Консультация для воспитателей "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников раннего возраста"

Сизова Виктория Жановна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников раннего возраста»

                                                                  Выполнила воспитатель

                                                                                    Сизова В. Ж.                                                                                       

                                                                     Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным,

                                                                     Сделайте его крепким и здоровым,

                                                                     Пусть он работает, действует, бегает -

                                                                     Пусть находится в постоянном движении.

                                                                                           Ж. Ж. Руссо

 

     В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

     Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

     Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Целью оздоровительной работы в ДОУ является: создание системы работы по укреплению здоровья воспитанников, формированию и развитию их социализации, расширению предметной среды в ДОУ.

Какие же основные компоненты здорового образа жизни следует отметить:

                                            1.Рациональный режим

            Режим -это распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.

                                  2.Правильное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение сбалансированного питания
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям я рекомендую придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. К сегодняшнему дню все дети могут самостоятельно есть и правильно держать ложку. Во время еды строго слежу, чтобы последовательность блюд была постоянной, еда была не слишком горячей, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал, и чтобы дети не разговаривали во время еды.

                           3.Рациональная двигательная активность.

      Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Я использую такие средства двигательной направленности:

Физические упражнения развивают устойчивое положение тела, правильную осанку умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Формируют умения ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать), прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Физкультминутки Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей. Они улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Это время для веселья, стихов и движения. 

Гимнастика (оздоровительная после сна) чтобы проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой, и начинать проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам) с целью профилактики и коррекции плоскостопия.

Пальчиковая гимнастика Цель: развитие мелкой моторики рук детей. Провожу ежедневно.

Зрительная гимнастика: Цель: формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения. Провожу регулярно 2-3 раза в день.

Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности, во время прогулки.

                             

                                             4.Закаливание организма

Закаливание — это комплекс оздоровительных процедур, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды путём тренировки терморегуляционных механизмов.

В отсутствии детей организую сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;  

• Слежу за тем, чтобы дети были одеты по погоде.

• Организую прогулки при температуре воздуха не ниже 15 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

• слежу за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20

• Организую дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18? С и выше. Моем руки, лицо. шею тёплой водой. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

                              5. Соблюдение правил личной гигиены

 

     Приучаю детей к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.

Регулярно провожу беседы, дидактические игры, читаю стихи по данной теме. Подвожу детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

6. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .

Для психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

 Для развития психологически полноценной личности использую все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; и общение со сверстниками.