Главные вкладки

    Индивидуальный итоговый проект обучающегося основной школы

    Александр Пивоваров

    В данном материале раскрывается технология подготовки и защиты индивидуального образовательного проекта выпускника основной школы. Материалы снабжены большим количеством приложений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    институт развития образования Кировской области

    информационно-методический центр

    Александр Пивоваров

    «Индивидуальный итоговый проект обучающегося основной школы»

    Методические рекомендации

    (материалы для обсуждения)

    Киров 2018

    Введение

    В связи с введением ФГОС в отечественной школе произошло много существенных изменений и освоено разнообразных инноваций. Среди них – основная образовательная программа, метапредметность, системно-деятельностный подход, внеурочная деятельность и другие. Особого внимания заслуживает индивидуальный итоговый проект.

    Индивидуальный итоговый проект представляет собой творческую работу исследовательского характера, выполняемую обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности. Индивидуальный итоговый проект выполняется с целью публичной демонстрации обучающимся своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и выполнять целесообразную и результативную личностную и общественно-полезную деятельность (учебно-познавательную, практико-ориентированную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, игровую, спортивную).

    Выполнение индивидуального итогового проекта, обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. Соответствующее положение отражено в требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования: «Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».

    Например, программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования предметного или метапредметного учебного проекта, направленного на решение личностно или социально значимой проблемы.

    Программа должна обеспечивать:

    • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • формирование навыков участия обучающихся в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные сообщества, научно-практические конференции);
    • владение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (инженерное, исследовательское, прикладное), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
    • планируемые результаты формирования и развития компетентности в области информационно-коммуникативных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на метапредметной основе.

    Здесь следует отметить, что разработка образовательной организацией основной образовательной программы общего образования производится самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. В учебном плане школы это содержание входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую внеурочную деятельность. При этом курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» относится к междисциплинарным учебным программам. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательная организация самостоятельно разрабатывает: 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ; 2) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Оба эти документа включаются в образовательную программу образовательной организации в виде приложений. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может также являться составной частью разработанных образовательной организацией общей программы воспитания и развития школьников или отдельных программ формирования универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

    Процедуры разработки, согласования и утверждения названных документов регламентируются локальными нормативными актами, разработанными и утвержденными на уровне образовательной организации.

    Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования. Индивидуальный итоговый проект может быть только персональным и выполняться обучающимися самостоятельно.

    Этапы выполнения проекта

    В процессе подготовки проекта можно выделить три главных этапа: подготовительный, основной и презентационный (заключительный).

    На подготовительном этапе (сентябрь-октябрь) происходит выбор темы и руководителя проекта. Обучающиеся могут самостоятельно выбирать тему своего проекта и руководителя. Тема проекта должна быть рассмотрена на школьных методических объединениях (ШМО) тех учителей, которые входят в состав ШМО, или на методическом совете школы для учителей, не охваченных деятельностью ШМО.

    Основной этап. Это, как правило, ноябрь-февраль. Здесь обучающийся совместно с педагогом разрабатывает план реализации проекта, проводит сбор и изучение необходимой литературы, ведёт отбор и анализ информации по теме проекта, производит выбор способа представления своих результатов исследования, выполняет оформление работы. На этом же этапе происходит предварительная проверка рабочих материалов руководителем проекта. Намечается представление промежуточного результата проекта с перспективами дальнейшей работы (февраль).

    На заключительном этапе (март) происходит публичная защита проекта, оценивание работы. Контроль соблюдения сроков, промежуточную оценку работы выполняет педагог – руководитель проекта. Контроль охвата детей класса проектной деятельностью возлагается на классного руководителя. В целом, контроль и организация работы по индивидуальным проектам выполняют заместители директора образовательной организации по учебной и научно-методической работе.

    Права и ответственность сторон (обучающегося и руководителя)

    Руководитель итогового индивидуального проекта должен:

    • к установленному сроку совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
    • совместно с обучающимися определить цель работы, этапы, сроки, источники получения нужной информации;
    • мотивировать обучающегося на выполнение работ по индивидуальному проекту;
    • помогать обучающемуся по вопросам планирования, способам проведения исследования, накопления и представления результатов исследования;
    • контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта.

    Руководитель индивидуального образовательного проекта имеет право:

    • требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы, ответственного отношения к своей работе;
    • применять в проектной работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
    • обратиться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.

    Обучающийся должен:

    • самостоятельно выбрать тему индивидуального проекта;
    • посещать консультации и занятия по индивидуальному проектированию;
    • ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя проекта;
    • выполнять запланированную работу в установленные индивидуальным планом сроки;
    • подготовить публичный отчёт о проделанной работе;

    Обучающийся имеет право:

    • на консультативную, информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения проекта;
    • привлекать для выполнения индивидуального проекта информационные ресурсы школы (библиотека, Интернет).

    Содержание и направленность учебного проекта

    Результат проектной деятельности обучающегося должен иметь практическую направленность. Практическая направленность предполагает возможность применения проекта, его элементов, материалов в школе или социуме, или то, что проект является результатом практической деятельности автора. Результатом (продуктом) проектной деятельности обучающегося может быть любая из следующих работ:

    а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях);

    б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения: статьи, газеты, альбома, буклета, брошюры, книги, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, сценария, компьютерной анимации, оформления кабинета, серии иллюстраций;

    в) материальный объект, макет, коллекция, костюм, иное конструкторское изделие;

    г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, фото- или видеоотчёты;

     д) программные продукты, мультимедийные продукты, видеоролики, видеофильмы, веб-сайт;

    е) экскурсия, путеводитель, игра, праздник, анализ данных социального опроса, пакет рекомендаций.

    В случае выбора обучающимся формы проекта, не представленной в настоящем перечне, решение о возможности её применения в качестве формы итогового проекта принимает методический совет школы.

    Оформление индивидуального проекта

    В состав материалов готового проекта включаются:

    1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности обучающегося, представленный в одной из описанных выше форм;
    2. подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка (паспорт проекта) объёмом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:

    а) исходного замысла (или проблемы), цели и назначения (задачи) проекта;

    б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

    в) списка цитируемых литературных источников.

    Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

    1. отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

    а) инициативы и самостоятельности;

    б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

    в) исполнительской дисциплины обучающегося;

    г) практической направленности проекта.

    При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

    Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. В содержание проекта не могут быть включены материалы, противоречащие действующему законодательству (в том числе персональные данные без письменного согласия на их использование).

    Защита учебного проекта

    Защита учебного проекта происходит на заседании секции школьной конференции, на которой публично представляются результаты работы над проектами и демонстрируется уровень владения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. Оценивает проект комиссия, создаваемая методическим советом школы. В состав комиссии входят: представитель администрации школы, представитель методического объединения учителей, членом которого является руководитель защищаемого проекта, руководитель защищаемого проекта. Состав комиссии утверждается приказом директора школы. На конференции вправе присутствовать в качестве общественных наблюдателей родители или законные представители обучающихся, представители общественности.

    Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

    Критерии оценки проектной работы обучающегося

    Индивидуальный проект обучающегося формирует его способность к самостоятельному обретению знаний и решению проблем, проявляющуюся в:

    а) умении поставить проблему;

    б) выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации;

    в) формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения;

    г) обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения.

    Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

    Сформированность предметных знаний и способов действий проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой привлекать имеющиеся знания и способы действий.

    Сформированность регулятивных действий проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, задействовать ресурсные возможности для достижения целей, вести выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

    Сформированность коммуникативных действий проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы членов комиссии.

    Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе общей оценки всех основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев, то есть на основе четырёх выставленных комиссией оценок. Оценка по каждому критерию формируется как среднее арифметическое оценок каждого члена комиссии по данному критерию по законам математического округления.

    При этом выделяется два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

    Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «зачёт») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 8-12 баллов (отметка «зачёт).

    Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

    1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному обретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий при этом может быть зафиксирована на базовом уровне;

    2) ни один из обязательных элементов проекта (сам продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

    Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

    1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

    2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

    3) даны ответы на вопросы.

    Повторная защита проекта

    В случае неготовности проекта к защите, получения в сумме менее 4 баллов за проект, обучающийся имеет право на повторную защиту проекта, дата которой назначается приказом директора школы. Повторная защита проводится не позднее, чем за неделю до начала ОГЭ. В случае отсутствия обучающегося на защите проекта по уважительной причине, назначается резервный день защиты проекта, не позднее, чем за неделю до начала ОГЭ.

    Оформление документации

    Отчётная документация по выполнению индивидуального проекта руководителя:

    • план работы над проектом – документ, в котором определены цели, задачи, материал, этапы, формы и сроки работы, критерии результативности;
    • расписание консультаций;
    • список тем учеников с указанием результата и продукта, полученного в ходе работы над индивидуальным образовательным проектом.

    Отчётная документация по выполнению индивидуального проекта обучающегося:

    • план работы над проектом, в котором определены цели, задачи, материал для изучения, этапы, формы и сроки работы, критерии результативности;
    • текст работы, макет.
    • публичное представление результатов индивидуального проекта.

    Защита итогового индивидуального проекта оценивается отметкой «зачёт – незачёт» с выдачей сертификата о защите проекта.

    Приложение 1

    Титульный лист

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «_____________________________________»

    ПРИНЯТО

    на заседании

    педагогического совета

    от ______ 2018 г., протокол №_

    УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от______2018 г. № _____

    Директор школы

    ______________________


    Индивидуальный учебный проект ученика 9 класса

    на тему:

    _________________________________________________________________

    Руководитель проекта:

    Киров 2018г.

    Приложение 2

    Содержательное описание каждого критерия оценки проекта

    Критерий

    Уровни сформированности навыков проектной деятельности

    Базовый (всего в сумме 4-6 баллов – зачёт)

    Повышенный (в сумме 8-12 баллов - зачёт)

    Самостоятельное обретение знаний и решение проблем

    Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного материала

    Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; показана способность на этой основе обретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

    Знание предмета

    Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

    Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

    Регулятивные действия

    Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя.  При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

    Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

    Контроль и коррекция происходили самостоятельно

    Коммуникация

    Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

    Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

    Приложение 3

    Алгоритм работы над проектом

    (на начальном этапе обучающиеся могут работать в составе небольших групп)

    Стадия работы над проектом

    Содержание работы

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1. Подготовка

    а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

    б) Подбор рабочей группы

    Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости

    дополнительную информацию.

    Определяют цели проекта

    Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

    Помогает в определении цели проекта.

    Наблюдает за работой учеников

    2. Планирование

    а) Определение источников необходимой информации

    б) Определение способов сбора и анализа информации

    в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

    г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

    д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

    Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

    Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

    Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся

    3. Исследование

    а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты)

    б) Выявление «мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

    в) Выбор оптимального варианта хода проекта

    г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

    Поэтапно выполняют задачи проекта

    Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

    4. Выводы

    а) Анализ информации

    б) Формулировка выводов

    Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

    5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

    а) Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчёт с демонстрацией материалов и презентации о проекте, письменный отчет (стендовый доклад)

    б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

    Представляют

    проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

    Приложение 4

    Пример отзыва на проектную работу:

    Отзыв

    на проектную работу

    Ф.И.0.________________________________________________________

    ученика ____ класса,

    МБОУ «___________________________________»

    на тему: «____________»

    Текст отзыва

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Дата Руководитель (подпись)


    Приложение 5

    Матрица проекта

    1. Название проекта:

    2. Проблема (исходный замысел, потребность):

    3. Цель:

    4. Задачи:

    5. Краткое описание хода выполнения проекта. Формулировка выводов или обоснование выбранного способа решения проблемы.

    6. Описание продукта (результата) проекта

    Приложение 6

    Оформление списка литературы к проектной работе

    Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например,

    1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль,1990.

    2. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука,1991.

    3. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. – «Вопросы философии», 1991, № 1.

    Оформление сносок к проектной работе

    Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:

    • постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);
    • с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).

    Приложение 7

    Требования к защите проектной работы

    1. Содержание защиты по проекту должно включать:

    • обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
    • изложение поставленных в нём целей и задач;
    • описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
    • краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
    • демонстрацию иллюстративного материала (в случаях, где это требуется).

    Выступление ограничивается во времени – 5-7 минут.

    2. Выступление оценивается на основе критериев:

    • соблюдение структуры выступления;
    • соблюдение регламента;
    • умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
    • адекватность громкости и темпа, языка и стиля;
    • уверенность и убедительность манеры изложения.

    3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

    • соответствия содержания ответов вопросам,
    • корректности при ответе на вопросы оппонентов;
    • краткости и аргументированности, грамотности речи.

    Приложение 8

    Основные характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

    Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

    1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

    2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки осваивают нормы взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, обретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

    3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

    Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

    Основные характеристики учебного исследования:  выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;  формирование или выделение нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;  работа с разными версиями на основе анализа информации (методики сбора материала, сравнения);  работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;  применение общих методов научного познания: эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);  методы, привлекаемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование);  методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) принятие на основе применения методов научного познания одной из версий в качестве истинной.

    Основные этапы исследовательской деятельности  

    1. Подготовительный этап предполагает: выбор темы; определение объекта, предмета (темы) исследования; обоснование значимости, актуальности темы; формулировка цели предпринимаемого исследования; составление индивидуального маршрута исследования (тема – цель – задачи – план действий).  Для определения плана своих действий обучающиеся должны определить: а) источники информации; б) способы сбора и анализа информации; в) способы представления результатов.

    2. Основной этап: проведение исследовательской работы и представление результатов исследования. На этом этапе происходит: сбор необходимой информации с применением отобранных источников; получение информации с помощью выбранного метода исследования; описание результата исследовательской работы. Конечным продуктом здесь является текст. Очень важно грамотно описать результаты исследования. Научный текст должен отвечать требованиям логичности (обеспечивается аргументированностью суждений, композиционной стройностью текста), точности (связанной с привлечением в речи терминов и понятий), объективности (достигается системой доказательств и языковыми средствами).

     Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основные характеристики проектной деятельности: наличие проблемы, планирование деятельности, работа по поиску и анализу информации, получение нового продукта, презентация полученного продукта.

    Проектную деятельность в наиболее общем виде можно представить в виде последовательности четырёх основных этапов деятельности: погружение в проект (определение проблематики проекта, оценка возможностей); организация деятельности (определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения); выполнение деятельности (реализация проекта); презентация результатов (представление и анализ результатов).

     Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести: практически значимые цели и задачи; структура, которая включает общие компоненты:  анализ актуальности проводимого исследования или проекта, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, планирование (определение последовательности и сроков работ), проведение работ, оформление результатов работ в соответствии с замыслом, представление результатов в соответствующем применению виде; компетентность в выбранной сфере, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: предметные результаты, интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост компетентности в выбранной сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой работы.

    Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности  

    Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, характеризующегося определёнными свойствами и необходимого для конкретного применения.

    В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

    Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

    Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

      Исследовательская и проектная деятельность отличаются по целям их организации для учащихся. Основной целью включения учащихся в проектную деятельность является формирование умения организовать свою деятельность по решению той или иной проблемы. Учащиеся должны понимать: хорошая идея сама по себе не решает проблемы, необходимо представлять себе, каков механизм реализации этой идеи, как будет выглядеть конечный продукт. Всему этому в большей мере соответствуют, так называемые, регулятивные УУД и основная цель учебного проекта – их развитие. Одновременно, выполняя проект, обучающиеся учатся не только сотрудничать с партнёрами, но даже в какой-то степени руководить другими людьми (если речь идёт о групповых проектах). В связи с этим можно говорить о цели формирования коммуникативных УУД.

    Цель включения обучающихся в исследовательскую деятельность – умения, которые формируются в процессе исследовательской деятельности: способы установления, описания и объяснения фактов. Наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, индуктивных рассуждений и моделей, работа с источниками. Всему этому в большей мере соответствуют познавательные УУД.  Важной целью организации исследовательской деятельности является поддержка познавательного интереса, который, часто уменьшается или вовсе исчезает за время обучения в школе. С помощью организации исследовательской деятельности можно снабжать ученика инструментарием, показывающим, что он может успешно познавать мир, и формировать убеждённость в существовании сферы объективного знания, которое можно получать и обосновывать способами, выработанными культурой. Эта цель – формирование исследовательской позиции к окружающему миру более соответствует группе личностных УУД. Проектная деятельность также существенно влияют на формирование личностных качеств учащихся, воспитывая, например, чувство ответственности, формируя способность к самооценке (личностные УУД).

    На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что любое исследование по форме можно рассматривать как проект. Однако не любой проект можно рассматривать как исследование (только если в качестве доминирующего метода применяется исследовательский, при этом информационные, творческие, практические и игровые проекты отождествлять с исследованием нельзя). Проектная и учебно-исследовательская деятельности реализуются по следующим основным направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов. Условия, необходимые для включения учащихся в проектную деятельность (ПД) и учебно-исследовательскую деятельность (ИД), обеспечиваются системой дидактических принципов. Существенной характеристикой как проектной, так и учебно-исследовательской деятельности является то, что ученик является её непосредственным участником – субъектом, учитель же выступает в роли помощника, консультанта, что соответствует принципу деятельности. Этот принцип заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности. Включаясь в проектную или учебно-исследовательскую деятельность, обучающийся занимает творческую, авторскую позицию, (что предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, обретение учащимися собственного опыта творческой деятельности).  Необходимым условием включения учащихся в ПД и ИД является самостоятельная постановка задач, самостоятельные попытки анализа, выдвижение версий (гипотез), что возможно только при условии снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создания доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.

    Что же касается технологии деятельностного метода, то её базис – рефлексивная самоорганизация – включает в себя ПД, ИД одновременно.  Таким образом технология деятельностного метода даёт возможность на каждом уроке ОНЗ (освоения новых знаний) тренировать способность учащихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности. На всех этапах урока ОНЗ последовательно проходят этапы проектной деятельности.  В ходе урока ОНЗ учащиеся выстраивают монопредметный минипроект. Вместе с тем, на основе ТДМ можно выстроить краткосрочный и недельный проект.  В случае, когда проект является исследовательским, то есть предполагает проведение исследования с применением методов научного познания и правил проведения учебного исследования, правомерно говорить о включении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.

    Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки одного урока. Однако структура урока ОНЗ позволяет систематически включать отдельные элементы исследовательской деятельности. Это даёт возможность знакомить учащихся с правилами проведения исследования, отрабатывать на уроках те или иные компоненты учебного исследования, знакомить со способами установления, описания и объяснения явлений окружающего мира и фактов, входящих в учебную программу. Технология деятельностного метода является основой для проведения полноценного учебного исследования, выходящего за рамки одного урока.

      Работа в технологии деятельностного метода обеспечивает формирование умения у обучающихся самостоятельно выполнять проектную и учебно-исследовательскую деятельность (её элементов) в учебной деятельности.  На базовом уровне реализации ТДМ можно говорить только о формировании предпосылок к включению учащихся в ПД и ИД. На технологическом уровне реализации учащиеся выполняют исполнительский проект (проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, обучающиеся последовательно выполняют рекомендации педагога о порядке действий). Подчеркнем, что в этом случае учитель не навязывает своё мнение, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта. На системно-технологическом уровне можно говорить о построении конструктивного проекта (учащиеся, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполняют проект) и о построении творческих проектов (учащиеся сами выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план действий и реализуют его, создав реальный качественный, отличающийся новизной продукт).

     Технология деятельностного метода обучения и система дидактических принципов является технологичным и эффективным инструментом для учителя, позволяющим системно организовывать проектную деятельность учащихся и включать в урок элементы исследовательской деятельности в массовой образовательной практике. Проект реализуется всякий раз на новом материале и в новых конкретных условиях и, в силу этого, учащиеся обретают большой опыт построения и реализации проекта. Проектирование усваивается обучающимися как общий способ решения той или иной проблемы. У учителя появляется возможность системного включения в уроки элементов исследования и отработки умения самостоятельного их проведения.   Учащиеся не просто обретают опыт проектирования и выполнения учебно-исследовательской деятельности, но, что очень важно, осваивают общий способ, общий алгоритм выполнения ИД и ПД. Это в значительной степени позволяет повысить уровень самостоятельности проведения исследования и построения проектов. Важным условием включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность являются внутренние познавательные мотивы учащихся, а не внешние стимулы. Технология деятельностного метода, построенная на основе аксиомы рефлексивной организации общей теории деятельности, в самой своей структуре содержит мотивационные механизмы, которые позволяют реализовывать данное требование.  Следует отметить, что одним из условий включения учащихся, как в проектную, так и в исследовательскую деятельность на личностно-значимом уровне является обращение к уже имеющемуся у них опыту ПД и ИД. Обретение такого опыта организуется на уроках, построенных в ТДМ, и позволяет переходить к построению продолжительных межпредметных проектов во внеурочной деятельности.  

    Формирование УУД у обучающихся в области проектной деятельности. 

    В решении задач развития УУД большое значение придаётся проектным формам работы с направленностью на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметные связи, соединения теории и практики, обеспечение совместного планирования деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе владения знаниями.

    Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, выполняемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану: – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен владеть школьник.

    Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

    Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, увидеть допущенные просчёты (это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью). Проектная форма сотрудничества предполагает комплекс способов, направленных на организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;  обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;  устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; проводить эффективные групповые обсуждения; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; адекватно реагировать на нужды других.

    При организации проектной деятельности обучающихся учитель должен помнить, что проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, комплекс приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся, оформленной в виде некоего конечного продукта. Учебный проект – это способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.

    Классификация проектов

    По комплексности выделяют: – монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему; – межпредметный проект – проект, предполагающий примение знаний по двум и более предметам (чаще применяется в качестве дополнения к урочной деятельности), – надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. По продолжительности различают: – минипроекты, которые укладываются в один урок или даже его часть; – краткосрочные – на 4–6 уроков; – недельные, требующие 30–40 часов. Недельные проекты предполагают сочетание классных и внеклассных форм работы, глубокое погружение в проект. По количеству участников: – индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), – групповой (до 15 человек), – коллективный (класс и более в рамках школы), – муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете).

    По видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический способ введения).

    Основными принципами организации проектной деятельности являются:  посильность проекта для выполнения учащимися, обеспечение ресурсной базы для успешного выполнения проектов (формирование соответствующей библиотеки, медиатеки), проведение подготовки учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности), руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся описывает процесс проектирования.

    Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. Обеспечение индивидуальной оценки процесса и результата деятельности при выполнение группового проекта. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

     Формирование УУД у обучающихся в области учебно-исследовательской деятельности

    Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может принимать разные формы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующие: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля, факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций, а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими школами; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

    Для успешного выполнения учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны владеть следующими действиями: постановка проблемы (регулятивные УУД) и аргументирование (познавательные УУД) её актуальности; формулировка гипотезы (познавательные УУД) исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности; планирование (регулятивные УУД) исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией (регулятивные УУД) результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных (коммуникативные УУД) лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического применения. Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД: образовательные экспедиции предусматривают активную самостоятельную образовательную деятельность (личностные, самоопределение) школьников, в том числе и исследовательского характера.  учебный эксперимент, даёт возможность организовать освоение планирования (регулятивные УУД); ученическое научно-исследовательское общество сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение на круглых столах, дискуссиях, в дебатах (коммуникативные УУД). Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

    Условия, которые необходимо соблюдать при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, это: проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; для выполнения проекта должны быть все условия: информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества; обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; важно обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и методов (методическое руководство); для начинающих необходимо вести дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который привлекается при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта; необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.