Особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте

Ханжина Екатерина Викторовна

Данный материал полезен работника дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте

Приступая к изучению вопроса развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, мы считаем, целесообразным, прежде всего, рассмотреть теоретические основы понятия «интерес».

В словаре энциклопедии приводятся разные определения интереса в связи педагогической науки. С одной стороны интерес - это вид проявления познавательной потребности, который способствует сложному отражению действительности. А также, с другой стороны понятие «интерес» – познавательная ориентация человека на тот или иной предмет, явление действительности, которая связанная с эмоциональным положительным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью, т.е. один из наиболее серьезным стимулов получения знаний и развития личности человека.

Интерес – это психический процесс, который характеризуется побуждением, тяготением к объекту, который надо развивать в учебной деятельности. «Свободность» является важной особенностью интереса, отсутствие влияний принудительного характера с внешней стороны для его возникновения. И, конечно, интересу свойственна «самоактивность». В педагогическом деятельности присутствует интерес 2 видов: активный интерес, проявляющийся в самостоятельном упорном труде, когда отыскивается истина, пассивный интерес, характеризующийся «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений). [36]

Интерес взаимно связан с потребностями каждого человека в деятельности и вниманием, которое появляется тогда, когда предмет познания представляет новость, отмечал К.Д. Ушинский. Л.С. Рубинштейн рассматривал интерес, как «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения» [39, с.525]. А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели»[20].

В работе М.Ф. Беляев «Психология интереса» предлагает следующее определение интереса: "Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности".

Несмотря на разные трактовки понятия интереса множество психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности. Психологическое понятие "интерес" отображает множество значимых процессов от единичных до их совокупности.

Одной из самых значимых областей общего понятия "интерес" является познавательный интерес, который предполагает особое значение в дошкольном образовании.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

Вопрос развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является один из главных в современном образовании. Чтобы воспитать и обучить полноценными личностями, необходимо «поддерживать» в ребенке природную способность - познавательный интерес, который является источником его познавательной активности и лежит в основе познавательного развития ребенка. Побуждение к деятельности является основной характеристикой познавательного интереса. Процесс познания эмоционально окрашен, который вызван процессом умственного труда и предметом познания, перспективой, которая увлекает за собой.  

 В научных источниках ученные для определения познавательного интереса используют термины: «позыв», «духовная жажда», «непреодолимое бескорыстное стремление», «ярость к объекту». Предметом изучения познавательного интереса является главное качество человека: познание окружающего мир и отношения самого человека к миру.

Учитывая мнение специалистов психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской формирование и развитие любознательности у детей дошкольного возраста конечно непосредственно связано с преимуществом особых форм активности и позитивного аффективного состояния, образующегося из потребности во внешних впечатлениях. Развитие его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, которая обращена к области познавательного развития, к ее объекту и самому процессу познания. Данная тенденция характеризуется устойчивым стремлением к знанию, к новым полным и глубоким познаниям. Развиваясь и укрепляясь в образовательном процессе, познавательный интерес является задатками положительного отношения к обучению.

В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной можно увидеть связь между знаниями и познавательным интересом: эта связь является основой познавательного интереса. НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич говорят о том, что формирование интереса и дальнейшее развитие находятся в прямо пропорциональной зависимости от усвоения окружающей действительности. В педагогическом процессе дать знания детям невозможно без развития интереса. Познавательный интерес можно сделать устойчивым и глубоким лишь в том случае, когда он основывается на прочных, осознанных знаниях говорит Л.Ф. 3ахаревич.

Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:

«Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.» [48,с.62]

Так же были рассмотрены этапы развития познавательного интереса:

- проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при  восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;

- за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются  познавательные интересы;

- в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов;

- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений.

Г.И. Щукина в своих работах раскрывает общие условия, определяющие формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях дошкольников. Эти условия: содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности.

 Уже в дошкольном возрасте дети могут засыпать окружающих взрослых вопросами: «А как?», «Что это?»; «Зачем?» и т.п. На самом деле вопросы детей не всегда выражают познавательный интерес или влечение получить какие-либо сведения об окружающем вокруг мире. Вопросы, задаваемые младшими дошкольниками, преследует следующие задачи: привлечь внимание взрослого и пообщаться с ним. В старшем дошкольном возрасте образовательная область, как познавательное развитие - это сложный комплексный процесс, включающий развитие всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, внимания), регулирующий деятельность ребенка и представляющие собой различные формы ориентации в окружающем мире. Безусловно, что к старшему дошкольному возрасту ощутимо возрастает активность ребенка. Данный возрастной период очень важен для познавательного развития ребенка, которое выражается в виде поисково-исследовательской активности, направленной на поиски новых знаний. Поэтому главными становятся вопросы: «Зачем?», «Почему?», и «Как?». Часто дети не только задают вопросы, но пытаются сделать умозаключение для объяснения непонятного, используя свой маленький бытовой опыт, а также с помощью взрослого провести «эксперимент». Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Знания, полученные в результате поиско-исследовательской деятельности являются более устойчивые, т.к. старшие дошкольники могут самостоятельно обследовать объект наблюдения не в сложных опытах и сделать умозаключение. Дошкольники уже способны группировать и систематизировать знания об объектах наблюдения по различным признакам. У детей данного возраста особый интерес вызывает состояние, развитие, изменение в живой и неживой природе. Признаком пытливого ума, наблюдательности являются вопросы ребенка, адресованные к взрослому как источнику интересных новых сведений (знаний), объяснений. Следовательно, взрослому важно в образовательном процессе поддерживать познавательный интерес, создавая детям педагогические условия для самостоятельной поисковой деятельности. В процессе развития личности ребенка дошкольного возраста познавательный интерес представляет собой: и как средство обучения ребенка, и как положительная мотивация, к познавательной деятельности, а также выступает как предпосылкой формирования готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает уже определенными качествами личностями, такими как самостоятельность, инициативность и способность к самоорганизации. Знания дошкольника систематизируются и формируются в виде предпосылок для умственной работы в познавательной деятельности.

Итак, развитие познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:

- опору на природную детскую любознательность;

 - поощрение познавательной инициативы ребенка вопросов, рассуждений; уважительное к ним отношение;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;

- обогащение сознания ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев).

Таким образом, старший дошкольный возраст происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, а так же является периодом развития разносторонней личности, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире. Одним из показателей правильного развития ребенка является формирование и развитие познавательного интереса.