Программа индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции и развитию познавательной сферы

Гафурова Гульнара Нязифовна

Программа индивидуальных   занятий  по коррекции произвольности психических познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление) «РАЗВИВАЙКА» для детей 5-6 лет, посещающих ДОО, характеризующихся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов, имеющих трудности усвоения  программы ДОО, связанные с недостаточностью познавательной активности, легкими задержками психоречевого и психомоторного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа241.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Кузнецка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка

Принята

на заседании Педагогического совета

МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка

 

Протокол № 1 от 30.08.2018 года

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС № 19

 г. Кузнецка

_______________Л.Б.Королькова

 

Приказ №78от 31.08.2018 года

                                                                                         

ПРОГРАММА

индивидуальных   занятий

по коррекции произвольности психических познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление)

«РАЗВИВАЙКА»

 

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

                              

Автор – составитель:  

Гафурова Гульнара Нязифовна  

г. Кузнецк, 2018

Cодержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель, задачи.
  3. Формы проведения
  4. Средства и методы обучения
  5. Продолжительность занятий, длительность программы.
  6. Источник (автор, название, издательство, год)
  7. Условия реализации
  8. Ожидаемый результат
  9. Тематическое планирование
  10. Содержание
  11. Контроль знаний

  1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Понятие «интеллект» (ум) включает в себя особенности внимания, восприятия, памяти, мышления.

Каждый ребенок имеет свои особенности в развитии вышеназванных психических процессов. Человек с гармонично развитым умом может успешно овладеть любыми учебными предметами, было бы желание: его умственные возможности не ставят перед ним никаких преград, а одностороннее развитие мира, ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе. Значит, чтобы устранить эти трудности в обучении и познании следует совершенствовать работу тех психических процессов, которые мешают слаженности в работе мозга

Актуальность:  Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу ДОО.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать логическое мышление, реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенными в дальнейшей жизни. А ведь современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, логически верно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

 Направленность программы коррекционно-развивающая.
Адресат:  дети 5-6 лет, посещающие ДОО, характеризующиеся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов, имеющие трудности усвоения  программы ДОО, связанные с недостаточностью познавательной активности, легкими задержками психоречевого и психомоторного развития.

2. Цель, задачи.

Цель программы: Тренировка и развитие психических процессов в игровой форме.

Задачи:

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие компонентов произвольного внимания: сосредоточенности, переключаемости, объема, устойчивости.

3. Развитие  произвольной зрительной и слуховой памяти.

4.Развитие компонентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы.

5. Синхронизация работы полушарий мозга, развитие межполушарного взаимодействия, релаксация.

3. Формы проведения

Форма проведения: индивидуальные занятия.

Частота занятий: 1-2 раза в неделю

Длительность занятий: 25-30 минут

 4. Средства и методы обучения

Основные методы коррекции:

  1. Игры с правилами

-подвижные;

-дидактические;

- настольные;

-интерактивные.

2. Сенсорные игры.

3. Графические игры.

4. Пальчиковый игротренинг.

Основной метод – это тренировка, то есть решение большого количества задач, упражнений, что позволяет выработать умения и совершенствовать свойства и качества психических процессов.

Общие правила организации индивидуальных занятий с ребенком для повышения их эффективности:

  • На первой встрече объясняем ребенку цель занятий: что будем делать, для чего, как часто (количество занятий).
  • Поддерживаем у ребенка интерес на протяжении всего занятия. Самый эффективный вариант - это создание интересной, привлекательной деятельности. Использование ярких,  игрушек, картинок,  дидактических пособий, интерактивных игр, с которыми  ребенок выполняет какие-либо действия-манипуляции.
  • Помня о том, что скорость переключения внимания пока невысока, следует вырабатывать реакцию переключения внимания по словесной инструкции, которую необходимо четко сформулировать и использовать эмоционально окрашенный тембр голоса.
  • Так как все задания и упражнения являются новыми для ребенка и могут вызвать некоторую тревожность, создаем настрой: «Ты этого никогда не делал, и тебе только кажется, что это трудно, давай попробуем.»
  • В течение занятия следует давать ребенку эмоциональную поддержку: хвалить, поощрять.
  • Напряжение ума полезно, доводить ребенка до полного утомления нелепо, поэтому интенсивная работа без отвлечений в течение 3-5 минут, затем происходит смена материала и действия с ним, смена позы.
  • Если ребенок испытывает затруднения, то:

- повторяем инструкцию;

-показываем действие сами;

- не торопим, позволяем ребенку работать в оптимальном для него темпе

  • Подводя итог занятия, акцентируем внимание ребенка на его результатах, сравнивая его «сегодняшнего» с «вчерашним». Интересуемся тем, что ему понравилось, что было сложным. Отмечаем успехи.

5. Продолжительность занятий, длительность программы. Сроки реализации. Структура программы.

Общее количество часов индивидуальной коррекционно-развивающей  работы с ребенком  - 10 часов.

Форма организации: индивидуальные занятия.

Частота занятий: 1-2 раза в неделю

Длительность занятий: 25-30 минут

Структура программы: 4 части, направленные на развитие каждого психического процесса в отдельности – «восприятие», «внимание», «память»,  «мышление».

Структура занятий

Вводная часть

1.  Приветствие.

Основная часть

I часть

«Восприятие»

Цель: развитие и тренировка точности восприятия.

Задачи:

  • совершенствование работы органов чувств: слух, зрение;
  • обогащение сенсорного опыта ребенка;
  • совершенствование зрительно-моторной координации;
  • совершенствование умения действовать по словесной инструкции;
  • обогащение словаря детей.

Содержание:

  • упражнения на развитие восприятия цвета;
  • упражнения на развитие восприятия величины;
  • упражнения на развитие восприятия формы;
  • упражнения на развитие восприятия пространства;

Основные приемы: игры-манипуляции с предметами, игрушками и их изображениями, дидактическими материалами, интерактивные игры.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном возрасте. Основные виды чувствительности формируются постепенно. От того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее зависит успешность его дальнейшего умственного развития. Накопление сенсорных представлений (эталонов цвета, формы, величины, пространства), их усвоение связано с процессом восприятия. Именно процесс восприятия способствует целенаправленному обследованию предметов. Нарушения же в процессе восприятия неизбежно влекут за собой задержку наглядно-образного мышления. Таким образом, систему представлений нужно и необходимо совершенствовать.

II часть

«Произвольное внимание»

Задачи:

  • развитие устойчивости внимания;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие способности к переключению внимания;
  • развитие объема внимания.

«Внимание – процесс в высшей степени сложный, трудный, требующий весьма напряженного состояния физических и умственных сил», - писала еще в начале века русский педагог Е.Н. Водовозова. А мы знаем, что любое напряженное состояние утомляет даже взрослого человека, а не только ребенка.

Чтобы этого не происходило, игры-упражнения, которые я отобрала в программу разнообразны по форме и характеру. Объекты внимание тоже самые разные: голос, звуки, предметы, игрушки, картинки-иллюстрации, геометрические фигуры, цветные крышки, цветные шары, литературные тексты. Действия – манипуляции с ними тоже разные. Все это позволяет поддерживать устойчивый интерес ребенка на протяжении всего занятия и его работоспособность.

Содержание:

  • «Картинки-загадки»

Цель: развитие концентрации внимания и объема.

Ребенку предлагается иллюстрация, на которой он должен найти такой же предмет, либо сосчитать предметы и определить каких предметов больше.

  • Графические игры-задания

Цель: развитие концентрации внимания и объема.

Ребенку предлагаются задания разного плана: раскрасить картинку, не выходя за контур; раскрасить по образцу; узнать, что изменилось в картинке; найти и зачеркнуть названные буквы в литературном тексте.

  •  «Лабиринты»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Усложнение лабиринтов предусматривается: сначала это «дорожки», затем – линий; увеличивается и количество пересекающихся линий (3,4,5,7).

  • Игры-манипуляции с предметами

Цель: развитие концентрации и объема; физкультурная пауза.

Дети сортируют, собирают, раскладывают геометрические фигуры, цветные крышки и цветные шары. Эта часть выполняет роль физкультурной паузы, так как происходит смена позы ребенка.

  • «Таблицы цифр»

Цель: развитие концентрации, объема и переключения внимания.

Ребенок и взрослый по очереди считают и показывают цифры от 1 до 10 на таблицах Шульте. Варианты счета: весь цифровой ряд; по одной цифре по очереди со взрослым (1-1,2-2, 3-3).

  • «Хлопаем, смотрим, считаем»

           Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости.

Выполняя эти задания, ребенок реагирует хлопком, откладывает счетные палочки или внимательно рассматривает картинку через прорези шаблона.

III часть

«Зрительная память», «Слуховая память»

 Задачи:

  • увеличение объема внимания;
  • формирование зрительного контроля и сосредоточения;
  • формирование навыка запоминания информации;
  • расширения объема зрительной памяти.
  • расширение объема памяти;
  • формирование навыка запоминания информации;
  • формирование слухового сосредоточения;
  • расширение объема слуховой памяти.

Содержание:

  •  «Играем с игрушками»

Цель: увеличение зрительного контроля и сосредоточения, объема внимания.

Игрушки расставляем в ряд, либо прячем их в матрешек разной величины или «сундучки».

  • «Движения» («Делай как я!»)

Цель: увеличение зрительного контроля и сосредоточения, объема внимания.

Эта часть также выполняет роль физкультурной минутки. Взрослый демонстрирует движения-образы (спортсмена, танцора, животных). Ребенок их зеркалит, воспроизводит по памяти.

  • «Картинки»

Цель: увеличение объема зрительной памяти, обучение технике запоминания (группировка, смысловое соотнесение).

Ребенок работает с сюжетной картинкой, предметными картинками: отвечает на вопросы, восстанавливает ряд

  • «Работа по заданному образцу»

Цель: увеличение объема зрительной памяти.

Дети выкладывают по памяти бусы для мамы, узоры из геометрических фигур,

  • «Учимся запоминать»

Цель: формирование навыка запоминать информацию, расширение объема памяти.

Учим детей запоминать разными способами: «повторение», «группировка», «соотнесение», «ассоциации».

  •  Подвижные игры

Цель: формирование слухового сосредоточения, объема внимания и памяти; физкультурная минутка.

Слуховые сигналы – звуки, хлопки, слова – служат основным ориентиром при смене движений. Усложнением может быть «неправильное» выполнение движений взрослым (об этом обязательно предупреждают ребенка): «Буду делать специально неправильно. Слушай слова и думай сам».

  •  Рассказы

Цель: развитие кратковременной памяти, развитие смысловой памяти с опорой на наглядность и без опоры на наглядность.

Ребенку предлагаем послушать и запомнить предложение или рассказ с опорой на наглядность (иллюстрация сюжетная) или без опоры на наглядность. Просим повторить предложение точно также, без изменения порядка слов в предложении или задаем вопросы по тексту.

  •  «Воспроизводим звуки»

Цель: развитие слухового сосредоточения и объема памяти и внимания.

Ребенок внимательно слушает хлопки, звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, и воспроизводит их ритмический рисунок.

IV часть

Логическое мышление

        Задачи:

  • развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, систематизация, обогащение, классификация (группировка);
  • формирование суждений, умозаключений;
  • активизация речи;
  • расширение объема внимания.

Содержание:

  •  «Кто это? Что это?»

Цель: развитие мыслительных операций «классификация» и «обогащение».

Дети сортируют раскладывают пазлы, картинки, ищут «лишний» предмет, обозначают словом группы предметов.

  • «Какие?»

Цель: развитие мыслительной операции «сравнение».

Дети ищут пары предметов, определяют сходства и отличие предметов.

  •  «Что сначала, что потом»

Цель: развитие мыслительной операции «систематизация».

Дети действуют с реальными предметами, выстраивая ряды по признакам (высота, длина, ширина). А также работают с картинками, на которых изображена цепь событий. Составляют рассказы.

  • Играем с мячом

Цель: обогащение словарного запаса ребенка, расширение объема внимания, физкультурная пауза.

  •  Играем со словами

Цель: формирование суждений и умозаключений.

Взрослый произносит начало фразы, ребенок ее заканчивает.

  •  Загадки в картинках

Цель: формирование суждений и умозаключений.

Ребенку показывают иллюстрацию и задают вопросы, ребенок отвечает и объясняет, почему он так думает.

Заключительная часть

1.   Подведение итогов занятия

2.   Ритуал прощания

  1. Источник

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:  Ганичевой И.В., Катаевой Л.И., Куражевой Н. Ю., Тузаевой А. С., Козловой И. А., Останковой Ю.В., Сиротюк А.Л.

Список литературы:

  1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)  / И.В. Ганичева. – М.:Национальный книжный центр, 2014.-136с.
  2. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
  3. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А.70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 64 с.

  1. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ, 2001.

  1. Условия реализации

Предоставление времени в режимном процессе группы, наличие необходимых материалов для игр и упражнений, наличие раздаточного материала,  наличие компьютера, флешки «Мерсибо» с интерактивными играми.

  1. Ожидаемые результаты:

 Положительная динамика в формировании произвольности психических процессов, повышение уровня графических навыков и зрительно-моторной координации; расширение кругозора, развитие речевых навыков; развитие у детей интереса к разным видам упражнений.

Применение педагогами групп в дальнейшем, рекомендуемых игр и упражнений.

  1. Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

1

Занятие №1

1

Развитие и тренировка точности восприятия,

обогащение сенсорного опыта ребенка;

развитие внимания;

развитие концентрации, объема и переключения внимания;

 развитие зрительной памяти;

  развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления;

развитие мелкой моторики.

Приветствие

Упражнение «Подбери к геометрическим фигурам предметы соответствующей вормы» (Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет» Задание №1)

Упражнение «Кто где живет». Задание№4 к карте №11 (Развивающая игра «Тренажер для развития пространственных представлений»)

Игра «Что изменилось?»

Упражнение «Таблицы цифр».

Ребенок и взрослый по очереди считают и показывают цифры от 1 до 10 на таблицах Шульте. Варианты счета: весь цифровой ряд; по одной цифре по очереди со взрослым (1-1,2-2, 3-3).

Интерактивная игра «Близкие родственники»

Игра «Собери целое»

Игра

«Что сначала, что потом»

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь»

Упражнение «Лезгинка»

Рефлексия.

Прощание

2

Занятие №2

1

Развитие и тренировка точности восприятия, развитие речи;

развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов;

развитие слухового сосредоточения и объема памяти и внимания;

увеличение объема зрительной памяти, обучение технике запоминания (группировка, смысловое соотнесение);

развитие мышления;

релаксация

Упражнение «По схематичному рисунку угадай предмет. Расскажи о животном, насекомом, птице. (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Съедобное - несъедобное».

Упражнение «Воспроизводим звуки»

Ребенок внимательно слушает хлопки, звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, и воспроизводит их ритмический рисунок, затем придумывает свой вариант.

(Дидактическое пособие «Шумелки»)

Упражнение «Картинки» (Развивающая игра «Куча мала»)

Ребенок работает с сюжетной картинкой, отвечает на вопросы.

Интерактивная игра Мерсибо «Болотная свадьба»

Массаж ушных раковин.

Упражнение «Снеговик».

Рефлексия

Прощание

3

1

Развитие зрительного восприятия, общей осведомленности, мышления;

развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций;

развитие произвольного запоминания;

развитие зрительного внимания;

развитие словесно-логического мышления;

развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, релаксация

Приветствие.

Упражнение «Какие предметы на рисунках ты видишь? Сосчитай их. Как можно назвать одним словом? Задание к карте №9 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Игра «Детектив».

Интерактивная игра Мерсибо «Невнимательный художник»

 Игра «Что сначала, что потом»

Развивающая игра «Кубики Кооса»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Кошка»

 Рефлексия

Прощание

4

Развитие внимания, наблюдательности,усвоение уменьши-тельной  и сравни-тельной формы слова;

Развитие восприятия формы, цвета, пространственных представлений;

Развитие двигательной, слуховой памяти, увеличение зрительного контроля и сосредоточения, объема внимания.

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, релаксация

Приветствие

Игра «Горячо-холодно»  

Упражнение «Форма и цвет»

Упражнение «Наводим порядок на полке».

Упражнение («Делай как я!»)

Упражнение «Каскад слов»

Интерактивная игра «Разбиралка-собиралка»

Упражнение «Какие предметы на рисунках ты видишь? Сосчитай их. Как можно назвать одним словом?

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Змейка»

Рефлексия.

Прощание.

5

Развитие зрительного восприятия величины;

развитие внимания, мышления, навыков счета;

развитие зрительной памяти; увеличение объема зрительной памяти; развитие наглядно-образного мышления, внимания;

развитие мышление;

синхронизация работы полушарий

Приветствие

Упражнение «Сравните заборчики по высоте и ширине, найди пары».

Игра «Найди пары одинаковых клоунов»

Игра: «Числовые прятки»

Интерактивная игра «Переменка»

Упражнение «Собери бусы»

Упражнение «Собери квадрат»

Упражнение «Антонимы».

Упражнение «Качание головой»

Упражнение «Горизонтальная восьмерка».


Итог занятия

Прощание.

6

Развитие зрительного восприятия пространственных представлений, величины, цвета;  развитие внимания, умения понимать картинки с нелепым сюжетом; развитие внимания, памяти;

развитие слухового внимания;

развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме;
эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Приветствие

Упражнение «Украшаем коврик».

Упражнение «Нелепицы»

Игра «Что изменилось?»

Интерактивная игра Мерсибо  «Кушать подано»

Упражнение «Сложи узор»  

Упражнение «Брыкание»

Рефлексия

Прощание

7

1

Развитие зрительного восприятия цвета, формы;

развитие внимания;

 развитие зрительной памяти;

развитие концентрации внимания и объема;

развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме;

развитие словесно-логического мышления;

синхронизация работы полушарий

Приветствие

Упражнение «Форма и цвет»

Задание к карте №10 «Лото»:  Заполни таблицу на большой карте, разложив маленькие карточки по двум признакам: цвету (по горизонтали) и по форме (по вертикали) Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №7

Интерактивная игра Мерсибо

«Ветерок-озорник

Графическая игра-задание

Раскрасить картинку, не выходя за контур.

Упражнение «Сложи узор»  (кубики Кооса)

Серия С, 1-4

.

Игра «Что сначала, что потом»

Серия «Покупка».

Упражнение «Медвежьи покачивания».

Упражнение «Поза скручивания»

Рефлексия

Прощание

8

1

Развитие зрительного восприятия, мышления, внимания;

развитие мелкой моторики, концентрации внимания, ее объема;

развитие логики и внимания;

развитие зрительной памяти, внимания;

синхронизация работы полушарий мозга, развитие межполушарного взаимодействия.

Приветствие

Упражнение «Какой предмет спрятался? Объедини предметы в логические пары» Задание к карте №8 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №3:Найди такого же попугая среди остальных

Игра-манипуляция с предметами (Сортировка) Интерактивная игра (флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  «Секретная паутинка»

Упражнение «Опиши по памяти»

Упражнения «Кнопки мозга» 

Рефлексия

Прощание

9

Развитие зрительного восприятия цвета, формы, внимания, мышления;

развитие памяти, внимания;

развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие психического напряжения; развитие зрительной памяти, восприятия, логики;

развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме;

синхронизация работы полушарий мозга, релаксация

Приветствие

Упражнение «Форма и цвет»

Задание №3 (Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет»

Упражнение «Найди такой же»

Игра «Запрещенное движение»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №12

Упражнение «Опиши по памяти»  

Интерактивная игра (флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  «Разбитая чашка»

Упражнение «Сложи узор»   (кубики Никитина).

Упражнение «Задержка дыхания»

Упражнение «Дерево»

Рефлексия

Прощание

10

 Развитие и тренировка точности восприятия,

развитие внимания, памяти, быстроты реакций; создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения снятие психического напряжения;

увеличение объема зрительной памяти;

развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления;
развитие логики, внимания;

развитие пространственной ориентации; синхронизация работы полушарий мозга, развитие межполушарного взаимодействия

Приветствие

 Упражнение «Какой предмет спрятался?».

Задание к карте №5 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Ухо — нос»  

Упражнение «Повторяй за мной»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №12

Упражнение «Разложи по образцу»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №8

Упражнение «Логические концовки»


Интерактивная игра «Дружные гусеницы» (флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  

Игра  «Клад»

Упражнения «Кнопки мозга» 

Рефлексия

Прощание

           10. Содержание.

Занятие 1.

Приветствие 

Здравствуй.  Я – психолог. Каждую неделю ты будешь приходить в этот кабинет, и мы будем с тобой играть в разные игры и выполнять интересные задания. Ты согласен? Скажи, как ты хочешь, чтобы я тебя называла?

Упражнение «Подбери к геометрическим фигурам предметы соответствующей формы» 

Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет» Задание №1)

Упражнение «Кто где живет». 

Задание№4 к карте №11 (Развивающая игра «Тренажер для развития пространственных представлений»)

Игра «Что изменилось?»

На столе 5—6 игрушек. Психолог предлагает ребенку запомнить их и закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, что изменилось.

Упражнение «Таблицы цифр».

Ребенок и взрослый по очереди считают и показывают цифры от 1 до 10 на таблицах Шульте. Варианты счета: весь цифровой ряд; по одной цифре по очереди со взрослым (1-1,2-2, 3-3).

Интерактивная игра «Близкие родственники»

(флэшка Мерсибо «Внимание, память логика»)

Игра «Собери целое»

Психолог предлагает  собрать разрезные картинки из 3—8 частей.

Игра «Что сначала, что потом»

Серия Ежик.

Работа с картинками, на которых изображена цепь событий. Психолог предлагает  расставить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ.

Упражнение «Кулак—ребро—ладонь».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 

Рефлексия.

Что понравилось сегодня? Что запомнил? Что было сложно? Похвали себя за работу. Ты старался. Молодец.

Прощание

Занятие 2.

Приветствие. Здравствуй. Я очень рада видеть тебя снова.

Упражнение «По схематичному рисунку угадай предмет»

Расскажи о животном, насекомом, птице

(Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Съедобное — несъедобное»

Психолог  бросает ребенку мяч, называет предметы и продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное — прячет руки.

Упражнение «Воспроизводим звуки»

Ребенок внимательно слушает хлопки, звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, и воспроизводит их ритмический рисунок, затем придумывает свой вариант.

Упражнение «Картинки» (Развивающая игра «Куча мала»)

Ребенок работает с сюжетной картинкой,  отвечает на вопросы.

Интерактивная игра Мерсибо «Болотная свадьба»

(флэшка Мерсибо «Внимание, память логика»)

Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение «Снеговик».

Стоя. Представь, что ты только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упади на пол и лежи, как лужица воды.

Рефлексия.

Прощание.

Занятие 3. 

 

Приветствие.

Упражнение  «Какие предметы на рисунках ты видишь? Сосчитай их. Как можно назвать одним словом? (Задание к карте №9 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»))

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Цель: развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций. Педагог бросает ребенку мяч, говоря «Вода» («Воздух», «Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животное, которое ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши.

Игра «Детектив».

 Ребенок в течение 15 мин. рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

Интерактивная игра «Невнимательный художник» 

(флешка  Мерсибо «Внимание, память, логика»)  

Игра «Что сначала, что потом»

Работа с серией картинок, на которых изображена цепь событий(Серия «Рыбалка») Психолог предлагает  расставить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ.

 Развивающая игра «Кубики Кооса»

 Составление узора А, В

«Пальчиковая гимнастика»

«Кулак – ребро - ладонь»

Показываем три положения руки на плоскости стола, последовательно меняющие друг друга: кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движение вместе со взрослым, затем самостоятельно 8-10 повторов. Сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.

Упражнение  «Кошка»

Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

Рефлексия

Прощание.

Занятие 4

Приветствие.

Игра «Горячо-холодно»  

Цель: развитие внимания, наблюдательности. Усвоение уменьшительной  и сравнительной формы слова. Ведущий прячет в кабинете какую-либо маленькую игрушку. Ребенок должен найти ее по подсказкам. Чем ближе он к игрушке, тем теплее, чем дальше – холоднее. 

Упражнение «Форма и цвет»

Задание к карте №2: из каких геометрических фигур состоят изображения на карточках? (Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет»

Упражнение «Наводим порядок на полке». Задание №5 к карте №12 (Развивающая игра «Тренажер для развития пространственных представлений»)

Упражнение «Делай как я!»

Цель: увеличение зрительного контроля и сосредоточения, объема внимания.

Взрослый демонстрирует движения-образы (спортсмена, танцора, животных). Ребенок их зеркалит, воспроизводит по памяти.

Упражнение «Каскад слов»

Развитие слуховой памяти

Зачитываем слова с установкой на запоминание. Три попытки. Результат фиксируем. Если ребёнок с первого раза повторил все слова, последующие попытки  необходимо прекратить.

Торт, пила, грядка, забор, суп, цветок, муха, носок, гвоздь, яма.

№ попытки

Количество правильно воспроизведённых слов

1

2

3

Интерактивная игра  «Разбиралка-собиралка»

 (флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  

Упражнение «Какие предметы на рисунках ты видишь? Сосчитай их. Как можно назвать одним словом?

Задание к карте №9

(Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Упражнение «Ухо—нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Рефлексия.

Прощание.

Занятие 5

Приветствие

Упражнение «Сравните заборчики по высоте и ширине, найди пары». Задание к карте №13 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Найди пары одинаковых клоунов» 

(Развивающая игра «Внимание» карта №1)

Игра: «Числовые прятки»

Цель: развитие внимания, мышления, навыков счета.

На ровной поверхности раскладывают карточки с числами от 1 до 10 в произвольном порядке. Ребенок должен рассмотреть карточки и , не касаясь их, показать числа по порядку от 1 до 10. После этого ребенок отворачивается, а психолог перемешивает все картинки, а одну прячет. Ребенок должен сказать, какого числа не хватает.

Интерактивная игра «Переменка»

(флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  развитие зрительной памяти

Упражнение «Собери бусы»

Цель: увеличение объема зрительной памяти.

Ребенок выкладывает по памяти бусы для мамы

Упражнение «Собери квадрат»

Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления, внимания.

Ребенок собирает 4 квадрата из частей.  

Упражнение «Антонимы».

Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т.д.

Упражнение «Качание головой»

Дышите глубоко. Расправьте плечи,  закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Итог занятия

Прощание.

Занятие 6 

Приветствие

Упражнение «Украшаем коврик». 

Задание к карте №13 (Развивающая игра «Тренажер для развития пространственных представлений»)

Упражнение «Нелепицы»

Цель: развитие внимания, умения понимать картинки с нелепым сюжетом. 
Взрослый показывает детям картинки и предлагает найти на них то, чего не бывает в жизни

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Ведущий ставит перед ребенком 5—7 игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит ребенка отвернуться. В это время он меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дошкольник должен сказать, что изменилось.  

Интерактивная игра Мерсибо  «Кушать подано» 

(развитие слухового внимания)

Упражнение «Сложи узор»  

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме. 
Ведущий выкладывает из счетных палочек узор и предлагает  сделать точно такой же узор из своих палочек.

Упражнение «Брыкание»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Ребенок ложится на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения ребенок чередует ноги и высоко поднимает их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара, затем слушает спокойную музыку (релаксация).

Рефлексия

Прощание

Занятие 7

Приветствие

Упражнение  «Разложи»

Задание к карте №10 «Лото»:  Заполни таблицу на большой карте, разложив маленькие карточки по двум признакам: цвету (по горизонтали) и по форме (по вертикали)

(Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет»)

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №7

Интерактивная игра Мерсибо

«Ветерок-озорник» развитие зрительной памяти

Графическая игра-задание

Цель: развитие концентрации внимания и объема

Раскрасить картинку, не выходя за контур.

Упражнение «Сложи узор»  (кубики Кооса)

Серия С, 1-4

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме. 
Ведущий выкладывает из кубиков узор и предлагает  сделать точно такой же узор из своих кубиков.

Игра «Что сначала, что потом»

Серия «Покупка».

Работа с картинками, на которых изображена цепь событий. Психолог предлагает  расставить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ.

Упражнение «Медвежьи покачивания».

  Инструкция: «Качайся из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключи руки. Придумай сюжет.»

Поза скручивания.

Сядь на стул боком. Ноги вместе, бедро прижми к спинке. Правой рукой держись за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивай верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайся в этом положении 5—10 с. Выполни то же самое в другую сторону.

Рефлексия

Прощание

Занятие 8

Приветствие

Упражнение «Какой предмет спрятался? Объедини предметы в логические пары» Задание к карте №8 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Задание №3:Найди такого же попугая среди остальных

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание»

Игра-манипуляция с предметами (Сортировка) 

Сортировка круп.

Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания, ее объема

Интерактивная игра  «Секретная паутинка»

 (флешка Мерсибо «Внимание, память, логика» (развитие логики и внимания)

Упражнение «Опиши по памяти»  

Цель: развитие памяти, внимания.  

Ведущий на короткое время показывает детям куклу (любую игрушку), затем убирает ее и предлагает ответить на вопросы: «Какие у куклы волосы? Какое платье? Какие глаза? Есть ли у куклы банты (туфелька, носочки)? Стоит она или сидит?» и т. д.  

Упражнение «Сложи узор»  (кубики Никитина)

9 кубиков

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме. 
Ведущий выкладывает из кубиков узор и предлагает  сделать точно такой же узор из своих кубиков.

Упражнения «Кнопки мозга»

  1. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  2. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  3. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

Рефлексия

Прощание

Занятие 9

Приветствие

Упражнение «Форма и цвет»

Задание №3 «Мозаика». Предлагается , используя образец на карточке, выложить на столе такие же предметы. (Развивающая игра «Тренажер. Форма и цвет»

Упражнение «Найди такой же»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №4,5

Упражнение «Опиши по памяти»  

Цель: развитие памяти, внимания.  

Ведущий на короткое время показывает детям куклу (любую игрушку), затем убирает ее и предлагает ответить на вопросы: «Какие у куклы волосы? Какое платье? Какие глаза? Есть ли у куклы банты (туфелька, носочки)? Стоит она или сидит?» и т. д.  

Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие психического напряжения.  

Взрослый объясняет детям правила игры: «Я буду выполнять разные движения, а вы будете повторять их за мной. Одно движение повторять нельзя». Ведущий показывает это движение. Затем начинает выполнять разные движения и неожиданно показывает запрещенное движение. Кто его повторит, становится ведущим.  

Интерактивная игра  «Разбитая чашка»

(флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)

развитие зрительной памяти, восприятия, логики

Упражнение «Сложи узор»  

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме. 
Ведущий выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать точно такой же узор из своих кубиков (кубики Никитина 16 штук).

Упражнение «Задержка дыхания».

Сделай глубокий вдох и задержи дыхание так долго, насколько это возможно.

Упражнение «Дерево».

Сидя на корточках. Спрячь голову в колени,  колени обхвати руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайся на ноги, затем распрямля туловище, вытягивай руки вверх. Напряги тело и вытяни его вверх. Подул ветер: раскачивай тело, имитируя дерево.

Рефлексия

Прощание

Занятие 10

Приветствие

 Упражнение «Какой предмет спрятался?». 

Задание к карте №5 (Развивающая игра «Тренажер для развития зрительного восприятия»)

Игра «Ухо — нос»  

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения; снятие психического напряжения.  

Упражнение «Повторяй за мной»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №12

Задание Лабиринт. Помоги белочке добраться до шишки. Проведи дорожку.

Упражнение «Разложи по образцу»

Развивающая игра «Готов ли ребенок к школе? Внимание» Задание №8

Цель: увеличение объема зрительной памяти.

Упражнение «Логические концовки»

Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления. 
Ведущий предлагает детям закончить предложения: «Лимоны кислые, а сахар…, Птица летает, а змея…., Ты видишь глазами, а слышишь..., Яблоки и груши….., Нож и кусок стекла…» и т. д.

Интерактивная игра «Дружные гусеницы»

(флешка Мерсибо «Внимание, память, логика»)  развитие логики, внимания

Игра «Клад».

В комнате прячется игрушка или конфета. Найди ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

Упражнения «Кнопки мозга»

  1. Встать на четвереньки и ползти, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставить крест-накрест.  С движениями рук совмещать движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
  2. Сидя на полу, вытянуть ноги перед собой. Совершать движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавить синхронные движения кистями рук.

Рефлексия

Прощание


11.Контроль знаний

В течение  обучения и по итогам работы за год проводится контроль знаний.

Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

  1. На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
  2. На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка.

     Исходя из  половозрастных  норм  все  результаты  психологического обследования, представленные в таблицах,  выражены в стандартных оценках - от 0 до 2 баллов (низкий, средний, высокий уровень).

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики

из Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»:

Личностная сфера

Субтест 1. «Лесенка» (самооценка) 

Цель: выявление самооценки ребенка.

Критерии оценки

•        Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Общая осведомленность

С у б т е с т 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью психолога (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Субтест 3. «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает картинки, — 0 баллов.

.

 Развитие психических процессов

Субтест 4. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Субтест 5. «10 предметов» (память)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Субтест 6. «Найди семью"» (мышление)

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи психолога переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь психолога — 0 баллов.

Субтест 7. «Рыбка» (мышление)

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Субтест 8. «Рисунок человека»

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.


Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов

Средний уровень — 10—15 баллов.

 Низкий уровень — 0—9 баллов.