома)
    Составить у доски в кассах звуковую схему слова дом.
    Произнести последний звук [
    м]. Дать ему характеристику. (согласный, звонкий, твёрдый.)

б) – У этого дома есть номер. Какой? (номер 7).
Посмотрите на схему слова семь. Произнесите последний звук [
м].
Характеристика звука. Артикуляция звуков [м], [м´].

                 2. Знакомство с буквами М,м.

        Эти звуки обозначаются на письме буквой м(эм).
                   На что похожа эта буква?(дети смотрят рисунок).

3.Игра « Услышь звуки [м], [м´]». Хлопнуть в ладоши.
(Называются слова Москва, мир, столица, дом, Кремль, один.)
4. Игра « Твёрдый – мягкий». 
- Доскажите словечко. Покажите синий или зелёный квадрат.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку…(мячик).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…(мыло).

Без работы, хоть убей,
Жить не может…(муравей).

Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зерь-лесной…(медведь).

5.Игра « Договори слог до целого слова».
Чтение слогов на наборном полотне.

ма              ми

мо              ме

му

мы

-Почему слоги разделены на две группы?
Договорить до слова ( мама, мороз, мука, мыло, мир, мел).

  V. Письмо строчной буквы м. ( Пропись №3, с.6)

1. Подготовительная работа.

а) Разминка рук.
б) Учащиеся выполняют действия, о которых говорят, называют их.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

в) Проверить по таблице « Сиди правильно» правила посадки и по таблице «Положение тетради при письме» наклон.

2. Сравнить по таблице письменные буквы М,м.
- На какие буквы похожи? Из каких элементов состоят?

3. Объяснение учителем и показ написания буквы м (на доске).
Письмо буквы м в воздухе.
Обведение несколько раз буквы (образец на карточке из фольги).
4. Письмо в «Прописи» элементов строчной буквы м.

5. Письмо буквы м.
6. Чтение слоговой таблицы.

7. Показ и письмо слогов ма, мо, мы.

8. Показ и письмо слогов ме, ми.

- В каких слогах звук [м´] мягкий? В каких – твёрдый? Почему?

VI. Итог урока.
- С какими звуками вы познакомились? Охарактеризуйте их.
Какой буквой они обозначаются?

Какую букву вы научились писать?

        Таким образом, использование игровых приёмов и занимательного материала на данном уроке воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.

Заключение

Русский язык имеет чрезвычайно важное значение в подготовке к жизни младших школьников: он заключает основы лингвистического образования, а также служит базой формирования языковых и речевых умений и навыков орфографии и пунктуации.

Вследствие огромного значения русского языка в подготовке подрастающего поколения к жизни, в развитии культурных ценностей, необходимо большое внимание уделять повышению качества знаний по данной дисциплине. Эти вопросы рассматривали такие учёные, как К.Д. Ушинский, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков и другие. В их работах указывалось на то, что основа грамотности зависит от уровня сформированности качества знаний по русскому языку в начальной школе.

Выявленная ими система методов по решению данной проблемы оказалась приемлемой лишь в условиях общеобразовательной школы. Одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости, поиска методов обучения, которые бы учитывали реальные возможности учащихся.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволило выявить, что усвоение материала на уроках  зависит от форм его подачи, интереса к изучаемому материалу.

Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяют решать дидактические игры.

Таким образом, использование дидактических игр в период обучения грамоте является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Анализ педагогической и методической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс активизации познавательного интереса у первоклассников будет более эффективным при организации и проведении дидактических игр и использования занимательного материала по предмету.

Список использованной литературы:

1.Абдульменова З.З.,Игра–способ развития пытливости и любознательности // «Начальная школа». - №11.  – 2003. – с. 29

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка ( начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

3. Григорьев Г. Д. Игровая деятельность на уроках в начальной школе. - М.:   Просвещение,1991

4. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках русского языка в начальных классах. —  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2004.

6.  Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе //«Начальная школа». —  № 5. — 1997. — с.45

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.—  М., 1989. — 477 с.

8. Садовникова Т.Н. Использование ребусов на уроках обучения грамоте // «Начальная школа». - №9. – 2003. – с.6

9. Соловьёва Ю.Д. Дидактические игры на уроках русского языка / Под ред. Ю.Д. Соловьевой. — М.: Издательство «НОРМА», 2003.

10. Столярова О.Г. Игры при обучении грамоте // Начальная школа.-1990.-№ 9.-С.63-64

11.Строкова Р.С. Уроки письма в период обучения грамоте // «Начальная школа». - №9. – 2003. – с. 31

12. Эльконин Д.Б. Психология игры.—  М.: Изд-во Валдос, 1999.

13. http://marjewkaschool.rusedu.net/post/1453/61595.

14. http://festival.1september.ru/articles/412578.