«Сущность и происхождение игры в отечественных и зарубежных исследованиях»

Григорян Анна Альбертовна

«Сущность и происхождение игры в отечественных и зарубежных исследованиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_avto.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сущность и происхождение игры в отечественных и зарубежных исследованиях»

Выполнила:

Григорян А.А.

Москва 2017


Автор

Подход

Работы автора

Сущность игры по мнению автора

Классификация

игр

Д.Б. Эльконин

(1904 – 1984)

Культурологический

- «Психология игры.»

- «Развитие устной и письменной речи.» и т.д.

Вывел гипотезу о том, что в истории человечества детская игра возникает на определенной стадии развития общества. Изучал игровое моделирование: методологию и практику игрового моделирования обстоятельно на примере ролевых игр детей дошкольного возраста, которые перерастали в игры с правилами – обобщенными и в сокращенной форме выражали социальные отношения общества.

Е.В. Зворыгина

Педагогический

- «Первые сюжетные игры малышей.»

- «Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей.» и т.д.

Отмечая роль сюжетной игры в воспитательном процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.

З. Фрейд

(1856 – 1939)

Психологический

- "О психоанализе"

- «Психология сексуальности»

 Фрейд – основоположник психоанализа. Разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.  Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

А.С. Макаренко

(1888 – 1939)

Психологический

- «Проблемы школьного советского воспитания». 

- Педагогические сочинения.

Дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».

«Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В

игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка,

активность. Игра – это и школа общения для ребенка.

Преодоление самого себя в условиях игры приносит

ребенку истинное удовлетворение и развивает его

личность.

Он делил все игрушки на три основных типа:

1. Игрушка готовая, механическая или простая.

Это — разные автомобили, пароходы, лошадки,

куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.

2. Игрушка полуготовая, требующая от ребенка

некоторой доделки: разные картинки с

вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-

конструкторы, разборные модели.

3. Игрушка-материал: глина, песок, куски

картона, слюды, дерева, бумаги, растения,

проволока, гвозди.

Н.К. Крупская

(1869-1939)

Педагогический

«Роль игры в детском саду»

Выдвинула положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой:

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п.

Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его...

По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».

Рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка:

«Игра — способ познания окружающего и в то же время она

Укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив».

Указывает на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

Игры, придуманные самими детьми

(творческие самостоятельные);

Игры с правилами (подвижные и

дидактические), специально созданные

(придуманные взрослыми с готовым

содержанием и правилами).

А.Н. Леонтьев

(1903 – 1979)

Психологический  

-“Психологические основы дошкольной игры” и т.д.

Отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.  

Л.С. Выготский

(1896 – 1934)

Психологический

- «Игра и ее психологическое значение»

Исследовал вопросы природы игры в ее значении для психического развития ребенка в знаменитом труде «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. Обратившись к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, он разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры.

К. Гросс

 (1861 - 1946)

Психологический

«Душевная

жизнь ребёнка»

Исследовал игру как специфический, присущий высшим видам животных феномен, обусловленный внутренними потребностями в деятельности через упражнения для укрепления и развития наследственных форм. Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. . Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Обосновал сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человечества: не только искусства, философии, науки, политики, юриспруденции и военного ремесла. Полагал, что культура является формой игры и порождена не трудом, а игрой, радующегося и наслаждающегося человека, считал игру генетической основой искусства.

По их педагогическому значению:

– игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или

научной педагогикой для решения определенных задач воспитания и обучения),

– умственные,

– сенсорные;

Игры специальных функций:

– семейные,

– игры в «Охоту»,

– игры-ухаживания и т. д.;

Игры обычных функций:

– развивающие волю.

К. Бюлер

 (1879 – 1963)

Психологический

Теория языка. Репрезентативная функция языка.

Выдвинул теорию функционального удовольствия как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации.

Г.В. Плеханов

(1856 – 1918)

Культурологический

«Письма без адреса»

Изучая проблему происхождения искусства в человеческом обществе, пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю, и она возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По его мнению в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. Труд, охота, войны с другими племенами – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Затем появилась потребность еще раз пережить эти чувства, и это побуждало первобытного человека к обрядовым пляскам и играм.

У.Л. Штерн

(1871-1938)

Психологический

- «Язык детей.»

- «Личность и вещь.»

- «Психология раннего детства»

По мнению Штерна, игра – компенсаторная активность, в которой находит свое выражение влечение к власти, разделяя взгляды Грооса, вносит в них некоторые дополнения. Этих дополнений три: первое – представление о преждевременности созревания способностей; второе – признание игры особым инстинктом; третье – необходимость для подготовки созревающих способностей интимного соприкосновения их с впечатлениями мира.

К.Д. Ушинский (1824 – 1871)

Педагогический

«Человек как предмет воспитания».

«О пользе педагогической литературы»

 Теория духовного развития ребёнка в игре .Д. Ушинский) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление

• Игры с правилами

• Народные игры

• Игры для воспитания

А.П. Усова

(1898 – 1965)

Педагогический

«Обязательные занятия в детском саду»;

«Игра и организация жизни детей»;

 «Русское народное творчество в детском саду»;

 

 Особенно углубленно занималась вопросами дошкольной дидактики: - Обучение является средством прямого и непосредственного воздействия воспитателя на детей; такие свойства, как организованность, дисциплинированность, любознательность, наблюдательность, активность; такие качества психики как произвольное внимание, память, речь, воспитываются в процессе обучения. - Два уровня знаний, которыми могут овладеть дошкольники: первый – элементарные знания, приобретенные стихийно; второй – более сложные знания и умения, усвоенные в процессе целенаправленного обучения. В концепции дидактики детского сада – игра – приобретала статус самоценной детской деятельности и стала рассматриваться как широкое воспитательное средство, как форма организации детской жизни – как форма жизни детского самодеятельного общества.

В.В. Зеньковский

(1881-1962)

Педагогический

- «Психология детства»

- «Русская педагогика в XX

веке.» и т.д.

«Игра – свободное творчество, важнейшее

проявление эстетического начала в

человеке». Как отмечает В.В.Зеньковский, «детской игре

присущ такой же характер серьезности, какой

отмечен и труд». Одним из первых выделил социальное содержание детских игр как средство вживания во всю полноту человеческих отношений. В.В.Зеньковский отделяет проблему игры у детей

от игры животных и обращается к фантазийной

стороне игры.