Герои-чудаки в английской литературе (на примере героя из романа Оливера Голдсмита «Векфильдский священник»)

Яшина Александра Михайловна

В английской литературе можно встретить героев, которые у читателей вызывают недоумение и удивление, радость и умиление - это герои-чудаки. Американский философ Джордж Сантаяна однажды описал Англию как «a paradise of individuality, eccentricity, heresy, anomalies, hobbies and humours», что в переводе на русский означает «рай индивидуальности, эксцентричности, ереси, аномалий, хобби и юмора». Приведем пример подобного героя из романа Оливера Голдсмита «Векфильдский священник» и укажем его особые черты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudak.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Герои-чудаки в английской литературе (на примере героя из романа Оливера Голдсмита «Векфильдский священник»)

Но среди людей всегда находятся личности со странностями.

Без них мир стал бы просто скучен.

А. К. Дойль

В английской литературе можно встретить героев, которые у читателей вызывают недоумение и удивление, радость и умиление - это герои-чудаки. Американский философ Джордж Сантаяна однажды описал Англию как «a paradise of individuality, eccentricity, heresy, anomalies, hobbies and humours», что в переводе на русский означает «рай индивидуальности, эксцентричности, ереси, аномалий, хобби и юмора».  Чаще всего образ героя-чудака - это образ человека  обладающего странной логикой, проявляющего стремление вступать с людьми в долгий разговор, наивного и добросердечного. Его чудачества вызывают у остальных людей улыбку, поэтому большей частью чудаки представлены в виде комических персонажей. Приведем пример подобного героя из романа Оливера Голдсмита «Векфильдский священник» и укажем его особые черты.

Главный герой романа Оливера Голдсмита «Векфильдский священник» - пастор Чарльз Примроз. Увлеченность своим родом деятельности – чтением проповедей, нравоучительными разговорами  – наполняет жизнь пастора смыслом и делает его счастливее: «Я мог поздравить себя с успехом: благодаря упорству и умению обращаться с людьми мне удалось пробудить совесть у людей».

В романе «Векфильдский священник» описывается трогательная жизненная история священника и членов его семьи, которых преследуют жизненные неудачи. Позиция священника, последователя христианства, вызывает уважение. Но в силу веяний нового времени он всё чаще сталкивается с противоречием, обманом, человеческим жульничеством, прелюбодеянием. Длинные рассуждения о бренности жизни, прерывающие повествование, демонстрируют умение главного героя относиться ко многим вещам терпеливо, подчас с иронией, показывают уверенность священника в своей правоте, спокойствие, которое отнюдь нельзя принять за равнодушие. Любой случай, происшествие, описывается миролюбиво, с юмором.

В определённый момент кажется, что в семье священника произошла трагедия: несчастья сыплются  на Примрозов одна за другой. Несмотря на все злоключения, члены семьи Примроза живут в идиллической обстановке: в их доме почти всегда мир и согласие. Но что интересно: все несчастья, обрушившиеся на голову семьи Примроз, по большей части результат их собственной глупости, наивности или чудаковатости, несмотря на мнение Чарльза о том, что он «имел все основания почитать себя человеком большой житейской  мудрости». Например, главный герой наивно полагает, что все приезжающие к нему люди, именующие себя родственниками, таковыми и являются. Он очень забавно рассуждает о долге, чувствах чужих людей, не заботясь о чувствах собственного сына, у которого, по вине отца, не состоялась свадьба с любимой им женщиной.

Семья ведет довольно-таки беспечную жизнь, живёт не по средствам. Священник считает, что правильно воспитал своих детей, но на деле, в чём он позже сам убеждается, это совсем не так. Члены семьи пастора часто принимают желаемое за действительное, например, в случае с сыном Мозесом, которому было поручено продать жеребца. Сначала миссис Примроз говорила: «Наш Мозес - мальчик  смышленый, продать ли, купить - все  у  него  превосходно  получается...» А потом она кричала на сына, вернувшегося с ярмарки обманутым: «Нет, такого дурака повесить мало!». А Приморз «не считал нужным осуждать невинные заблуждения», хотя читатель, конечно, приходит к выводу, что не все заблуждения были столь невинны, и своевременное вмешательство могло бы избавить семью пастора от неприятностей. Таким образом, некоторые размышления героя-чудака могут привести в замешательство. Несмотря на то, что Чарльз Примроз стоит за правду, протестует против неравноправия, как нечто естественное утверждает, что «шутки  богача  всегда остроумны».

Оливер Голдсмит не высмеивает своего героя. Священник сам посмеивается над одними событиями своей жизни, удивлённо смотрит на другие. Чарльз Примроз ищет во всем радостные моменты, идеализирует окружающий мир. Мне кажется, что характеристика, которую даёт Берчелл Уильяму Торнхилу  (то есть самому себе) может относиться к священнику Примрозу да и в целом быть частью характеристики образа героя-чудака: «благоволил ко всему роду людскому», «ему был мил весь свет», «слывёт чудаком», «благодеяния свои он облекал в затейливую форму».

Образ героя-чудака сформировался в английской литературе не случайно: именно англичане считали возможным и правильным принимать человека таким, какой он есть. Эксцентричные люди встречаются достаточно часто и нужно уметь воспринимать их поведение с юмором, терпимее относится к чудачествам людей такого типажа.