Программа кружка «Волшебный песок»

Кузьмина Алена Петровна

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Программа дополнительного образования «Волшебный песок» соответствует возможностям детей дошкольного возраста, ориентирована на возрасте от 5 до 7 лет и имеет развивающую и профилактическую направленность.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 1 год.  Занятия проходят один раз в неделю.  Для одной группы детей в год – 28 занятий.

Продолжительность занятий:

1. Дети 6-7 года - 30 мин.

2. Дети 5-6 лет  - 25 мин.

Наполняемость групп до 6 человек. Обучение реализуется в форме продуктивного занятия. 

Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnyy_pesok.docx63.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок»

Городской округ «город Якутск»

СОГЛАСОВАНА

Старший воспитатель

МБДОУ д/с №30 «Малышок»

____________ /Винокурова А.Г./

«_____»_____________20__ г.

Программа развития эмоционально-волевой и познавательной сферы

 ребенка дошкольного возраста

«Волшебный песок»

Составитель: 

педагог-психолог МБДОУ д/с №30 «Малышок»

Кузьмина А.П.

Якутск

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Программа дополнительного образования «Волшебный песок» соответствует возможностям детей дошкольного возраста, ориентирована на возрасте от 5 до 7 лет и имеет развивающую и профилактическую направленность.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 1 год.  Занятия проходят один раз в неделю.  Для одной группы детей в год – 28 занятий.

Продолжительность занятий:

1. Дети 6-7 года - 30 мин.

2. Дети 5-6 лет  - 25 мин.

Наполняемость групп до 6 человек. Обучение реализуется в форме продуктивного занятия.  

Программа разработана в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 22 июля 2010 г. N 91  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»);

Актуальность программы.

   В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

   Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

   Для этого разработана программа развития эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии «Волшебный песок»

Основная идея программы.

     Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

     Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Основные направления программы.

  Инновационная педагогическая технология - песочная терапия с использованием светящего стола расширяет и дополняет образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок» городского округа «город Якутск», разработанную и реализуемую в дошкольном учреждении, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программу  психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.

  Игровая деятельность

   Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

   Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

   Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

   В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

   Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

   Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

   Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

   Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

   Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

   Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

   Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

   Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

   Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

   Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

   Помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

   Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Концептуальная основа программы

   В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

   Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

   В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.

   Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком  как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

   В своей работе  использую светящую песочницу с навесной камерой для развития эмоциональной и познавательной сферы. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

   Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

   Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.  Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.

В соответствии с этой целью формируются

Задачи:

  • способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка;
  • развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • учить использовать в работе нестандартные материалы;
  • развивать моторику, фантазию и образное мышление;
  • воспитывать интерес к практической творческой деятельности;
  • воспитывать вкус и чувство гармонии с природой;
  • воспитывать навыки активности и самостоятельности;
  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

          Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
  • сенсорно - моторные / обследование /;
  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
    руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
    подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
    дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
  • Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

 Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

       

Программа основывается на знании особенностей развития, то есть на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Педагог учитывает особенности детей дошкольного возраста и с вниманием относятся к их индивидуальным способностям, что способствует обеспечению эмоционального благополучия каждого воспитанника.

В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.

Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам.

Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

        Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Планируемые результаты

Работа по профилактике эмоционального состояния детей средствами песочной терапии позволяет достичь следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
  • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы.

Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребёнке:

•  состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

•  уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

•  уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

•  сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

•  личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

•  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

•  уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

•  умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых (2—6 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Учебно-тематический план обучения для детей 5-6 лет.

Дата

Тема

Содержание (игры)

Задачи

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 «Знакомство»

 

«Свойства песка»

 «Правила песочной страны»

 «Копаем – насыпаем»

 «Отпечатки наших рук»

 «Чувствительные ладошки»

«На что похоже?»

- познакомить с правилами работы в песочнице, свойствами песка

-  научить навыкам прикосновения к песку разными способами

- развивать моторику, воображение и интерес к работе

- закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игры с дыханием»

«Песчаный ветер»

«Мышки в норках»

«Домики для животных»

«Цветные заборчики»

-учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию

-развивать тактильные ощущения, умение расслабляться

-активизировать заинтересованность играми с песком

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Рисуем на песке»

«Мы едем, едем, едем…»

«Дорожки, волны, лесенки»

«Обводилки»

«Необыкновенные следы»

«Дождь на песке»

- научить навыкам прикосновения к песку разными способами, оставляя определённые следы

- развивать моторику, воображение и интерес к работе

Январь

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

«Детские тайны»

«Что спряталось в песке?»

«Секретики»

«Найди отгадку»

«Песчаные жмурки»

-развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление

-формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения

-пробуждать желание делать друг дугу подарки.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«В гостях у сказки»

Рисуем сказку «Репка»

Инсценируем сказку «Колобок»

Придумываем сказку «Веселая полянка»

-развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

-расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Работа с мокрым и кинетическим песком»

«Я пеку, пеку, пеку…»

«Поварята»

«У куклы Маши День рождения»

«Мы идем в гости»

-учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим

-ориентироваться на песчаной поверхности

-развивать пространственные представления, внимание к героям

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Работа с сухим и цветным песком»

«Здравствуй, Песчинка»

«Цветные изображения»

«Отражения»

«Символ счастья»

-учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

-продолжать знакомить со свойствами сухого песка

-развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке

                                                                 Учебно-тематический план обучения для детей 6-7 лет.

Дата

Тема

Содержание (игры)

Задачи

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики»

«Едут машины, санки, коньки»

 «Ловкие змейки»

 «Прокладываем железную дорогу»

 «Волшебные узоры»

 «Делай, как я»

 «Там неизведанных дорожках ...»

 «Море волнуется»

 «Мина», «Сапер»

 «Сюрпризы для друзей»

-добиваться скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях

- учить выполнять движения ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им

- упражнять в создании узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков

- в паре с взрослым или другим ребенком - повторение движений рук, пальцев по песку

- прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

- развивать наблюдательность, воображение - шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф

-развивать тактильную чувствительность -  осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее

- изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игры по развитию речи»

«Кто спрятался»

 «Написание букв, слов на песке»

«Веселые преобразования»

 «Допиши букву, слово»

 «Найди и назови»

 «Что скрывает песок?»

- найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

- рисование пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце

- превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке

-  восстановить написанное

- найти пластмассовые буквы в песке, называть их, поделить на гласные и согласные, выложить из них слова

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игры по развитию речи»

«Кто быстрее?»

 «Кто быстрее найдет»

 «Что ты чувствуешь?»

 «Фантазия из песка»

 «Сказочники Песчаной страны»

- воспитание духа соревнования

- найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.)

- описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком

- моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 «Математические игры»

«Узор под диктовку»

 «Что справа, слева, сверху, снизу?»

 «Числа и цифры»

«Кратчайший путь»

- ориентирование в пространстве

- определение  маршрутов в песочнице с использованием условной меры

-  распознание и название цифр по  их фрагментам

- воспитывать интерес к математике

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Математические игры»

 «Какая цифра спряталась?»

 «Лабиринты»

 «Геометрическая мозаика»

 «Математические упражнения»

- построение и нахождение выходов из лабиринтов

- создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесным указаниями

-  выкладывание «столько же» и «больше-меньше»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Песочные строители»

ТЕМЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА:

Создаем море, реки, озера, леса и их обитателей;

- Создаем город и его жителей;

- Создаем село и его жителей;

- Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

- развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

- расширять и уточнять знания детей о строящихся объектах и их жителях

- уметь выстраивать коммуникативные отношения с партнёрами по

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Радужное настроение»

«Найди цвет»

«Времена года»

«Путешествие золотой рыбки»

«Цветик-семицветик»

- развивать чувство цвета, цветовые ассоциации, цветовое настроение

- воспитывать доброе отношение ко всему живому, желание передавать знания, полученные на занятиях

Предметно – развивающая среда и материально-техническое обеспечение программы.

Обустроена организованная предметно – развивающая среда помещения дошкольной организации (сенсорно-игровая комната педагога-психолога), где проведение занятий в полном объеме стимулирует творческую и эмоциональную активность детей, присущее им желание работать с необычными материалами, познавать, стремиться к созданию нового. Ко всему оборудованию и инструментам предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Температура воздуха в помещении составляет 18-200 С.  Площадь помещения 17 кв.м.

Подбор оборудования и материалов определяется программными задачами. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Помещение оснащено необходимым оборудованием и материалами:

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Песочницы

7

2.

Стулья

6

3.

Игрушки для песочницы (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы…)

Не ограничено по количеству и добавляется по необходимости.

4.

Фартуки детские.

6

5.

Расходные материалы: бумага, трубочки, сюрпризики…

По количеству обучающихся

6.

Музыкальный центр

1

7.

Аудиозаписи

Фонотека

8.

Цифровая видео и фотокамера

2

Методическое обеспечение программы.

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  2. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  4. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.