ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В настоящее время в центр исследований проблем психологии выдвигаются вопросы формирования творческой, профессионально и социально ответственной личности, готовой как к постановке, так и решению разнообразных общественных и профессиональных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В настоящее время в центр исследований проблем психологии выдвигаются вопросы формирования творческой, профессионально и социально ответственной личности, готовой как к постановке, так и решению разнообразных общественных и профессиональных задач.

Актуальность обусловлена как необходимостью перестройки системы подготовки специалистов в современных условиях, так и практическими задачами достижения качественно нового уровня профессиональной подготовки выпускника среднего профессионального образования. Такая необходимость связана с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, с повышением требований к специалистам, к их активности и ответственности в отношении собственного профессионального и личностного развития.

Выявление и учет факторов профессионального развития студента должен способствовать росту эффективности процесса профессионального становления личности на этапе профессионального образования, в целях повышения конкурентоспобности молодых специалистов, умению интегрироваться в различные профессиональные, социальные и этнические сообщества с первых же дней самостоятельной работы и успешности дальнейшего профессионального роста.

Несомненно, что подготовка специалистов, их профессиональная и социальная деятельность во многом зависят от знаний, умений и навыков, которые студенты приобрели во время учебы в колледже, однако только их формированием эта подготовка не должна ограничиваться. Учебный процесс должен направляться и целями развития личности и прежде всего формирования мотивов, так как мотивы являются внутренним психологическим условием, определяющим эффективность любой деятельности человека, в том числе и учебной, основой субъективной активности, развития личности как субъекта деятельности.

Для достижения целей формирования личности специалиста в колледже необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, транс формацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий (поступков), средств, предметов и результатов. Это главное противоречие получает свое выражение в следующих конкретных противоречиях:

1. Противоречие между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельностью (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом будущей профессиональной деятельности.

2. Противоречие между системным использованием знаний в регуляции профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам, кафедрам.

3. Противоречие между вовлеченностью в процессы профессионального труда всей личности специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в традиционном обучении прежде всего на процессы внимания, восприятия, памяти, движения.

4. Противоречие между «ответной» позицией студента, в которую его ставит традиция обучения, и принципиально инициативной в предметном и социальном смысле позицией специалиста в труде.

5. Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности к «прошлому» опыту опредмеченному в знаковых системах, и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессиональной деятельности.

6. Противоречие между формами организации учебно-познавательной деятельности студентов и формами профессиональной деятельности специалиста.

7. Противоречие между константностью форм и содержания реально складывающейся учебной деятельности и развивающейся ведущей деятельностью.

Разрешению этих противоречий способствуют работы: по социальной психологии высшего образования; о формах и методах активного обучения в вузе; об индивидуальном стиле деятельности, общении и активности; о гуманистической парадигме обучения и т.д. Вместе с тем остаются малоизученными теоретические вопросы влияния учебной деятельности студента на процесс профессионального развития его личности.

Список литературы:

1. Икрин Григорий Валентинович. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Пермь, 1998 160 c. РГБ ОД, 61:98-19/129-3