Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан
Каковы требования к уровню владения преподавателеями высших образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_urovnyu_ikt.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахунова Е. А.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором развития любой сферы жизни общества, включая систему высшего образования. Преподаватели высших образовательных учреждений должны обладать определенным уровнем знаний в области информационно-коммуникационных технологий и уметь применять их на практике в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, выполнении учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, духовно-нравственной и воспитательной работы.
Уровень знаний, навыков и умений преподавателей высшей школы в области применения информационно-коммуникационных технологий в организации учебного процесса, преподавании учебных дисциплин, создании учебно-методических комплексов постоянно оценивается как руководством высших образовательных учреждений, так и другими структурами. Показатели степени использования современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании, создании учебных курсов, оценке знаний студентов, использования сети Интернет и мультимедийных систем в учебном процессе входят в состав критериев оценки деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений и критериев оценки соответствия педагогических работников квалификационным требованиям профессиональной подготовки, а уровень владения профессорско-преподавательским составом информационно-коммуникационными технологиями является одним из показателей, используемых при составлении Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан рейтинга высших образовательных учреждений.
Основные требования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий преподавателями высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан разнообразны и охватывают все виды профессиональной деятельности. Педагогические работники вузов должны постоянно использовать в своей деятельности современные информационно-коммуникационные технологии, совершенствовать свои знания, навыки и умения в данной сфере:
– знать теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества, включая понятие информационно-коммуникационных технологий, их виды, историю появления и развития;
– своевременно читать содержание нормативно-правовых документов, регулирующих использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах, включая систему высшего образования;
– знать требования по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере профессиональной деятельности, предъявляемые к специалистам, работающим в органах государственной власти разного уровня, на предприятиях, организациях и учреждениях республики;
– иметь сведения об информационно-коммуникационных технологиях, используемых в выбранной сфере профессиональной деятельности на предприятиях, организациях и учреждениях страны;
– знать требования к уровню знаний, умений и навыков преподавателей высших образовательных учреждений в области информационно-коммуникационных технологий, предъявляемые руководством вузов и другими вышестоящими структурами, самостоятельно оценивать собственные знания, умения и навыки по утвержденным критериям оценки, уметь показать их на практике, в том числе предоставив примеры применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
– обладать навыками работы с программами Microsoft Office, использовать указанные программы в подготовке учебно-методических комплексов, написании учебников, учебных пособий, научных статей, тезисов докладов на конференциях, проведении лекционных и семинарских занятий;
– знать и уметь работать с современными образовательными средами, включая модульную объектно-ориентированную динамическую управляющую среду Moodle, которая обладает рядом преимуществ как для студентов, так и для преподавателей и администрации высших образовательных учреждений;
– уметь разрабатывать электронные учебные курсы для использования в различных образовательных средах, структурировать учебный материал, составлять вопросы, тесты, задания, контролировать работу студентов;
– проводить поиск в сети Интернет, использовать материалы учебных, информационных и статистических сайтов в педагогической, учебно-методической или научно-исследовательской деятельности;
– уметь работать с электронными библиотеками, систематически читать учебники, учебные пособия, другие учебные материалы, а также научные журналы и сборники конференций, находящиеся в открытом доступе, знакомиться с аналитическими и статистическими данными, размещенными на официальных сайтах органов государственной власти разного уровня, предприятий, организаций и учреждений;
– обладать навыками создания электронных учебников, различных электронных образовательных ресурсов, учебных сайтов, а также работы с электронным портфолио преподавателя;
– интересоваться зарубежным опытом использования современных информационно-коммуникационных технологий в университетах развитых странах мира и оценивать перспективы его применения в своей профессиональной деятельности;
– использовать компьютерные и мультимедийные технологии с целью повышения качества преподавания учебных дисциплин;
– широко применять современные информационно-коммуникационные технологии и открытые электронные образовательные ресурсы в организации самостоятельного обучения студентов;
– постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, включая обучение на краткосрочных курсах университетов и учебных центров.
Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности будет способствовать повышению качества обучения в системе высшего образования.