Главные вкладки

    Программа кружка «Волшебный песок»

    Кузьмина Алена Петровна

    Пояснительная записка.

    Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

    Программа дополнительного образования «Волшебный песок» соответствует возможностям детей дошкольного возраста, ориентирована на возрасте от 5 до 7 лет и имеет развивающую и профилактическую направленность.

    Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 1 год.  Занятия проходят один раз в неделю.  Для одной группы детей в год – 28 занятий.

    Продолжительность занятий:

    1. Дети 6-7 года - 30 мин.

    2. Дети 5-6 лет  - 25 мин.

    Наполняемость групп до 6 человек. Обучение реализуется в форме продуктивного занятия. 

    Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

    • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
    • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»);

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_volshebnyy_pesok.docx63.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок»

    Городской округ «город Якутск»

    СОГЛАСОВАНА

    Старший воспитатель

    МБДОУ д/с №30 «Малышок»

    ____________ /Винокурова А.Г./

    «_____»_____________20__ г.

    Программа развития эмоционально-волевой и познавательной сферы

     ребенка дошкольного возраста

    «Волшебный песок»

    Составитель: 

    педагог-психолог МБДОУ д/с №30 «Малышок»

    Кузьмина А.П.

    Якутск

    Пояснительная записка.

    Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

    Программа дополнительного образования «Волшебный песок» соответствует возможностям детей дошкольного возраста, ориентирована на возрасте от 5 до 7 лет и имеет развивающую и профилактическую направленность.

    Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 1 год.  Занятия проходят один раз в неделю.  Для одной группы детей в год – 28 занятий.

    Продолжительность занятий:

    1. Дети 6-7 года - 30 мин.

    2. Дети 5-6 лет  - 25 мин.

    Наполняемость групп до 6 человек. Обучение реализуется в форме продуктивного занятия.  

    Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

    • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
    • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»);

    Актуальность программы.

       В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

       Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

       Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Волшебный песок»

    Основная идея программы.

         Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

         Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

    • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
    • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
    • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
    • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

    Основные направления программы.

      Инновационная педагогическая технология - песочная терапия с использованием светящего стола расширяет и дополняет образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок» городского округа «город Якутск», разработанную и реализуемую в дошкольном учреждении, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программу  психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.

      Игровая деятельность

       Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

       Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

       Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

       В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

    Эмоционально – волевое

       Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

    - снизить уровень нервно – психического напряжения;

    - способствовать возникновению положительных эмоций.

        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

       Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

       Развивать умение слушать и слышать друг друга.

    Сенсомоторное

       Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

       Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

       Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

       Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

       Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

    ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

       Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

       Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

       Помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

    Развитие речи

       Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

    -  развивать точность понимания речи;

    - способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

    - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

    - используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

    - используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

    - пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

    Концептуальная основа программы

       В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

       Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

       В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.

       Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком  как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

       В своей работе  использую светящую песочницу с навесной камерой для развития эмоциональной и познавательной сферы. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

       Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

       Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.  Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

    Цель и задачи программы.

    Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.

    В соответствии с этой целью формируются

    Задачи:

    • способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;
    • развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;
    • учить использовать в работе нестандартные материалы;
    • развивать моторику, фантазию и образное мышление;
    • воспитывать интерес к практической творческой деятельности;
    • воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;
    • воспитывать навыки активности и самостоятельности;
    • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

    Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

              Методы

    Наглядные методы включают в себя:

    • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
    • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
    • сенсорно - моторные / обследование /;
    • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
    • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
      руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
      подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
    • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
      дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

    Словесные методы:

    • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
    • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
    • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
    • Пояснения, уточнения;

    Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

    Практические методы:

    • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
    • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

    Формы:

     Индивидуальные игры

       Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

    Групповые игры

       Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

    Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

           

    Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.

    В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.

    Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.

    Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

            Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

    Планируемые результаты

    Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:

    • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
    • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
    • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
    • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
    • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

    Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.

    Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребёнке:

    •  состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

    •  уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

    •  уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

    •  сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

    •  личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

    В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

    •  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

    •  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

    •  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

    •  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

    •  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

    •  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

    •   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

    В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

    •  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

    •  уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

    •  умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

    • на групповых (2—6 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

    Учебно-тематический план обучения для детей 5-6 лет.

    Дата

    Тема

    Содержание (игры)

    Задачи

    Октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

     «Знакомство»

     

    «Свойства песка»

     «Правила песочной страны»

     «Копаем – насыпаем»

     «Отпечатки наших рук»

     «Чувствительные ладошки»

    «На что похоже?»

    - познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка

    -  научить навыкам прикосновения к песку разными способами

    - развивать моторику, воображение и интерес к работе

    - закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях

    Ноябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Игры с дыханием»

    «Песчаный ветер»

    «Мышки в норках»

    «Домики для животных»

    «Цветные заборчики»

    -учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию

    -развивать тактильные ощущения, умение расслабляться

    -активизировать заинтересованность играми с песком

    Декабрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Рисуем на песке»

    «Мы едем, едем, едем…»

    «Дорожки, волны, лесенки»

    «Обводилки»

    «Необыкновенные следы»

    «Дождь на песке»

    - научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

    - развивать моторику, воображение и интерес к работе

    Январь

    1 неделя

    2неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Детские тайны»

    «Что спряталось в песке?»

    «Секретики»

    «Найди отгадку»

    «Песчаные жмурки»

    -развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

    -формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

    -пробуждать желание делать друг дугу подарки.

    Февраль

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «В гостях у сказки»

    Рисуем сказку «Репка»

    Инсценируем сказку «Колобок»

    Придумываем сказку «Веселая полянка»

    -развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

    -расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

    Март

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Работа с мокрым и кинетическим песком»

    «Я пеку, пеку, пеку…»

    «Поварята»

    «У куклы Маши День рождения»

    «Мы идем в гости»

    -учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим

    -ориентироваться на песчаной поверхности

    -развивать пространственные представления, внимание к героям

    Апрель

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Работа с сухим и цветным песком»

    «Здравствуй, Песчинка»

    «Цветные изображения»

    «Отражения»

    «Символ счастья»

    -учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

    -продолжать знакомить со свойствами сухого песка

    -развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке

                                                                     Учебно-тематический план обучения для детей 6-7 лет.

    Дата

    Тема

    Содержание (игры)

    Задачи

    Октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики»

    «Едут машины, санки, коньки»

     «Ловкие змейки»

     «Прокладываем железную дорогу»

     «Волшебные узоры»

     «Делай, как я»

     «Там неизведанных дорожках ...»

     «Море волнуется»

     «Мина», «Сапер»

     «Сюрпризы для друзей»

    -добиваться скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях

    - учить выполнять движения ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им

    - упражнять в создании узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков

    - в паре с взрослым или другим ребенком - повторение движений рук, пальцев по песку

    - прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

    - развивать наблюдательность, воображение - шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф

    -развивать тактильную чувствительность -  осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее

    - изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

    Ноябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Игры по развитию речи»

    «Кто спрятался»

     «Написание букв, слов на песке»

    «Веселые преобразования»

     «Допиши букву, слово»

     «Найди и назови»

     «Что скрывает песок?»

    - найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

    - рисование пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце

    - превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке

    -  восстановить написанное

    - найти пластмассовые буквы в песке, называть их, поделить на гласные и согласные, выложить из них слова

    Декабрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Игры по развитию речи»

    «Кто быстрее?»

     «Кто быстрее найдет»

     «Что ты чувствуешь?»

     «Фантазия из песка»

     «Сказочники Песчаной страны»

    - воспитание духа соревнования

    - найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.)

    - описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком

    - моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

    Январь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

     «Математические игры»

    «Узор под диктовку»

     «Что справа, слева, сверху, снизу?»

     «Числа и цифры»

    «Кратчайший путь»

    - ориентирование в пространстве

    - определение  маршрутов в песочнице с использованием условной меры

    -  распознание и название цифр по  их фрагментам

    - воспитывать интерес к математике

    Февраль

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Математические игры»

     «Какая цифра спряталась?»

     «Лабиринты»

     «Геометрическая мозаика»

     «Математические упражнения»

    - построение и нахождение выходов из лабиринтов

    - создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесным указаниями

    -  выкладывание «столько же» и «больше-меньше»

    Март

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Песочные строители»

    ТЕМЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА:

    Создаем море, реки, озера, леса и их обитателей;

    - Создаем город и его жителей;

    - Создаем село и его жителей;

    - Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

    - развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

    - расширять и уточнять знания детей о строящихся объектах и их жителях

    - уметь выстраивать коммуникативные отношения с партнёрами по

    Апрель

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    «Радужное настроение»

    «Найди цвет»

    «Времена года»

    «Путешествие золотой рыбки»

    «Цветик-семицветик»

    - развивать чувство цвета, цветовые ассоциации, цветовое настроение

    - воспитывать доброе отношение ко всему живому, желание передавать знания, полученные на занятиях

    Предметно – развивающая среда и материально-техническое обеспечение программы.

    Обустроена организованная предметно – развивающая среда помещения дошкольной организации (сенсорно-игровая комната педагога-психолога), где проведение занятий в полном объеме стимулирует творческую и эмоциональную активность детей, присущее им желание работать с необычными материалами, познавать, стремиться к созданию нового. Ко всему оборудованию и инструментам предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Температура воздуха в помещении составляет 18-200 С.  Площадь помещения 17 кв.м.

    Подбор оборудования и материалов определяется программными задачами. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

    Помещение оснащено необходимым оборудованием и материалами:

    п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    1.

    Песочницы

    7

    2.

    Стулья

    6

    3.

    Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы…)

    Не ограничено по количеству и добавляется по необходимости.

    4.

    Фартуки детские.

    6

    5.

    Расходные материалы: бумага, трубочки, сюрпризики…

    По количеству обучающихся

    6.

    Музыкальный центр

    1

    7.

    Аудиозаписи

    Фонотека

    8.

    Цифровая видео и фотокамера

    2

    Методическое обеспечение программы.

    1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
    2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
    3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
    4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
    5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
    6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

    1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
    2. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
    3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
    4. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.