АЛГОРИТМ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самохлеб Марина Александровна

В статье рассматриваются вопросы осуществления внутреннего контроля в образовательных организациях. Раскрываются требования к проведению внутреннего контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

АЛГОРИТМ И ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самохлеб Марина Александровна,

обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа: «Менеджмент в образовании».

Научный руководитель: Головань Т.М.,

кандидат педагогических наук, доцент

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления внутреннего контроля в образовательных организациях. Раскрываются требования к проведению внутреннего контроля.

 Ключевые слова: образовательная организация, внутренний контроль,  функции внутреннего контроля.

Summary. The article presents the issues of arranging the internal control in educational organizational. The requirements for internal control are disclosed.

Key words: educational organizational, internal control, functions of internal control.

Современные социальные условия предъявляют особые требования к системе внутреннего контроля. Управление качеством образования невозможно без чёткой и хорошо отработанной процедуры получения информации о результатах учебной деятельности.

Внутренний контроль, его качество, его профессиональная и нравственная основа являются одной из сложных управленческих проблем. Сложность контроля в педагогической системе состоит, прежде всего, во множестве и разнообразии объектов, о которых необходимо получить информацию для организации адекватного управления. Такими объектами обычно являются классы, учащиеся, педагогический состав, результаты педагогической деятельности, инновации и многое другое.

Основным показателем, влияющим на стратегическое планирование образовательных организаций, являются внутренние процессы, а одним из элементов этих процессов является внутренний контроль. Внутренний контроль – это комплекс мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности образовательной организации. Деятельность внутреннего контроля должна быть регламентирована внутренними документами и  осуществляться с целью помощи руководителю в управлении образовательной организацией. Целью внутреннего контроля является контроль за соблюдением законодательства и внутренних процедур, предоставление руководству организации своевременной  и достоверной информации о состоянии дел, для выявления проблемных вопросов и возможности их решения.

Внутренний контроль как система с обратной связью должен обладать рядом свойств: стратегической направленностью контрольной деятельности, своевременностью, простотой, гибкостью и экономичностью. Система внутреннего контроля должна быть: конкретной, т.е. выстраиваться с учетом потребности образовательной организации в контрольной деятельности; современной (опираться на идеи, теории разных наук, изучающих вопросы социального управления, в том числе управления педагогическими системами); логически непротиворечивой (согласованность идей, планов контрольной деятельности с теми концептуальными основаниями, в духе которых выстроена действующая модель образовательной организации).

К осуществлению контроля в образовательных организациях предъявляют следующие требования:

- Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ОО;

-   Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ОО;

- Планирование контроля – тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем направлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве;

- Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;

- Своевременность контроля;

- Гласное подведение итогов.

Основным организационным этапом построения системы внутреннего контроля является разработка организационно-распорядительных документов. К таким документам могут относиться:

- положение о внутреннем контроле;

- приказы о проведении внутреннего контроля;

- план мероприятий внутреннего контроля.

Необходимо, чтобы внутренний контроль был системным. На ознакомительном этапе рекомендуется проверять соответствие учредительных документов требованиям действующего законодательства, а на заключительном – необходимо формировать пакет рабочих документов, составлять отчёт и осуществлять его представление совместно с рабочей документацией.

В состав конкретных функций системы внутреннего контроля входят следующие компоненты: контроль за текущим планированием образовательного и обеспечивающих процессов; контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса; контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров; контроль за состоянием образовательной среды, материальной базы, за сбережением и расходом ресурсов; контроль за состоянием ресурсообеспечивающей деятельности; контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.

Внутренний контроль способствует всестороннему совершенствованию образовательной деятельности путём предупреждения, выявления и устранения недостатков, поиска резервов повышения качества учебно-воспитательного процесса и работы подразделений, обобщения и распространения передового опыта.

Также внутренний контроль должен обладать аналитически-программирующим характером. Осуществление такого контроля предполагает: глубокий анализ предстоящей контрольной деятельности и определение модели внутреннего контроля, ориентирующей контролирующих и контролируемых на пути решения задач; стимулирование контролируемых к повышению своей профессиональной компетентности; подведение итогов с оценкой результативности и эффективности.

Планирование контроля является органической составной частью общего плана на год и связан с другими его разделами. Планирование внутреннего контроля может осуществляться в различных формах: текстовой, табличной, графической.

Результатами контрольной деятельности являются достижение разномасштабных целей (стратегических, тактических, оперативных), функционирование и развитие, а также целесообразное управление этими процессами. Результаты контрольной деятельности должны быть итогом оценочной деятельности субъектов контроля, который представлен в тех же категориях, что и цели, и поэтому они принимаются всеми членами педагогического коллектива. Новые подходы к моделям внутреннего контроля предполагают новое видение взаимодействия функций управления. Контроль как одна из функций внутреннего управления, взаимодействующая с другими функциями в рамках управленческого цикла, предполагает определенную поддержку с их стороны.

Таким образом, внутренний контроль качества (мониторинг) как основная проблема современного образования – сложная, междисциплинарная категория, отражающая соответствие ожиданий общества и требований науки, производства, культуры и экономики. Управление качеством образования невозможно без отлаженной процедуры получения информации о результатах учебной деятельности. Конкретные цели контрольной деятельности выстраиваются с учетом потребностей и с опорой на ценностные основания образовательной организации как системы, на специфические особенности управления педагогической системой, на представления о прошлом и настоящем состоянии, о тенденциях её развития.

 Литература:

  1. Андреев А.Н., Самойленко П.И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. – 2003. -№ 7. - С. 19-21.
  2. Захарова Е. Н.Мозгот В. Г. Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2012. - №1. С. 25 – 28.
  3. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход) : учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Логос, 2012. – 279 с.
  4. Киданова Н.Л. Внутренний контроль в образовательных организациях: вопросы теории и практики // Наука. Теория. Практика. – 2017. - №1. С. 17-19.
  5. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 260 с.