Подготовка к профессиональному самоопределению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Малиновский Дмитрий Станиславович

Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники школы должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества.

        Применительно к школьному образованию в профессиональном самоопределении ключевыми являются следующие умения обучающихся: 

  • применить знания, умения, навыки в незнакомой жизненной ситуации;
  • решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался;
  • адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.

       Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_samoopred-detej_s_ovz.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к профессиональному самоопределению обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

        Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники школы должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества.

        Применительно к школьному образованию в профессиональном самоопределении ключевыми являются следующие умения обучающихся:  

  • применить знания, умения, навыки в незнакомой жизненной ситуации;
  • решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался;
  • адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.

       Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.

        Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

1) на уровне когнитивного компонента:

- знания о мире профессий и их особенностях;

- информированность о выбранной профессиональной сфере деятельности;

- представления о потребностях рынка труда в регионе.

2) на уровне мотивационного компонента:

- потребность в достижении значимых результатов;

- наличие самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

- стремление к самообразованию в интересующей профессиональной сфере;

- наличие ценностных ориентаций, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.

3) на уровне эмоционального (аффективного) компонента:

- привлекательность профессии;

- переживание успеха в целом и по отдельным предметам, видам учебной деятельности;

- умение противостоять утомлению и стрессам.

4) на уровне волевого компонента:

- усилия, необходимые для достижения желаемых результатов;

- самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина;

- ответственность за результаты своего труда;

- личная ответственность за сделанный выбор.

        У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение вышеперечисленными умениями затруднено, а готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей.

       Труд – естественное средство самовыражения. Работа может быть средством, позволяющим задействовать разнообразные и сложные аспекты нашей личности, переводя наше отношение к жизни, эмоции и ощущения в осмысленную продуктивность.

        В процессе обучения производительному труду ученик с ОВЗ приобретает знания, умения, навыки, использует их на практике. Обучение труду способствует созданию наиболее благоприятных условий для коррекции имеющихся у ученика недостатков мыслительной деятельности, высших психических функций, физическому и эстетическому развитию. Таким образом, обучение труду в школе для детей с ОВЗ не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу обучающегося неизмеримо больше.

       Для детей сам по себе труд никакого интереса не представляет, потому интерес к труду и чувство удовлетворения от труда должны постепенно приобретаться и развиваться. Для этого в школах постоянно проводится профориентационная работа с обучающимися.      

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Профориентация в школе для детей с ОВЗ рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников с особыми образовательными потребностями в условиях современного динамичного рынка труда.   Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.

       Профориентационная работа включает в себя следующие компоненты:

1. Профессиональное просвещение.

Оно подразумевает собой формирование профессионального опыта и профессиональной направленности обучающихся детей с ОВЗ в воспитательном процессе:

 а) Ознакомление обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с профессиями, профессиональными учебными заведениями и формирование у них мотивов выбора;

 б) Организация практической деятельности данной категории обучающихся в соответствии с их особенностями  и требованиями профессии.

2. Профессиональную консультацию.

       Консультативная помощь учителей при самоопределении обучающихся:

    а) Изучение личности обучающихся с особыми образовательными потребностями;

    б) Управление мотивацией выбора профессий.

          3. Профессиональную адаптацию - «психологическое привыкание к профессии».

На данном этапе проводится активная работа родителей с обучающимися:

     а)    Проверка успехов обучающихся в выбранной профессии;

     б) Оказание помощи данной категории обучающихся в профессиональных учебных заведениях.  

       Таким образом, формирование  профессионального самоопределения личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности — профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Литература:

1. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2009.

2. Гордиевская Е. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения.

3. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий Дата издания: 2009.

4. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 1988.

5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.