Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Головная повязка «Масмак» (аппликация)

Кузнецова Оксана Александровна

Познакомить детей с элементами чувашской вышивки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_o.a._konspekt_nod.docx459.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеКартинки по запросу рамка чувашский орнамент

 «Детский сад №166 «Цветик - семицветик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

 «Головная повязка «Масмак»

(аппликация)

Похожее изображение

Подготовила:

воспитатель Кузнецова О.А.

Чебоксары-2019

Вид деятельности: изобразительная деятельность (аппликация)

Форма деятельности: мастер-класс

Образовательные области: художественное-эстетическое развитие

Цель: познакомить детей с элементами чувашской вышивки.C:\Users\админ\Downloads\1457688880612a6b575c85a31ba969072e6d61871e5_b.jpg

Образовательные задачи:

  1. Дать знания, представления о чувашской вышивке;
  2. Формировать умение составлять несложные узоры из геометрических фигур, путем украшения повязки «масмак».

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы и речь;
  2. Обогатить словарь детей следующими словами и выражениями: «масмак», «налобная повязка».

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать аккуратность в работе: ставить кисточку на подставку, промокать лишний клей салфеткой, пользоваться клеенкой;
  2. Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.

Материалы и оборудование: кукла «Нарспи», фотографии, рисунки с изображением «масмак»; полоски бумаги 10х25 см красного цвета, ножницы клей, кисть для клея, вырезанные квадраты и треугольники из желтой, зелёной, синей цветной бумаги, салфетки, доски (на каждого ребёнка).

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение чувашских сказок и легенд
  • Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением элементов чувашского костюма
  • Беседа «Я в Чувашии живу»
  • Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?».

Методические приёмы:

1.Вводная часть:

  • Приход в гости куклы Нарспи.
  • Подарок от куклы.
  • Беседа с детьми.
  • Показ и рассматривание элементов повязки «масмак».

2.Основная часть:

  • Рассказ о девочке «Масмак»
  • Показ воспитателя последовательности выполнения узора солнца на мольберте
  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Индивидуальная работа воспитателя с детьми.

3.Заключительная часть:

  • Оформление выставки детских работ на мольберте.
  • Беседа с детьми и дифференцированное поощрение каждого ребенка.

Дети стоят в кругу. Стук в дверь. В гости приходит чувашская национальная кукла "Нарспи" и приносит для детей красивую шкатулку.C:\Users\админ\Downloads\1457688880612a6b575c85a31ba969072e6d61871e5_b.jpg

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях кукла, ее зовут Нарспи, поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте. 

Воспитатель: Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (ответы детей). Правильно, чувашской. А как вы догадались? (по костюму)

-Посмотрите на ее наряд. Платье белого цвета, обшита красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета. Ребята, Нарспи пришла к нам не с пустыми руками, а вот с такой красивой шкатулкой (показывает всем). Хотите узнать, что там внутри?

Дети: Да

Воспитатель: (воспитатель открывает шкатулку и достаёт из нее повязку «масмак»). Ребята, вы знаете, что это такое? (ответы детей). Это повязка «масмак». Кто из вас знает, для чего она нужна? (Ответы детей). "Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого.

(Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает).

-Посмотрите, какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает? В узорах чувашской народной вышивки живут образы природы родного края, народа, Родины. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека.

Рассказ о девочке «Масмак» (рассказывает ребёнок).

Девочка по имени Масмак, гуляя с мамой, увидела радугу после дождя. Дома, восхищаясь красотой природы, она вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак».

Чуваши на всех вышивках изображали символ солнца – это  источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, оно вышивалось в виде крестика, круга, квадратика, восьмиугольника.

          -Ребята, а вы хотите сделать такую же повязку своими руками? (Ответы детей). Тогда кукла Нарспи приглашает в свою мастерскую. Вышивать пока мы с вами не умеем, но можем сделать аппликацию.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним, как чуваши изображали солнце. (Показ изображений) Солнце чуваши изображали по-разному (воспитатель рисует треугольники по кругу) Чем вам этот узор напоминает солнце? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, треугольники похожи на лучи солнца, вращающиеся по кругу. C:\Users\админ\Downloads\1457688880612a6b575c85a31ba969072e6d61871e5_b.jpg

- Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей)

- Правильно. Треугольники. Они похожи на лучики.

- Молодцы. А теперь идём в мастерскую, где мы каждый сделаем свой «масмак».

- Ребята, у вас у каждого полоски бумаги красного цвета, «масмак».

- Сначала мы с вами возьмём квадраты, сложим пополам и вырежем по линии сгиба,и прежде чем приклеим их, составим узор на полоске бумаги. Разложили, молодцы, теперь будем брать по одной фигуре, намазывать ее клеем и приклеивать на то место, откуда ее взяли.

Пока дети выкладывают узоры, воспитатель задаёт вопросы по технике наклеивания.

Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально. После высыхания работ, повязки помещаются на мольберт с помощью магнитов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота у нас получилась!

  -Что мы сегодня с вами изготовляли в нашей мастерской? (Ответы детей)

  -Вам понравилось делать повязку «масмак»? (Ответы детей). А что такое «масмак»? И для чего он нужен? (Ответы детей).

 - Что особенно вам понравилось? Почему? (Ответы детей)

 -Вы хорошо потрудились, молодцы. Кукла Нарспи прошептала мне на ушко, что вы все большие молодцы и ей пора уходить. Спасибо кукле Нарспи, за то, что показала нам красоту чувашского орнамента. Скажем ей «До свидания!»

Список литературы:

  1. Л.Г. Васильева. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников.–Чебоксары: Новое время, 2006 г. 
  2. Л.Г. Васильева.  Загадочный мир чувашских узоров. – Чебоксары: Новое время, 2006 г.
  3. В. Драгуновой. Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.