Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1-2 классов

Агеева Елена Николаевна

Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_grazhdansko-patrioticheskih_kachestv.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у

учащихся 1-2 классов

        

Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан - людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.

Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».

Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов (См. в Приложении 1). Ответы на эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов ГПД.

Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Следующей проведенной диагностикой была методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:

11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;

7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;

5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;

0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.

Третьим методом, который я использовала для диагностики гражданско-патриотических качеств, было проведение индивидуальных бесед с учащимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций: В.С. Горбунов). Целью этих бесед было выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране. В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации, целью которых было выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.

Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:

1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?

2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?

3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?

Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:

7-9 баллов – это высокий уровень;

4-6 балла – это средний уровень;

0-3 балла – это низкий уровень.

Последней проведенной диагностикой для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова). С ее помощью я определила уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.

Методика состоит из 20 вопросов (См. в Приложении 3). В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

Критерии оценки гражданско-патриотических качеств обучающихся.

В итоге, на основе аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были взяты три уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств обучающихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень: младший школьник проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества. Знает некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет гордость за свое Отечество. Активно выражает готовность помочь другим людям и положительное отношение к миру, всему живому. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Осознает себя гражданином и патриотом своей страны. Желает служить в армии. Уважает традиции других народов.

Средний уровень: младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать. Не проявляет особого желания служить в армии.

Низкий уровень: младший школьник имеет лишь обрывочные и поверхностные сведения о прошлом своего народа, своей стране и культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории родного края и Отечества, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. В патриотической деятельности участвует неохотно. Иногда наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. Служить в армии не желает. Не уважает традиции других народов.


Приложение 1.

Анкета «С чего начинается Родина?»

  1. Что такое Родина?
  2. Как называется твоя Родина?
  3. Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
  4. Как называется твоя малая родина?
  5. Какие города России ты знаешь?
  6. Какие реки России ты знаешь?
  7. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
  8. Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
  9. Назови самые известные памятники своего города?
  10. Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?

Приложение 2.

Методика «Неоконченные предложения»

  1. Патриот – это …
  2. Настоящий патриот обладает качествами …
  3. Гражданин – это …
  4. Гимн – это …
  5. Флаг – это …
  6. 9 мая Россия отмечает …
  7. Президент Российской Федерации – …
  8. Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я

хотел бы побывать …

  1. Любить свою Родину значит …
  2. Защищать свою Родину значит …
  3. Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …
  4. Марки отечественных машин …
  5. Русские народные сказки …
  6. Русские писатели и поэты …


Приложение 3.

Методика «Я – патриот»

  1. Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
  2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
  3. Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
  4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
  5. Ходишь ли ты в музеи своего города?
  6. Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
  7. Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
  8. Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
  9. Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
  10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
  11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
  12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
  13. Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
  14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
  15. Участвуешь ли ты в них?
  16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
  17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
  18. Любишь ли ты свою семью?
  19. Заботишься ли ты о своих близких?
  20. Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?