Статья "Инклюзивное образование в России"

Виктория Александровна Глушкова

Что значит инклюзия в России. И для чего она нужна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuz.obrazovanie_v_rossii_glushkova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

В.А. Глушкова, воспитатель ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №14

г. Волгодонск

Образование выполняет две важнейшие цивилизационные функции

развития личности: её духовное, нравственное, художественное, культурное развитие и её социализацию, а также экономическую функцию -  воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для общественного производства. На исследование роли образования  нацелена инклюзивная педагогика, которая в нашей стране еще не достигла своего должного развития.

Долгие годы система образования  делила детей на обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Таких детей не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. И это несправедливо. Так не должно быть! Дети-инвалиды должны иметь одинаковые  возможности наравне с другими  детьми.

Каждый из них имеет право высказываться и быть услышанным; принадлежать к нашему обществу и быть его частью; имеет право на хорошее образование; имеет право на дружбу и нормальные отношения и также как все имеет право на полноценную, спокойную, счастливую жизнь. Поэтому возникла необходимость новой  формы обучения, как инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, которая позволит обучающимся получать знания, в максимальной степени, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Только в инклюзивном обществе каждый имеет возможность личностной самореализации, самовыражаться, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Принципы инклюзивного образования:

  • дети посещают местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу (все дети нуждающиеся в специальном  обучении должны иметь право на место в детском саду);
  • дети посещают общеобразовательную массовую школу (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
  • все дети принимают участие во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спартакиады, турниры, олимпиады, конкурсы, экскурсии и др.) являются инклюзивными;
  • индивидуальное обучение детей поддерживается совместной работой педагогов, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.

Таким образом, инкюзивное образование предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным убрать все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в учебном процессе, где ребенка — инвалида будут признавать в обществе.

Система инклюзивного образования включает в себя также и учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Цель учебных заведений — создание доступной, без барьерной среды в обучении и  профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Сюда входит оснащение образовательных учреждений, доступный транспорт,  разработка специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие, поддержку их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

К сожалению большинство средних и высших учебных заведений не готовы принимать абитуриентов-инвалидов: у них нет обустроенной среды, нет специальных программ.

Хочется отметить, что очень важна практика с такими детьми. Оснащение кабинетов, специальные программы, курсы для педагогов — это конечно хорошо. Но необходимо видеть таких детей «в живую», знать как правильно себя с ними вести, что с ними делать, о чем с ними говорить! Когда дети - инвалиды попадают в массовые школы, не все готовы их принять такими. Возникают трудности. Педагоги просто не знают , что с ними делать! Ведь большая часть педагогов и директоров общеобразовательных школ мало знакомы с проблемами инвалидности и не готовы включать детей-инвалидов в процесс обучения. Педагогам нужно избавиться от предвзятого отношения к обучающемуся и видеть в каждом ребенке его способности, таланты. Педагогам важно и нужно быть толерантным, важно хотеть и помогать таким детям!

На собственном опыте могу сказать: работа с такими детьми — это колоссальный труд. И учителя, работающие в общеобразовательных массовых школах, которые редко сталкивались с  детьми- инвалидами, просто «теряются». Некоторые обращаются за помощью к педагогам, которые работают в специальных коррекционных школах. И это правильно! Потому что только все вместе мы сможем помочь детям, преодолеть их трудности, их страхи. Ведь когда ребенок-инвалид попадает в общество, ему тоже тяжело, ему страшно. Он не знает как его примут и не знает как себя вести!

Поэтому очень важно начинать работу с дошкольного образования. Нужно использовать существующие ресурсы специального образования для поддержки инклюзии. Очень важно правильно подготовить педагога для работы с такими детьми; улучшить условия для педагога.

Неотъемлемой частью работы является, работа с родителями. Родители для них являются единственными помощниками, друзьями и очень часто  «особые» дети доверяют только им. В некоторых случаях и родителям нужна помощь. Нужно уметь общаться с родителями детей-инвалидов, правильно подбирать нужные и очень важные слова. Ведь многие родители, близкие детей-инвалидов не знают, как отстаивать и защищать права своих детей.

 Следует отметить, что введение инклюзии в образовательный процесс не должно отразиться на специальном (коррекционном) образовании.  Инклюзия выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

 Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении жизненного, социального и учебного опыта; нуждаются во взаимодействии со своими нормально развивающимися сверстниками. Дети с  ограниченными возможностями здоровья лучше адаптируются к жизни в массовой школе, чем в специализированной.  Однако для каждого ребенка важно подобрать полезную, доступную модель образования. Инклюзия помогает предотвратить дискриминацию по отношению к детям — инвалидам. А здоровым детям это поможет развить чувство ответственности, толерантности и самостоятельности.

Конечно инклюзивное образование недостаточно развито в России. Но нужно отметить, что внедрение инклюзии в процесс образования положительно сказывается на нормально развивающихся детях и на детях с инвалидностью. Они все вместе находятся в школе, в коллективе; здесь они пытаются помогать своим товарищам, учатся строить взаимные отношения друг с другом, вместе с педагогом решают творческие образовательные проблемы и получают жизненные уроки. Дети учатся видеть и понимать, что не должно быть различий между людьми, не важно, инвалид ты или здоров. Они просто учатся искренней заботе и дружбе!  Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование обогащает личные качества обучающихся, помогает развивать такие качества, как человечность, ответственность, стремление прийти на помощь. Инклюзивное образование это новая модель образования, где учащиеся и педагоги работают над общим делом – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://eduidea.ru/inits/139
  2. http://divo.tomsk.ru/html/inclusive.htm
  3. http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-373/
  4. http://mtl-nvr.ru/index.php/uchebnyj-protsess/inklyuzivnoe-obrazovanie
  5. http://чеускино.рф/page20.php
  6. http://studopedia.org/8-218438.html