СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ В НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Юлия Валерьяновна Шамаева

В работе рассматривается состояние нейроребилитации в России, описываются нейропсихологические методы в диагностике и преодолении речевых расстройств, методы комплексной нейромоторной реабилитации и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ В НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ВЫПОЛНИЛА: ШАМАЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЯНОВНА

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Нейрореабилитация в России  

2. Нейропсихологических метод в диагностике и преодолении речевых расстройств  

3. Методы нейропсихологического обследования двигательных функций        

4. Методы комплексной нейромоторной реабилитации.

5. Заключение

6. Список  литературы

  1. Нейрореабилитация в России

             Реабилитация больных – одна из самых главных проблем здравоохранения и социальной помощи. Объясняется большим количеством заболеваний с очень тяжелыми последствиями, которые приводят к инвалидизации. С другой стороны, научно-технический прогресс, особенно в области медицины, все более расширяет возможности спасения человеческой жизни. Это особенно актуально для категории больных с очаговыми поражениями головного мозга, которые ранее считались некурабельными.

        Важным направлением в реабилитации является нейрореабилитация больных с последствиями перенесённого инсульта и черепно-мозговой травмы.

Вместе с тем в настоящее время методологические проблемы лечения и реабилитации целого ряда заболеваний с тяжелыми последствиями, в особенности при поражениях головного мозга, окончательно не решены.         Нейрореабилитация – сложнейший, патогенетически обоснованный процесс междисциплинарного комплексного лечения и проведения восстановительных мероприятий с обязательным применением методов медицинского, медико-психологического, медико-педагогического и медико-социального воздействия, значение и интенсивность которых меняются на разных этапах заболевания, обращенный прежде всего к личности больного.

XX столетие было освещено именами блистательной плеяды российских ученых: И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Л.А.Орбели, П.К.Анохина, Л.С.Выготского, Н.А.Бернштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия и многих других.

Нейрореабилитация – область нейропсихиатрии, требующая знания нейроанатомии, нейрофизиологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии, нейрохирургии, нейропсихологии, нейродефектологии.

        По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), инсульт занимает ведущее место после болезней сердца и онкологических заболеваний, среди причин смерти взрослого населения планеты. ВОЗ выделила сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания в особо сложную и социально значимую категорию, занимающую ведущее место по тяжести последствий и инвалидизации.

         Инсульт – клинический синдром, представленный очаговой и общемозговой неврологической симптоматикой, развивающийся внезапно по причине острого нарушения мозгового кровообращения, сохраняющийся не менее суток или заканчивающийся летальным исходом в течение этого срока. Ежегодно в высокоразвитых странах среди каждых 10 000 населения регистрируется 25–30 случаев инсульта.

                  Существует три основных вида инсульта: геморрагический, ишемический, субарахноидальное кровоизлияние.

         Ишемический инсульт. Согласно международным критериям TOAST, выделяют несколько патогенетических вариантов ишемического инсульта. Самыми частыми причинами ишемического инсульта (инфаркта мозга) являются заболевания сердца, атеросклероз магистральных артерий головы, а также артериальная гипертония. К факторам риска развития ишемического инсульта относится сахарный диабет, курение, нарушение липидного обмена, ожирение. По механизму развития выделяют пять основных подтипов ишемического инсульта: эмболический, атеротромботический, гемодинамический, гипертонический лакунарный инфаркт, гемореологическая окклюзия мозговых сосудов при повышении свертываемости крови и/или при гиперагрегации (повышенной способности к слипанию) тромбоцитов.

Геморрагический инсульт. Главной причиной внутримозговых кровоизлияний является артериальная гипертония. Другими причинами являются разрыв артериальной мешотчатой аневризмы или артериовенозной мальформации. В развитых странах, где ведется активная борьба с артериальной гипертонией в национальном масштабе, наблюдается тенденция к снижению случаев геморрагического инсульта. Основным фактором, определяющим тяжесть геморрагического инсульта, является размер гематомы. Однако и при относительно небольших размерах гематомы, расположенной вблизи к гипофизарно-гипоталамической области, являющейся центром всех вегетативных функций организма, могут наблюдаться тяжелые последствия. Для кровоизлияния в мозг в большей степени, чем для ишемического инсульта, характерны выраженная общемозговая симптоматика, включая нарушение сознания и уровня бодрствования (от оглушенности, заторможенности до комы), менингеальные симптомы (очень похожие тем, что наблюдаются при воспалении мозговых оболочек – менингите), а в спинно-мозговой жидкости обнаруживается кровь.

         Субарахноидальное  кровоизлияние – это кровоизлияние в подпаутинное пространство мозга. Субарахноидальное кровоизлияние встречается реже, чем инфаркт мозга и внутримозговое кровоизлияние: его частота составляет 12–16 случаев на 100 тыс. населения ежегодно. Летальность при его развитии происходит  не более чем в 20 % случаев. Основной причиной субарахноидального кровоизлияния является разрыв артериальной мешотчатой аневризмы.

         Следующим после инсульта заболеванием ЦНС по значению и тяжести последствий является нейротравма.

         Черепно-мозговая травма (ЧМТ)  приводит к различным по степени и распространённости первичным структурно-функциональным повреждениям мозга (в зависимости от ее механизма, тяжести и вида).

В ответ на повреждение мозга возникает нарушение мозгового кровообращения, ликвороциркуляции, гипоталамо-гипофизарно- надпочечниковой взаимосвязи, проницаемости гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). Неблагоприятными вторичными факторами поражения мозга являются его гипоксия вследствие нарушения дыхания и кровообращения.

      Необходимо признание факта существования системы нейрореабилитации, когда помощь оказывается разным по патогенезу заболевания группам больных, но с практически одинаковыми последствиями, например при цереброваскулярной и нейрохирургической патологии. К сожалению, до настоящего времени в научной и практической литературе вопросы лечения и нейрореабилитации больных с инсультом и черепно-мозговой травмой рассматриваются отдельно.

Наряду с хирургическим (нейрохирургическим) вмешательством, медикаментозной терапией в процессе лечения больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы чрезвычайно важна организация совместного нейрореабилитационного процесса этой категории больных, который неразрывно связан с лечебным процессом и является его составной частью на всех этапах заболевания.

 Все расстройства, о которых было сказано выше, относятся к междисциплинарной области знаний, как в области диагностики, так и в области лечения и нейрореабилитации.

Инсульт и черепно-мозговая травма  это мультидисциплинарная проблема, связанная с вопросами выхаживания и реабилитации больного в связи с тяжестью последствий и осложнений и требующая решения медицинских, социальных и организационных проблем, что определяет, в конечном счёте, эффективность лечения и реабилитации. Это область медицинской психологии, педагогики и медико-социальной помощи, которая представляет собой интегральную междисциплинарную систему, требующую длительные сроки для ее реализации.

В перечне специалистов этого сложнейшего процесса, кроме реаниматологов, нейрохирургов, неврологов, психиатров, травматологов, терапевтов, кардиологов, врачей ЛФК, дерматологов, ЛОР, офтальмологов, стоматологов, необходимо участие специалистов по эрготерапии, психологов (нейропсихологов), нейродефектологов (логопедов), социальных работников, реабилитологов и целый ряд других, обеспечивающих междисциплинарность диагностики, лечения и нейрореабилитации.

        

2.Нейропсихологических метод в диагностике и преодолении речевых расстройств

Нейропсихология – одна из наиболее интенсивно развивающихся современных областей психологического знания. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В клинической практике нейропсихология приобретает важнейшее значение при исследовании, диагностике и программированию процесса нейрореабилитации.

Развитие современной нейрохирургии и нейрореаниматологии привело к  значительному увеличению числа больных, выживающих после тяжелейших поражений головного мозга и имеющих выраженные нарушения не только двигательных, но и высших психических функций (ВПФ).

Нарушения  речи, внимания, восприятия, памяти и других когнитивных функций - причина глубокой инвалидизации пациентов, многие из которых на момент травмы мозга находились в возрасте социальной и профессиональной активности.

Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и интенсивного развития этой дисциплины.

Формирование нейропсихологии как самостоятельной науки тесно связано с развитием  психологии,  нейрофизиологии, неврологии и нейрохирургии начала  XX  века. Эта   отрасль знаний начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах, а особенно активно — в России. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, а главная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельного направления науки принадлежит А. Р. Лурия.

        А. Р. Лурия наряду с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным непосредственно разрабатывал теоретические основы отечественной психологической науки и создал нейропсихологическую теорию мозговой организации высших психических функций человека. Важнейшим вкладом А. Р. Лурия в мировое естествознание явилось создание новой методологии: создание концепции о системной динамической локализации высших психических функций, теории о трех функциональных блоках мозга.

Известно, что психические процессы человека являются сложными функциональными системами и они не локализованы в ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой вклад в организацию этой функциональной системы.

А. Р. Лурия  выделил и описал три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности.

Эти блоки он обозначил следующим образом: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Представления о высших психических функциях как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.

  Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа высших психических  функций  (т.  е.  совокупность  различных  мозговых  структур  и протекающих  в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление. Таким   образом,   высшие   психические   функции системны по своему психологическому строению, а также имеют сложную основу в виде многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются главными для теории системной динамической локализации высших психических функций, что является теоретической основой современной отечественной нейропсихологии.

Нейропсихологические методы диагностики и восстановления когнитивных функций представляют собой не набор изолированных приемов, а структурно-динамическую систему, в которой все методы взаимосвязаны. Выбор тестов определяется также и  индивидуальными особенностями пациента, тщательно изучаются  индивидуальные случаи поражений мозга и проводятся исследования групп пациентов.

Основной задачей нейрореабилитации является восстановление высших психических функций (речи, внимания, памяти, различных видов гнозиса и праксиса, счета и пр.), нарушенных в результате поражений мозга различного генеза. Нарушения психических функций носят сложный, индивидуальный характер, проявляясь широким спектром неоднородной, нейропсихологической симптоматики. Характерно, что эта симптоматика, в силу системности строения психических функций, а также спонтанных компенсаторных процессов, происходящих в мозге, зачастую не соответствует пораженному морфологическому субстрату.

Грамотная нейропсихологическая диагностика при сопоставлении с методами объективной визуализации мозговых структур дает возможность определить динамику и эффективность реабилитации на различных этапах заболевания.

Нейропсихологическое исследование является крайне важным также при прогностической оценке нейрореабилитации с учетом индивидуальных особенностей мозговой организации психических функций пациента.

Таким образом, применение нейропсихологических методов диагностики и коррекции в комплексе с объективными методами визуализации структур головного мозга является необходимым условием комплексной всесторонней эффективной нейрореабилитации пациентов с поражениями ЦНС.

  1. Методы нейропсихологического обследования двигательных функций

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Именно он позволяет дать оценку, а затем описать все системно-динамические перестройки, сопровождающие психическое развитие человека с точки зрения его мозгового обеспечения. Осознать глубинные механизмы его психического статуса и спланировать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения.

Остановимся подробнее на методах обследования различных видов праксиса.

1. Кинестетический праксис

А) Праксис поз по зрительному образцу.

И.: «Делай, как я».

Пациенту последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы пациент свободно кладет руку на стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу.

И.: «Закрой глаза. Вы чувствуете, как я сложила Вам пальцы?» Затем рука пациента «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

C:\Users\Book\Downloads\i_005.png

  1. Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь».

И.: «Делай, как я».

Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Два раза вы делаете задание вместе с пациентом медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить пациенту те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро — ладонь — кулак».

C:\Users\Book\Downloads\i_006.png

2. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете образец:

И.: «Продолжите узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

C:\Users\Book\Downloads\i_007.png

3. И.: «Напишите: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину»

5.  Реципрокная координация рук.

И.: «Положите руки так же на стол. Делайте, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

C:\Users\Book\Downloads\i_008.png

  1. Оральный кинетический праксис

И.: «Делай, как я».

Например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3)дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

  1. Пространственный праксис

C:\Users\Book\Downloads\i_009.png

  1. Тактильные и соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

•И.: «Закройте глаза. Покажите место, до которого я дотронулась». Прикасаясь к какому-либо месту на теле пациента, вы просите показать, куда вы дотронулись. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

•И.: «Закройте глаза. Положите руки на стол (ладонями вниз)». Далее, как в пункте А.

  1. Проба Тойбера.

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле пациента (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

3. Проба Ферстера.

И.: «Что я нарисовала (написала) у Вас на руке?»

Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой рукепациента фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти пациента рисуемых знаков.

4. Проекция локализации прикосновения.

И.: «Закройте глаза. Я дотронусь до Вас, а вы покажете это место на «человечке»».

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела пациента и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

  1. Проба Сегена.

Широко известный тест «Доска Сегена» используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа:

1) тест выполняется в свободном режиме;

2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой;

3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая — вкладывает фигуру в гнездо;

4) правая рука манипулирует с фигурами, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

  1. Методы нейромоторного тренинга в нейрореабилитации больных с очаговыми поражениями ЦНС

В основе восстановления и компенсации нарушенных функций нервной системы, речи, мышления, памяти, приобретения новых навыков лежат механизмы нейропластичности.

Анатомической основой пластичности является реорганизация кортикальных отделов, увеличение эффективности функционирования сохранившихся структур и активное использование альтернативных нисходящих путей. Непосредственная реализация этих изменений на клеточном (нейрональном) уровне заключается в синаптическом ремоделировании и неосинаптогенезе. Процессы пластичности вовлекают корковый и субкортикальный уровни, включая таламус, базальные ганглии и структуры ствола мозга. Важно, что эти процессы не являются однозначно положительными для восстановления и могут носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер.

Особое место в лечении двигательных нарушений занимает кинезотерапия – лечебная физическая культура (ЛФК), посредством которой осуществляется моторный тренинг. Кинезотерапия, как одно из ведущих средств физической нейрореабилитации, оказывает своё воздействие на организм больного использованием лечебного эффекта физических упражнений. Физические упражнения, как организованная форма движения, имеют глубокую биологическую и психофизиологическую основу всестороннего влияния на организм больного и осуществление регуляции его функций.

Выполнение физических упражнений вызывает перестройку большинства функций организма, особенности и степень которых зависит от интенсивности, продолжительности и характера двигательной деятельности. В деятельности центральной нервной системы происходит повышение лабильности и возбудимости многих проекционных и ассоциативных нейронов. В различных отделах ЦНС создаётся функциональная система нервных центров, обеспечивающая выполнение поставленной цели действия на основе анализа внешней информации. Возникший комплекс нервных центров становится рабочей доминантой, которая имеет повышенную возбудимость, поддерживается различными афферентными раздражителями (при их функциональной дееспособности) и избирательно затормаживает реакции на посторонние раздражители. В господствующих нервных центрах создаётся цепь условных и безусловных рефлексов или динамический стереотип двигательного навыка, который облегчает последовательное выполнение одинаковых движений (в циклических упражнениях) или программы различных двигательных актов (в ациклических упражнениях). Перед выполнением упражнений в коре полушарий происходит предварительное программирование и формирования настройки на предстоящую работу, которые отражаются в различных формах изменений электрической активности. Происходит избирательное увеличение межцентральных взаимосвязей корковых потенциалов, повышается возбудимость и лабильность мышц, чувствительность их проприорецепторов.

Для повышения эффективности восстановления нарушенных двигательных функций больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, необходимо в первую очередь соблюдать основополагающие принципы нерореабилитации:

  • раннее начало;
  • комплексность использования всех доступных и необходимых средств;
  • индивидуализация программ нейрореабилитации;
  • соблюдение этапности;
  • непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов.

Наиболее распространёнными последствиями очагового поражения головного мозга являются: параличи и парезы, чаще с повышенным спастическим мышечным тонусом, нарушение функции ходьбы, чувствительности различных уровней, зрительные и глазодвигательные нарушения. Возможны бульбарные и    расстройства, проявляющиеся как дисфагия, дизартрия, речевые расстройства. Характерны также эмоционально-волевые нарушения, нейропсихологические (когнитивные) синдромы, такие как нарушение  внимания, восприятия, памяти, пространственные нарушения (представление о схеме тела, игнорирование половины пространства и др).

Самой распространенной двигательной дисфункцией является центральный паралич, возникающий при поражении центрального двигательного нейрона на любом его участке (двигательная зона коры больших полушарий, ствол головного мозга, спинной мозг). Перерыв или повреждения пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга на сегментарный рефлекторный аппарат спинного мозга: его собственный аппарат растормаживается. В связи с этим все основные признаки центрального паралича, так или иначе, связаны с усилением возбудимости периферического сегментарного аппарата.

При организации нерореабилитации больных, перенесших инсульт, необходимо учитывать существующую в настоящее время периодизацию постинсультного этапа, который принято делить на 4 периода:

  • острый период (первые 3-4 недели);
  • ранний восстановительный (первые 6 месяцев), в котором выделяют два периода – первый (до 3 месяцев), когда в основном происходит восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях, и второй (от 3до 6 месяцев), на который приходится пик восстановления сложных двигательных навыков, причем, в этот период возможно стойкое восстановление. Это наиболее благоприятный период, для активного использования специальных нейрореабилитационных методов двигательных когнитивных функций, в том числе речи;
  • поздний восстановительный период (от 6 месяцев до 1 года), в течение которого может продолжиться восстановление речи, статики и трудовых навыков.
  • резидуальный период (через 1 год после развития инсульта); это период, в течение которого у больных с легкими остаточными явлениями тоже может продолжаться восстановление нарушенных функций при условии применения интенсивной нейрореабилитационной программы.

Надо отметить, что в раннем и позднем восстановительном периодах механизмы спонтанного восстановления функций наиболее активны, добавление нейрореабилитационных мероприятий позволяет добиться наилучщих и более быстрых результатов восстановления. В резидуальном периоде длительные регулярные нейрореабилитационные курсы выступают в роли тренинговых и обучающих систем, которые обращены уже не к резервным а к компенсаторным механизмам.

Нейрореабилитационные мероприятия после инсульта должны начинаться как можно быстрее, в зависимости от возможностей пациента. Если у больного отсутствуют общие противопоказания к проведению нейрореабилитационных мероприятий, то ему с первых часов и дней после развития инсульта начинают проводить реабилитационные мероприятия, которые могут существенно отличаться в зависимости от тяжести состояния пациента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведение регулярного обследования пациента на разных этапах нейрореабилитации и осуществление детальной количественной оценки степени выраженности нарушений высших психических функций, позволит нейродефектологу и нейропсихологу оценивать динамику их состояния  и эффективность различных видов направленного лечебного (в том числе и фармакологического) или коррекционного воздействия.

Нейропсихологическое исследование в сопоставлении с результатами медицинских наблюдений (данными МРТ, ВП, ЭЭГ, соотнесении с динамикой неврологической симптоматики и пр.) является крайне важным и при определении резерва компенсаторных возможностей пациентов, разработке ближайших целей реабилитации.

Приемы и методы нейропсихологической диагностики и восстановления высших психических функций находят широкое применение в современных реабилитационных клиниках. Их грамотное применение  позволяет не только решать широкий круг важнейших клинических задач, но и эффективно проводить научно - исследовательские работы междисциплинарного характера.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2010.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход».  СПб., 2008.
  3. Ахутина Т. В. Нейролингвистика нормы. Материалы I Международной конференция памяти А. Р. Лурия.  М., 1998.
  4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2008.
  5. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
  6. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.
  7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.  М., 2009.
  8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000.
  9. Хомская Е. Д. Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М., 1998.
  10.  Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1987.
  11. Холмогорова А.Б. «Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология». М., 2010.
  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2010.
  13.  Хомская Е.Д. Нейропсихологическая диагностика (комплект из 2 книг), М., 2007.
  14.  Цветкова Л.С. Афазиология. Современные проблемы и пути их решения. М., 2011.
  15.  Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 2010.
  16.  Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление. М., 2005.

 Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000. Список литературы:

  1.  Albert Lo AC, Guarino P, Krebs HI et al. Multicenter Randomized Trial of Robot-Assisted Rehabilitation for Chronic Stroke. Methods and Entry Characteristics for VA robots. Neurorehabil Neural Repair. 2009 Oct;23(8):775-83
  2.  Truelsen, T., Piechowski-Jóźwiak, B., Bonita, R., et al. Stroke incidence and prevalence in Europe: a review of available data. European Journal of Neurology, 13 (6), June 2006 , pp. 581-598(18)
  3.  World Health Organisation (1978). Cerebrovascular Disorders (Offset Publications). Geneva: World Health Organization. ISBN 9241700432. OCLC 4757533
  4.  Cook DJ, Guyatt GH, Laupacis A, Sackett DL. Rules of evidence and clinical recommendations on the use of antithromboticagents. Chest 1992; 102 (suppl 4): 305S-311S.
  5.  Bogousslavsky J, Van Melle G, Regli F. The Lausanne Stroke Registry: analysis of 1000 consecutive patients with first stroke. Stroke 1988; 19: 1083-1092.
  6.  Harbison J, Massey A, Barnett L, Hodge D, Ford GA (June 1999). "Rapid ambulance protocol for acute stroke". Lancet 353 (9168): 1935. doi:10.1016/S0140-6736(99)00966-6. PMID 10371574.
  7.  Kidwell CS, Saver JL, Schubert GB, Eckstein M, Starkman S (1998). "Design and retrospective analysis of the Los Angeles Prehospital Stroke Screen (LAPSS)". Prehospital Emergency Care 2 (4): 267–73. doi:10.1080/10903129808958878. PMID 9799012.
  8.  Kothari RU, Pancioli A, Liu T, Brott T, Broderick J (April 1999). "Cincinnati Prehospital Stroke Scale: reproducibility and validity". Annals of Emergency Medicine 33 (4): 373-8. doi:10.1016/S0196-0644(99)70299-4. PMID 10092713.
  9. S.PR.E.A.D. (Stroke Prevention and Educational Awareness Diffusion). 2005: “Ictus Cerebrale, linee guida Italiane di prevenzione e trattamento” Raccomandazioni.
  10.  Blanton S, Wolf SL. An application of upper-extremity constraint-induced movement therapy in a patient with subacute stroke. Phys Ther. 1999 Sep;79(9):847-53.
  11.  Collin C Wade D. Assessing motor impairment after stroke: a pilot reliability study. J Neurology Neurosurg Psychiatry. 1990; 53: 576-579
  12.  Medical Research Council of the United Kingdom. Aiak to Examination of the Penphera1 Nervous System: Memorandum No 45. Palo Alto, Calif: Pedragon House; 1978.
  13.  Katz RT. Spasticity. In: O'Young B, Young MA, Stiens SA. PM&R Secrets. Philadelphia; Hanley & Belfus, 1997, p. 487.
  14. Viosca E, Martínez JL, Almagro PL, Gracia A, González C. Proposal and validation of a new functional ambulation classification scale for clinical use. Arch Phys Med Rehabil. 2005 Jun;86(6):1234-8.
  15.  Collin C Wade D. Assessing motor impairment after stroke: a pilot reliability study. J Neurology Neurosurg Psychiatry. 1990; 53: 576-579
  16.  Fahn S, Bressman SB, Marsden CD. Classification of dystonia. Adv Neurol. 1998;78:1-10