Легкая атлетика в древности.

Легкая атлетика-олимпийский вид спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл легкая атлетика39.37 КБ

Предварительный просмотр:

                            Министерство науки и образования Российской Федерации

                                                             ООО «Инфоурок»

                                 

                                                        РЕФЕРАТ

                      по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам

физкультурно-спортивной деятельности.»

                                                         на тему:

                                         «Легкая атлетика в древности»

                                                                                                                   

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                   Беломестнова О.А.

                                                                                                                     

                                                 

                                                   г. Чита. 2018 г.

   

                            Легкая атлетика в древности

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

1. История возникновения легкой атлетики……………………………….стр. 3

2. Первые Олимпийские игры и легкая атлетика…………………………стр. 6

2. .1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр……………...стр. 7

2. 2. Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики — первые победители Олимпийских игр………………...стр. 8

2. 3. Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности…………………………………………………………………..стр. 11

2. 4. Упадок Олимпийских игр древности………………………………..стр. 13

Заключение…………………………………………………………………стр. 14

Список используемой литературы………………………………………...стр. 15

 

                                                     

                                                     

                                                     

                                                          Введение

Легкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересеченной местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Ее часто называют «королевой спорта». Недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее" можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Легкая атлетика является одним из древнейших видов спорта. Можно сказать, что виды легкой атлетики появились с рождением человека. От умения быстро бегать, перепрыгивать различные препятствия, точно и далеко метать порой зависела жизнь человека и членов его племени.

Следовательно в данной работе изложена история и развитие этого вида сорта в древности, а также история Олимпийских игр.

                         1. История возникновения легкой атлетики

Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит — и жизнь.

Первые сведения о легкоатлетических соревнованиях относятся к 776 году до н.э. Они встречались в исторических записях об олимпийских играх в Древней Греции, о которых подробно описаны в следующей главе. В то время программа состояла из бега "на одну длину стадиона". С 724 года до н.э. в программу был включен диаулос (384,54 м)  — бег "на две длины стадиона", затем долихос (ок. 4,6 км), а в 708 году до н.э.  — пентатлон — бег диаулос, прыжок в длину, метание копья, диска и борьба. Прыжки в длину совершались в то время под звуки флейты. Женщины выступали отдельно от мужчин. На состязания они выходили с распущенными волосами в длинных, до колен, рубашках.

Археологические находки — вазы, медальоны, монеты, скульптуры помогают представить сегодня, как у древних греков, а позже римлян проходили состязания, которые теперь называются легкоатлетическими. Все физические упражнения древние греки называли атлетикой и делили ее на «легкую» и «тяжелую». К легкой они относили бег, прыжки, метание, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения, развивающие ловкость, быстроту, выносливость. Борьба, кулачный бой и вообще все упражнения, которые развивали силу, греки относили к тяжелой атлетике. Ясно, что название «легкая атлетика» сегодня достаточно условное, ведь трудно назвать, например бег на сверхдлинные дистанции — марафон или метание молота «легкими» физическими упражнениями.

Древнейшим состязанием атлетов, несомненно, является бег. Поразительно, что сегодня мы знаем имя первого олимпийского чемпиона древней Греции и дату, когда произошло это событие. Это случилось в 776 г. до н.э. В Олимпии, древнейшем религиозном центре Греции. Победитель был один, та как атлеты соревновались на тех играх только в беге на один стадий (примерно 192м)  —  отсюда слово «стадион». Более полувека этот вид бега — стадиодром —  оставался единственным видом соревнований на эллинских олимпийских праздниках. На Играх 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) впервые были разыграны призы в беге на дистанции, равной двум стадиям. На Играх 15-й Олимпиады появился бег на выносливость —  от 7 до 25 стадиев.

Уже в ту пору участники Игр специализировались в отдельных видах программы состязаний. Например, бегуны на длинные дистанции, как правило, очень редко стартовали в беге на короткие дистанции. Зато очень часто один и тот же атлет выступал на двух коротких дистанциях и нередко оказывался сильнейшим на обеих сразу.

На олимпийских праздниках проводились также соревнования бегунов, выступавших в полном боевом снаряжении. Атлет, побеждавший на коротких дистанциях, а также в этом виде состязаний, получал почетное звание «триаст», то есть трехкратный победитель. Дважды такой чести удостаивался Леонидас с острова Родос.

Начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н. э.) программа Игр обогатилась новым видом — пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу (как видим, и в этом многоборье легкая атлетика составляет основу).

Атлеты соревновались в прыжках в длину, держа в руках специальные гантели. Считалось, что маховое движение гантелями помогает прыгнуть дальше и удержать равновесие при приземлении. Изображения на античных вазах свидетельствуют о том, что прыгун в момент отталкивания выбрасывал руки с гантелями вперед, а, приземляясь, отводил их назад.

По имеющимся данным, древнегреческий атлет Хионис на Играх, прошедших в 656 году до н.э., достиг результата 7,05 м. Есть также сведения о том, что некоторые атлеты достигали результатов свыше 15 м, но исследователи считают, что речь идет о тройном прыжке.

Метание копья было частью охоты и военных действий, правда, тогда нужно было поразить конкретную цель. Копье, которое метали древние олимпийцы, было из ели или ясеня, длиной не превышало рост человека и имело металлический наконечник. В середине копья находился ремень с петлей, в которую атлет перед броском вкладывал указательный и средний пальцы. Метать копье разрешалось как правой, так и левой рукой. Точно не известно, было ли это метание на дальность или на поражение цели.

Диски в Древней Греции изготавливались из дерева, камня, железа, бронзы. Обычно они украшались резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований и являлись настоящими произведениями искусства. Вес диска составлял от 1,25 до 6,63 кг. Взяв в руки диск, атлет, наклоняясь, раскачивался, а затем, несколько повернувшись, изо всей силы метал медный или бронзовый диск. Чтобы снаряд не выскальзывал из руки, его натирали песком. Насколько можно судить по историческим свидетельствам того времени, метали атлеты с возвышения, боковым движением, когда плоскость диска находилась перпендикулярно земле. Лучшие результаты олимпийцев приближались к 28 м. Однако надо учесть, что диск был значительно тяжелее современного.

Пятиборье, или пентатлон, состояло из бега, прыжков в длину, метания диска и копья, а также поединков в борьбе. Участник таких соревнований должен был иметь весьма разностороннюю подготовку. Кроме того, соревнования проводились в один день без отдыха и перерыва. Если участник побеждал в трех видах пентатлона, его провозглашали победителем.

Какими же были достижения участников олимпийских соревнований древности? К сожалению, сопоставить их результаты с результатами современных спортсменов довольно сложно. Дело в том, что до нас дошли крайне противоречивые сведения на сей счет. Но по отдельным источникам можно сделать вывод о том, что победители античных олимпиад добивались неплохих результатов даже по современным меркам. Так, согласно легенде, дискобол Флегий на тренировке мог метнуть диск через реку Алфей (ее ширина в настоящее время достигает 50 м).

                2. Первые Олимпийские игры и легкая атлетика

           

           2. 1.  Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр

История олимпизма началась за много веков до нашей эры, и, говоря об Олимпийских играх, невольно задумываешься - кто тот гений, который придумал этот великий праздник, одинаково привлекательный для древних эллинов и современного человека, для тренированного спортсмена и эстета-художника?

Греки считали, что столь гениальная идея могла принадлежать только Зевсу-громовержцу. Согласно древней легенде, власть над миром хитростью захватил коварный бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал их новорожденными. Несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала вместо него отцу завернутый в пеленки камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила нимфам. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных детей. Одного за другим изверг из уст Кронос своих детей-богов, прекрасных, жизнерадостных и светлых. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Кроноса утвердились на высокой горе Олимп. Отсюда Зевс метал громы и молнии в титанов. Борьба длилась десять лет. Стонала земля, содрогалось все вокруг, закипали моря. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена. Боги-олимпийцы сковали их и вместе с Кроносом низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму.

В честь этой победы Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии по месту их проведения Олимпийскими. А проводились эти состязания в древнегреческом местечке Олимпия, расположенном в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида. Тогда они назывались «агонами». Слово «агон» переводится как состязание, игра, турнир. Самые сильные, ловкие и смелые юноши состязались в честь Зевса-громовержца и олимпийских богов.

Другие легенды основателем Олимпийских состязаний называют сына Зевса Геракла. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов: очистил конюшни царя Элиды Авгия, которые не убирались 30 лет. Геракл перегородил реку Пеней, столкнув скалу, и вода за один день унесла всю скопившуюся грязь. Но жадный Авгий обманул героя и лишил его обещанной награды. Возмущенный Геракл убил обманщика и в ознаменование своей победы устроил Игры. Геракл сам установил дистанцию для бега - «стадий», отмерив его своими стопами. Один стадий равнялся 600 стопам, или 192 м 27 см. Именно такой, как показали раскопки археологов, и была длина олимпийского стадиона.

Последнему была предсказана смерть от руки зятя, поэтому всех претендентов на руку своей дочери Гипподамии он поражал копьем во время устроенных им бесчестных состязаний на колесницах. Пелопс подговорил возницу колесницы Эномая заменить бронзовые чеки колес на восковые. Во время скачек они расплавились, и жестокий царь погиб под копытами своих коней. В память об этом событии Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы богам, и учредил один раз в четыре года проводить здесь Игры.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и беспрерывных войн между отдельными городами-полисами, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: «Возобновить забытые людьми Олимпийские игры!» Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых устанавливалось бы священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф, и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх. Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II веке нашей эры медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Следует сказать, что в долине Алфея, как и а разных других местах Греции, задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали Олимпийским состязаниям общеэллинский масштаб.

Прекрасны мифы и легенды Древней Греции, но история нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый известный памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний в 776 г. до нашей эры (по общепринятому сегодня летоисчислению). Тогда первый известный чемпион Игр — атлет из Элиды Короибос (Корэйб) — опередил всех соперников в беге на один стадий. Этот год стали официально считать годом начала проведения Олимпийских игр. Другие же источники сообщают, что в этом г. состоялись уже 28-е Игры.

2. 2. Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики — первые победители Олимпийских игр

Правила организации, и проведения Игр были строго регламентированы. Олимпиадой назывался промежуток времени между Играми. Праздник проводили в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после первого солнцестояния один раз в четыре года, т. е. в первый год Олимпиады.

На время проведения Олимпийских игр на территории всей Древней Эллады объявлялся «священный мир», все войны прекращались, нарушителей этого перемирия ждало самое жестокое наказание. В конце весны олимпийского года во всегреческие государства направлялись глашатаи, возвещавшие о времени начала Игр и о наступлении всеобщего мира сроком до трех месяцев. Тысячи людей из всех уголков Эллады направлялись в Олимпию, чтобы увидеть соревнования выдающихся атлетов и поболеть за своих соотечественников. Те, кто шел или ехал на состязания, пользовались правом свободного перехода через все греческие, в том числе и враждебные, государства. Проклятие богов и крупные штрафы налагали даже за оскорбление путника, идущего на олимпийский праздник эллинов. А вчерашние смертельные враги мирно состязались в силе и ловкости на спортивной арене.

К участию в Олимпиадах на протяжении без малого семи веков допускались только свободнорожденные мужчины — греки по происхождению. Рабы, чужеземцы и женщины такого права не имели.

Причем женщинам даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Исключение было сделано лишь для одной из них — жрицы богини Деметры.

Победители Игр — олимпионики — выражали обще греческий идеал гармонически развитой личности не только в плане физического, но и нравственного развития. Не случайно в олимпийских правилах подчеркивалось, что в играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнавший себя кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов. При представлении участников глашатай-керикс спрашивал у зрителей, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли он от тренировок в предписанный правилами период, уличенный в нарушениях подвергался порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Во избежание лжесвидетельств те же наказания грозили зрителям за клевету. К тому же к олимпийским состязаниям допускались только те атлеты, которые имели возможность ежедневно, в течение не менее 10 месяцев, тренироваться в спортивных школах — гимназиях родного города, затем - месяц в гимназии Элиды — столице государства, которому принадлежала Олимпия.

Руководители Игр — элланодики — избирались из числа самых уважаемых граждан Элиды. Они выполняли функции организаторов и судей на Играх, награждали победителей и наказывали провинившихся. Им вменялось в обязанность следить, чтобы в состязаниях участвовали только наиболее подготовленные атлеты. Поэтому они внимательно наблюдали за ходом подготовки атлетов, устраивали строгий экзамен, отбирали наиболее достойных и после этого в течение месяца перед Играми сами руководили их тренировками. Элланодики имели право наказывать провинившихся или нерадивых розгами.

После месяца напряженных тренировок проводился отбор с учетом проявления целеустремленности, настойчивости, физической и психологической закалки. Выдержавшие испытание совершали 57-километровый марш в Олимпию, где после непродолжительного отдыха и религиозных церемоний вступали в соревновательную борьбу.

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!» [32, с. 16].

Первоначально в программу Олимпийских игр входил только один вид состязаний - стадиодром, или бег на дистанцию, равную одному стадию. Только более чем через полвека программа стала расширяться. На 14-й олимпиаде (724 г. до н. э.) были введены состязания в беге на два стадия - диаулосе.

С 15-й олимпиады начали проводить состязания в беге на выдержку - долиходроме, дистанция которого колебалась от 7 до 24 стадиев. Программа Игр 18-й олимпиады (708 г. до н. э.) пополнилась борьбой и пятиборьем -пентатлоном, который включал стадиодром, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.

С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) состязались кулачные бойцы, А включенные в 25-ю Олимпиаду (680 г. до н. э.) гонки на колесницах сразу стали любимым зрелищем в Древней Греции. Они стали первым спортивным состязанием с участием лошадей.

Программа 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) пополнилась панкратионом - комбинацией приемов борьбы и кулачного боя. С 37-х Игр (632 г. до н. э.) в олимпийские состязания были включены и соревнования в отдельных видах физических упражнений для юношей и детей.

Многие состязания, входящие в программу современных Олимпийских игр, имеют древние корни. Еще в Элладе были популярны соревнования в поднятии тяжестей, в качестве которых тогда были задействованы огромные тяжелые камни. Атлеты тренировались и выступали на олимпийском празднике обнаженными.

Стыд наготы считался признаком варварства. Для греков загорелое, тренированное обнаженное тело являлось выражением высокого уровня культуры. По всей Греции — на материке, островах и в колониях создавались скульптуры, воспевавшие силу и красоту человеческого тела. Историки утверждают, что великие скульпторы ваяли богов и героев с олимпиоников. Эти изваяния до сих пор восхищают своим совершенством.

Главной наградой победителю Олимпийский игр — олимпионику — служила оливковая ветвь, срезанная ритуальным золотым ножом со старого дерева, которое, по преданиям, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а самым выдающимся воздвигались памятники. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя на родину, а чемпионы были из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции, превращалось в подлинно триумфальное шествие. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феагендобился 1300 побед на различных соревнованиях.

Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Однако самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до нашей эры в возрасте 14 лет он стал олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Многочисленные источники подтверждают, что Милон Кротонский - не мифический персонаж, а реальная личность. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибаритом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, один заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гражданственности и гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, постепенно обрастал мифами и легендами. Так, историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.

Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и поддерживал свод здания до тех пор, пока все не покинули его!

Достоверность этого предания вызывает сомнение, но эта и другие легенды подтверждают, какой большой любовью и уважением были окружены выдающиеся атлеты Древней Греции.

За что же таких почестей удостаивались победители? Дело в том, что участники Олимпийских состязаний выступали как представители определенного государства. Поэтому при представлении атлета обязательно называлось его имя и родной город. Город указывался и рядом с именем победителя.

Авторитет олимпиоников во всей Элладе был настолько велик, что во время войны враги проявляли к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие.

Так, например, после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до нашей эры родосец Дорией — многократный победитель состязаний в панкратионе — был захвачен в плен афинянами. Когда те узнали, что пленный - олимпионик, его освободили, не потребовав даже выкупа. Так же поступил Александр Македонский с ливанцем Дианисандором в знак уважения к его спортивным заслугам и из-за боязни навлечь на себя гнев богов.

2. 3 Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности

Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр всей Древней Греции. На пожертвования жителей страны не позднее 456 года до нашей эры здесь был, воздвигнут величественный храм. Главным его украшением являлась 12-метровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием из золота, дерева и слоновой кости. Она так поражала своим художественным совершенством, что была признана современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь различных богов, мифологических героев, царей, полководцев и олимпийских чемпионов.

Наряду с храмами и памятниками в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений: стадион, ипподром, гимназий и палестра. Стадион располагался у подножья горы Кронос, которая служила трибуной во время соревнований и вмещала до 50 тыс. зрителей. В гимназиях хранились все материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и статуи отличившихся. Гимнасий и палестра являлись местом тренировки участников Олимпиад за месяц до их проведения. Здесь же находились здание Высшего Совета Элиды, гостиницы для участников, судей и наиболее состоятельных и почетных гостей Олимпиад.

Возникнув как, составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу и, тем самым, объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т. д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Период наивысшего расцвета античных Олимпийских игр (IV в. до н. э.) связан с идеалами гармонии человека и окружающего мира: это - гармония его физического и духовного развития; гармония личного стремления к победе и постоянной готовности к служению родному городу, к его защите и прославлению.

В жизни Греции Олимпийские игры, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение в связи со священным перемирием. Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. А с 84-х игр (444 г. до н. э.) конкурс искусств стал официальной частью программы Олимпийских игр. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид, математик Пифагор, который и сам был прекрасным атлетом и победителем в состязаниях по кулачному бою.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. В античной Греции Олимпийские игры кроме состязательной выполняли и другие социальные функции: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако, большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Не случайно самые пышные и красочные Игры древности состоялись в 476 г. до нашей эры, когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

                       2. 4. Упадок Олимпийских игр древности

С IV века до нашей эры начались постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания стало уделяться зрелищности состязаний, гармоничная красота тела не вызывала былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах произошли перемены.

Если раньше исход схватки решали преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на Олимпийских состязаниях были зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к Играм. Но судьи боролись против нечестной победы. Известно, что кулачный боец Эвиол из Фессалии пытался дать взятку соперникам, чтобы обеспечить себе победу. В наказание он заплатил такой большой денежный штраф, что на эти деньги в Олимпии было установлено шесть статуй Зевса. На постаментах выбивались эпиграммы, напоминавшие атлетам, что победа достигается не деньгами, а физической подготовкой.

Перемены, происходящие в облике участников состязаний, отчетливо заметны в изобразительном искусстве Древней Греции: если в IV веке до нашей эры античные герои, моделями которых, как известно, служили участники игр, молоды и прекрасны, обладают гармонично развитой фигурой без излишней гипертрофии мышц.

Скульптура кулачного бойца, выполненная Аполлонием в I веке до нашей эры, запечатлела безмерно уставшего немолодого человека. Узловатые мышцы, изуродованное в боях лицо, бессмысленный взгляд - таков образ профессионального атлета.

Древнегреческий историк Плутарх как пример, достойный подражания, приводит такой эпизод: «Говорят, одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, что он уступит честь победы. Он не принял ее и после трудной борьбы повалил своего соперника. «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» - спросили его. «В сражении я пойду с царем впереди войска»,  —  отвечал он, улыбаясь.

Олимпийские праздники не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать. В 338 г. до нашей эры Грецию, ослабленную междоусобицами, захватил македонский царь Филипп. Но он не стал запрещать Олимпиады и другие игры. А его сын Александр Македонский, которого воспитывал греческий философ Аристотель, организовывал подобные состязания в завоеванных странах Востока.

В середине II века до нашей эры Грецию покорили римляне. По-разному относились римские правители к спортивному великому празднику. И хотя Олимпийские игры продолжали проводиться, их правила все чаще нарушались. Были даже попытки перенести игры в Рим. Диктатор Сулла, больше известный тем, что при нем было разгромлено восстание рабов под предводительством легендарного Спартака, распорядился о проведении Игр 175-й Олимпиады в Риме. Но римляне, уже привыкшие к кровавым зрелищам - гладиаторским боям и гонкам на колесницах, интереса к олимпийским состязаниям не проявили.

Император Калигула распорядился перевезти в Рим скульптуру Зевса. Но корабль, направленный для этого в Грецию, поразила молния. Это было воспринято, как божественный знак, и скульптуру оставили в Олимпии.

А римский император Нерон сам решил поучаствовать в 211-й Олимпиаде. Он был объявлен недосягаемым победителем во всех турнирах — от гонок на колесницах до чтения трагедий. Римский историк Гай Светоний Транквилл так описывает этот факт: «К скачкам страсть Нерона была безмерна с ранних лет. В Олимпии он правил упряжкой в 10 лошадей, был выброшен из колесницы, чудом остался в живых и не мог продолжить скачку. Однако получил венок победителя. За это подарил всей провинции свободу, а судьям — римское гражданство». Это свидетельствует о проникновении политики в спорт еще в те далекие времена. Правда, после смерти императора справедливость восторжествовала. Его имя было вычеркнуто из списков олимпиоников.

С 776 года до нашей эры на протяжении 1170 лет в Древней Греции было проведено 293 Олимпиады! Несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, ровно раз в четыре года атлеты встречались на главных состязаниях, и ни одна Олимпиада не была отложена.

В последний раз Эллада принимала олимпийский праздник на своих землях в 393 г. уже нашей эры. Через год, в 394 г., римский император Феодосии I, насильственно насаждавший христианство и принявший свод законов по борьбе с язычеством («Кодекс Феодосия»), запретил проведение Олимпийских игр. А еще через 32 года, когда новая религия набирала силу, его наследник Феодосии II издал декрет о разрушении языческих храмов.

Так прекратило свое существование олимпийское святилище. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены легионерами, а землетрясения, наводнения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению более чем на 12 веков.

Однако, слава тех Олимпийских игр осталась жива, пройдя через множество поколений!

                                                  Заключение

В данной работе подробно описано не только история и развитие легкой атлетики, но и также истории первых Олимпийских игр. Многие виды легкой атлетики и ее черты сохранились до наших дней.  Более того, они получили дальнейшее развитие и усовершенствование.

Легкая атлетика является главнейшим видом спорта в современности и играет важную роль в обществе.

К сожалению, спорт в последнее время стал частью политики.

                                         

                                                  Список литературы

1. Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: - М: ФиС, 2007 - 232 с.

2. Интернет ресурс http://www.bibliofond.ru

3. Кун Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта» - М: Радуга, 1982 г.

 

4. Легкая атлетика / под ред. М.Е. Кобринского. – Мн.: Тесей, 2005. – 336с.

5. сайт русской редакции Википедии

6. сайт Электронной библиотеки Мошкова

67 "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.