Статья "Детское экспериментирование - средство познавательного развития дошкольников"

Титенко Екатерина Михайловна

В статье прослеживается: актуальность заявленной проблемы, задачи, цели и пути реализации детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperementirovanie_-_sredstvo.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ –

СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В Концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современные образовательные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать  тх сходство и различие.

Теоретической базой данной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

Актуальность разрабатываемого проекта

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая принимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Актуальность заявленной проблемы

Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента
  4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Актуальность проблемы: организация основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования. Детское экспериментирование – активная деятельность правильной организации; дети становятся субъектами-носителями предметно-практической деятельности.

Цели экспериментальной деятельности:

1. Развитие познавательной активности детей подготовительной группы в процессе экспериментирования.

2. Создание условий для формирования основного целостного мироведения средствами элементарного экспериментирования.

3. Развитие познавательного интереса детей: наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

5. Формирование умений самостоятельно проводить исследования, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Пути реализации:

  1. Перспективное планирование опытно-экспериментальной работы с детьми подготовительной группой.
  2. Создание условий для усвоения (материальная база, опытно-экспериментальная лаборатория «Академия нескучных наук»).

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также  отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Важнейший вид поисковой деятельности – экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддьяков).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение  требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значения имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы.

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр.

Детей подготовительной группы мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел (при помощи весов), с агрегатными изменениями вещества, прямолинейностью распространения света и пр.

Ценность реального эксперимента в отличие от мыслительного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос « Как я это делаю?», но и на вопросы «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?» Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев: насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента – решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам.