Программа индивидуального развития

Борисова Татьяна Викторовна

«Роль тренера-преподавателя в воспитании личностных качеств спортсменов». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Вымпел»

 г.Мегион

Программа

индивидуального развития

тренера-преподавателя МБУ ДО ДЮСШ Вымпел

Борисовой Татьяны Викторовны

Срок реализации 2014-2019 год.


Тема самообразования:

«Роль тренера-преподавателя в воспитании личностных качеств спортсменов».

Актуальность темы:

Совершенствование качества обучения и воспитания в спортивной школе напрямую зависит от уровня подготовки тренеров-преподавателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования тренера.  Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия тренера-преподавателя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной

деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразования~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование тренера-преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высокие требования. Для   того, чтобы учить тренировать других, нужно знать больше, чем все остальные. Тренер должен знать не только свой вид спорта, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике   и др.

Тренер-преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   педагогического ВУЗа. Эта способность определяется    психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.

Цель:

Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения и развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Планировать учебно-тренировочный и воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий образовательной организации.
  2. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебно-тренировочных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся.
  3. Формировать интерес обучающихся к занятиям лыжными гонками.
  4. Организовать учебно-тренировочную и воспитательную работу с обучающимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
  5. Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, тренировочной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами.
  6. Формировать знания, умения и навыки, необходимые занимающимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
  7. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, тренерами-преподавателями, администрацией образовательной организации.
  8. Учитывать и оценивать результаты   работы с целью определения новых задач.
  9. Аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
  10. Разработать нетрадиционные формы тренировочного занятия по лыжным гонкам.

Характеристика педагогической направленности тренера-преподавателя по лыжным гонкам.

  Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

 Педагогическая направленность тренера-преподавателя по лыжным гонкам формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой «любви к детям» и интереса к лыжным гонкам.

 Любовь к детям. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно. Любовь к детям первый основной мотив, формирующий положительное отношение к педагогической деятельности. Не может быть хорошим тренером тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех тренеров, которые их не любят, или не любят педагогическую деятельность в целом.

  Интерес к занятиям является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность тренера-преподавателя по лыжным гонкам. Направленность тренера на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет тренера-преподавателя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, разрабатывать нетрадиционные формы проведения тренировочных занятий по лыжным гонкам, развивая интерес к занятиям и развитие личности обучающегося, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, дети, если чувствуют, что занятия с ними являются для тренера не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью.

Этапы  работы

1  этап           2014-2015 год

2  этап           2015-2016 год

3  этап           2016-2017 год

4 этап            2017-2018 год

5 этап            2018-2019 год

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1этап

методического развития

2этап

методического развития

3этап

методического развития

  1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями  ученых  в  области  обучения прыжки на батуте.
  2. Знакомиться с новыми примерными и  авторскими  программами  по  обучению прыжков на батуте и двойном минитрампе, концепциями  обучения, их  оценками.
  3. Изучать  новую  литературу  по методике  преподавания.
  4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  тренеров-преподавателей.
  5. Принимать  активное  участие  в  работе  образовательной организации.
  6. Принимать  участие  на  педагогических  конференциях,  конкурсах, соревнованиях  различных  уровней.
  7. Посещать тренировочные занятия коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.
  8. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.
  9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.
  10. Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.
  11. Проводить  открытые учебно-тренировочные занятия  для  анализа  со  стороны  коллег.
  12. Организовывать   внеклассную  деятельность.
  13. Систематически  просматривать  спортивные  видеоматериалы.
  14. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-педагогическое

2014-2019 год.

  1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.
  2. Изучать  современные  психологические  методики.
  3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  тренера-преподавателя.

Методическое

2014-2015 год.

2016-2017 год

2018-2019 год

  1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания:

- ФИС

- Спорт  в  школе

- Теория  и  практика  ФК и спорта.

- Учебно-методическое пособие по подготовке судей по лыжным гонкам.

  1. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  учебно-тренировочных занятий по прыжкам на батуте.
  2. Разработать «Нетрадиционные формы проведения тренировочного занятия по прыжкам на батуте ».
  3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.
  4. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, а также учителей и педагогов дополнительного образования города.
  5. Разрабатывать  разные  формы  учебно-тренировочных занятий, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.
  6. Проводить  научно-исследовательскую  работу  по  проблеме «Духовно-нравственное развитие личности обучающегося».
  7. Внедрять  в  учебный  процесс  новые  и нестандартные формы  проведения учебно-тренировочного занятия и оценивания  физического  состояния обучающихся согласно ФССП и ФГТ.
  8. Разрабатывать  методические пособия.
  9. Создавать  комплект  дидактики  по прыжкам на батуте  (индивидуальные  планы  тренировок, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  обучающихся, контрольные  тесты-упражнения).
  10. Создавать  пакет  материалов  по  педагогическим  технологиям.
  11. Проектировать  личную  методическую  веб-страницу.
  12. Создавать  пакет  сценариев  занятий, соревнований.

Эстетическое

2014-2019 год.

  1. Посещение  выставок, проведение  походов.
  2. Посещать соревнования по лыжным гонкам с участием именитых спортсменов.
  3. Участвовать  в  спартакиаде производственных коллективов.

ИКТ  2016 год.

2014-2019 год.

  1. Пройти  курсы  повышения  квалификации
  2. Обзор  в  Интернете  информации  по  лыжным гонкам, психологии, педагогике и педагогических  технологий.
  3. Расширить знания  информационно-компьютерных технологий  и  внедрять  их  в  учебно-тренировочный  процесс.

Охрана  здоровья

  1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  тренировочных занятиях и внеклассной деятельности.
  2. Внедрять  в  тренировочный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.
  3. Вести  здоровый  образ  жизни.

  1. Психолого-педагогические умения.
  • Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по бучению лыжных гонок.
  • Уметь  анализировать  педагогические явления в процессе физического  воспитания обучающихся и проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Анализировать передовой педагогический опыт.
  • Организовать себя, управлять своим состоянием.

II.        Профессионально-личностные качества.

  • Потребность в самопознании.
  • Самостоятельность и самокритичность.
  • Трудолюбие и прилежание.
  • Дисциплинированность.
  • Забота о сохранении своего здоровья - (здоровый образ жизни).
  • Культура поведения и общения.

 III.      Частно-методические умения.

  • Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
  • Проводить и анализировать занятия, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  • Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать детей к занятиям в ДЮСШ (отделение лыжных гонок), находить детей одарённых в спортивном отношении.
  • Мобилизовывать и направлять обучающихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств.
  • Руководить действиями детей в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
  • Разрабатывать дидактический материал к занятиям по прыжкам на батуте

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

  • Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучающимися, командой.
  • Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе обучающихся.
  •  Регулировать внутриколлективные отношения детей во время спортивных соревнований  на тренировочном занятии,  туристических походах и т.п.
  • Ориентироваться в изменившихся условиях.

V. Исследовательские умения.        

  • Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач обучения.
  • Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
  • Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований. Находить нестандартные формы проведения учебно-тренировочного занятия.

Основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям.  Но, одной любви, даже самой искренней, для тренерской профессии, конечно, мало. Итак, образ тренера-преподавателя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с обучающимися, желаемое «Я», самоуважение. Профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки тренера к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост тренера и может стать одной из методик для самонаблюдения и самоанализа и, в конечном счёте, содействовать профессиональному росту тренера-преподавателя.

 

Предполагаемый  результат: 2014- 2019 года.

  1. Повышение качества преподаваемого вида спорта.
  2. Разработанные методические пособия.
  3. Проведение открытых тренировочных занятий муниципального уровня.
  4. Проведение мастер-классов муниципального уровня.
  5. Доклады  и  выступления.
  6. Разработка  дидактических  материалов.
  7. Разработка  и  проведение  занятий  по  инновационным  технологиям.
  8. Создание  комплектов  педагогических  разработок  тренировочных занятий  и  внеклассных  мероприятий.
  9. Организация  работы  в отделении лыжных гонок ДЮСШ.
  10. Пакет  психолого-педагогических  материалов  для  тренеров-преподавателей.
  11. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям
  12. Личный  пример  обучающимся, участвуя  на   спортивных  соревнованиях.

Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом на  муниципальном, окружном уровне

Форма  отчета  по  проделанной  работе

 Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы. Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях  МО тренеров -преподавателей.