Педагогический проет

Симашева Эльмира  Ибрагимовна

Материал о том как педагог-психолог может сделать педагогический проект с детьми используя песочную террапию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Педаго-психолог МБОУ «Школа № 144» г.Казань :Симашева Э.И.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

В общих чертах проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Выделяют ещё шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.

Каждой фазе соответствует определенный этап

  • Инициация проекта (целеполагание)
  • Планирование (разработка) проекта
  • Исполнение (выполнение) проекта. Мониторинг и контроль.
  • Результат (подведение итогов) проекта  

ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА

Необходим наличие значимой проблемы.   Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.

Определив проблему, над который вы будете работать, стоит  провести  анализДля этого можно использовать такой метод, как SWOT–анализ. Название метода образовано от первых букв английских терминов:

S   -  сила (strength),

W -   слабость (weakness),

O -    возможности (opportunities),

T -     угрозы (threats).

        

Этот метод позволяет проанализировать проект с позиции каждой из четырех указанных выше сторон, что дает полное представление о ситуации и рисках проекта.

После того как проблема обозначена необходимо сформулировать цель проекта - ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта. Другими словами, Что хочу получить?

Проблема и цель тесно взаимосвязаны: формулировка проблемы переходит в цель проекта  (Методика Светенко Т.В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)

 Для оценки цели проекта существует так называемый SMART–тест. Название этого теста образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели(ей) проекта:

S конкретность (specific)

M измеримость (measurable)

A достижимость (achievable)

R выгодность (rewarding)

T временные рамки (timebound)

        Выделю еще один критерий оценки цели – её актуальность.

ПЛАНИРОВАНИЕ (РАЗРАБОТКА) ПРОЕКТА

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Предлагается метод 3-х вопросов:Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем про это?

В группе проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Педагог фиксирует ответы детей. Затем педагог задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к высказываниям детей.

Когда все дети выскажутся, педагог спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности.

Поступившие предложения могут стать дополнениями и изменениями к уже готовому плану .

Составляя план, строго следуйте задачам.

Задачи

Что делать?

Методы

Как делать?

Сроки

Когда?

Ответственные

Дать детям представление об использовании песка

- беседа

– рассматривание иллюстраций

- экспериментирование

 

Непосредственно организованная и совместная деятельность в режимных моментах

Режимные моменты

Организованная  образовательная деятельность

Утро

беседа, игры, продуктивная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

прогулка

Вечер

с/р игра, игры малой подвижности, экспериментирование

        На этапе планирования также определяется конечный продукт проекта и форма его презентации. Это обязательно обсуждается с детьми. И если этот продукт заинтересует ребенка, это послужит дополнительным стимулом для его деятельности.

После составления совместного плана действий начинается следующий этап работы над проектом – его практическая часть. 

ИСПОЛНЕНИЕ (ВЫПОЛНЕНИЕ) ПРОЕКТА. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ.

Исполнениепроекта направлено на непосредственное создание продукта, ради которого реализуется данный проект.

На этом этапе дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.

Работа над какой– либо проблемой не только обогащает содержание образования, но и формирует первичные проектные умения: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его (конечно, пока не самостоятельно, а с помощью воспитателя или родителей). В ходе реализации проекта  ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творческо– исследовательскую деятельность.

Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя”.

Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

Выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:выставка; газета; журнал; игра; карта; коллекция; костюм; макет; модель; оформление группы; пакет рекомендаций; праздник; серия иллюстраций; сказка; экскурсия; историческая лента времени; альбом; коллаж; драматизация; реклама; концерт; сообщение и т.д.

Созданный продукт – не только результат  проектной деятельности, важнее для нас – процесс учения и “папка исследователя” (“проектная папка”), сопровождающая продукт и содержащая  рабочие материалы проекта.В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.

        Мониторинг и контроль нацелены на обеспечение исполнения проекта в соответствии с планом проекта, отслеживание определенных параметров проекта.

Критерии оценки результатов по диагностике……

  • прописываются конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и какие методы (диагностические) вы используете. Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.

        Если реализуется долгосрочный проект целесообразно  провести диагностику в начале и по окончании проекта. Кроме  конкретных  знаний вы  выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий. Кроме количественных результатов необходимо дать  качественный анализ полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ) ПРОЕКТА  

Результатом проекта является презентация продукта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом; инсценировка; пресс– конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, театрализованное представление, концерт и т.д.

Этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

К представлению продукта проектной деятельности дети могут готовиться не только с воспитателем, но и с родителями. Замечательно если они вместе будут участвовать в этом процессе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

В конце каждого проекта воспитатель проводит  самоанализ, отвечая на следующие вопросы:

  • Чему научились дети?
  • Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
  • Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?
  • Что не удалось? Почему?
  • Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Продуктом  первого этапа является ПАСПОРТ проекта.

  • Полное наименование проекта. Название должно быть эмоционально-образное. Хорошо если в нем заложен деятельностный  характер (например «Зачем нужно беречь деревья» или «Поможем кошке найти друзей»)
  • Авторы проекта
  • Актуальность
  • Проблема
  • Цель проекта
  • Задачи
  • Сроки реализации
  • Место проведение
  • Участники проекта (партнеры) – должны быть четко прописаны (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель,  педагог-психолог и т.д.)
  • Тип проекта
  • Этапы реализации проекта
  • Ресурсы (информационные, научно – методические, кадровые, материально – техническое обеспечение).
  • Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)
  •  Ожидаемые результаты

Продуктом  второго этапа является календарный план.

Третий этап завершается непосредственно продуктом проекта, а также диагностическим материалами (таблицы, графики, диаграммы).

На последнем этапе, помимо презентации  продукта  проектной деятельности,  педагогу необходимо документировать опыт работы  над проектом, а также представить его администрации, коллегам на педсовете, методчасе и т.д.